Трансформационные и трансакционные организационные издержки

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30­е годы в его статье «Природа фирмы». Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы[2]. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

В трактовке Д. Норта Трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению».[3] Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

В теориях некоторых экономистов трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и в частности в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так согласно Чангу максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что в конечном счете определяет ее неэффективность.

2. Типология трансакционных издержек Трансакционные и трансформационные издержки

В экономической литературе существует множество классификаций и типологий трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология, включающая пять типов трансакционных издержек:

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.

2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Основной инструмент экономии такого рода затрат - стандартные (типовые) договоры.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга-это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться суррогатами (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Сюда относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью экономии этих издержек обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т. д.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов6 необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

5. Издержки оппортунистического поведения. Это самый скрытый и, с точки зрения экономической теории, самый интересный элемент трансакционных издержек.

Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности <команды> завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

В частных фирмах, и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения - главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

Вторая форма оппортунистического поведения­ - вымогательство. Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда <вымогательство> остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

Приведенная классификация является не единственной, например существует еще классификация К. Менара[4]:

1. Издержки вычленения (аналогичны 5 (отлынивание).

2. Информационные издержки.

3. Издержки масштаба

4. Издержки поведения.

С введением в анализ трансакционных издержек необходимо уточнить структуру издержек фирмы.

В рыночной экономике издержки фирмы можно разделить на три группы: 1) трансформационные, 2) организационные, 3) трансакционные.

Трансформационные издержки - издержки по трансформации физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.

Организационные издержки - издержки по обеспечению контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри организации.

Трансакционные и организационные издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

В современном экономическом анализе трансакционные издержки получили операционное применение. Так в некоторых исследованиях воздействие трансакционных издержек на спрос и предложение аналогично введению налогов.


37. фирмы и рынки: особенности функционировании

Основное назначение рынка — это организация взаимодействия продавцов и покупателей экономических благ. Особенностью рыночного обмена, отличающей его от натурально-хозяйственных отношений, является эквивалентность. Независимые рыночные агенты вступают во взаимовыгодный эквивалентный обмен.

Основные условия возникновения рынка:
¦ разделение труда, ведущее к специализации, росту производительности и налаживанию регулярного обмена в обществе;
¦ самостоятельность хозяйствующих субъектов — частная собственность, которая делает этот обмен эквивалентным, т.е. рыночным, поскольку самостоятельные, независимые друг от друга частные собственники вступают в обмен при условии равноценности обмениваемых благ.

Рынок является также системой регулирования экономической жизни общества. Это выражается через обслуживание производства, обмена, распределения и потребления. Так, именно рынок поставляет производственным предприятиям необходимые ресурсы и реализует их продукцию, определяя в то же время спрос на нее. В обменных отношениях рынок служит главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Рынок представляет собой механизм распределения доходов владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Потребление служит каналом, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, на рынке определяется цена на блага — главный индикатор рыночной экономики.

Как экономический механизм рынок можно разделить на «большой» и «малый». «Большой» рынок состоит из отдельных «малых» рынков (капитала, труда, жилья, продовольствия, страховых услуг и т.д., т.е. всего, что представляют собой отдельные сферы национальной экономики). «Малые» рынки разделяются на два вида: рынки ресурсов и рынки продукции (т.е. предлагаемых потребителю товаров и услуг). Одни хозяйствующие субъекты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, информации)..

Любой рынок подразделяется на все более узкие рынки. Например, если выделить на рынке ресурсов рынок труда, то он будет состоять в свою очередь из рынков по группам специальностей и профессий.

Теперь рассмотрим функции рынка. Они определяются задачами, стоящими перед рынком. Рыночный механизм существует для того, чтобы дать ответ на три ключевых вопроса:

- что производить;

- как производить;

-для кого производить? Рынок выполняет ряд функций
1. Ценообразующая функция. Это одна из основных функций рынка. С позиций неоклассической теории в результате взаимодействия производителей и потребителей и, соответственно, спроса и предложения на товары и услуги на рынке образуется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. Рыночная цена представляет собой баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

2. Информационная функция. Складывающаяся на каждом рынке цена товара несет в себе важную информацию, необходимую всем участникам экономической деятельности. Постоянно изменяющийся уровень цен на продукцию (товары, услуги) позволяет получить объективную информацию о спросе, ассортименте, качестве производимых продуктов. Например, повышение цены на какой-либо товар свидетельствует о его недостаточном предложении на рынке, а снижение цены — об избытке по сравнению с платежеспособным спросом хозяйствующих субъектов.

Объем формируемой на рынке информации позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сравнивать свое положение с конъюнктуройрынка, приспосабливать к его запросам свою экономическую политику.

3. Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности. Постоянные колебания цен не только выполняют информационную функцию, но и регулируют экономическую деятельность.

4. Посредническая функция. Рынок является посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи требующихся товаров и услуг

5. Используя механизм конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий и открывает дорогу активным предпринимателям, старающимся захватить свою нишу на рынке. В результате такого процесса отбора предприятий повышается средний уровень эффективности и устойчивости национальной экономики в целом.

Наши рекомендации