Тема: Преступления против конституционных прав и свобод
Человека и гражданина
Лекционное занятие – 2 часа.
Семинарское занятие – 2 часа.
Практическое занятие – 2 часа.
Самостоятельная работа – 2 часа.
Учебные вопросы семинарского занятия
1. Общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина
2. Преступления против политических прав и свобод (ст.ст. 136, 140, 141, 141.1,142, 142.1, 144, 149 УК РФ).
3. Преступления против социально-экономических прав и свобод (ст.ст. 143, 145, 145.1, 146, 147 УК РФ).
4. Преступления против личных прав и свобод (ст.ст. 137, 138, 139, 148 УК РФ).
Литература:
1.Конвенция о защите прав человека и основных свобод: протоколы №№1, 2, 4 к Конвенции // Российская юстиция. - 1998. - № 7. - С. 5-12.
2.Всеобщая декларация прав человека: великая хартия прав и свобод человечества: матер. междунар. конф. (15 декабря 2008г.) / отв. ред.: В. П. Игнатов. - М.: Московский университет МВД России : Щит-М, 2009. – 216 с.
3.Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности: постановление Госгортехнадзора России от 6.11.98 г. № 64 [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2013. – Режим доступа: http//www.consultant.
4.О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2013. – Режим доступа: http//www.consultant.
5.О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ: постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. N 1: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2013. – Режим доступа: http//www.consultant.
6.Алиев, В.М. О наиболее распространенных ошибках, допускаемых при квалификации преступления, связанного с нарушением авторских и смежных прав / В.М.Алиев, А.В. Борисов // Российский следователь. – 2011. – № 2. – С. 19-22.
Задания для работы в часы самоподготовки:
1. Изучить рекомендованную литературу.
2. Законспектировать п.п. 4,5 списка литературы в рабочую тетрадь.
Рекомендации для самостоятельной работы:
Видовой объектрассматриваемых преступлений составляют общественные отношения, направленные на обеспечение гарантированных Конституцией России прав и свобод. Их непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие охрану конкретного конституционного права либо свободы человека и гражданина.
Некоторые составы преступлений имеют дополнительные объекты. Так, например квалифицированный состав нарушения неприкосновенности жилища, совершенного с применением насилия ( ч.2 ст. 139 УК РФ) имеет дополнительный объект – здоровье человека.
Отдельные составы в качестве своего конструктивного признака предусматривают предмет преступления (ст. 137 УК РФ в качестве предмета предусматривает – сведения о частной жизни лица).
Потерпевшим может быть любое физическое лицо, конституционные права и свободы которого были нарушены.
Объективная сторонарассматриваемых преступлений обычно выполняется путем действия. Отдельные преступления могут совершаться и преступным бездействием (ст. 141, 143, 148 УК РФ). Большинство преступлений имеют формальную конструкцию состава (ст. 138, 139, 141 и др.). Однако предусмотрены и материальные составы (ст. 143, 146, 147 УК РФ). Имеются составы, в которых в качестве признака преступления указан способ его совершения (ст. 139, 142, ч. 2 ст. 138 УК РФ).
Субъективная сторонапреступлений характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Лишь в статье 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда) предусмотрена неосторожная форма вины. Мотив преступления указан как обязательный признак в двух составах (ст. 137, 145 УК РФ). Цели рассматриваемых преступлений для квалификации значения не имеют.
Субъект преступлений- лицо, достигшее 16 лет. Некоторые составы предусматривают специального субъекта (ст. 136 специальный субъект – лицо, использующее свое служебное положение, ч. 2 ст. 137 УК РФ и др.).
Группа преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина обширна, поэтому необходимо уделить особое внимание их классификации. Большинство составов преступлений на практике очень редко. Необходимо уяснить причины этого.
Вопросы для самоконтроля:
Охарактеризуйте преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Дайте определение фальсификации избирательных документов.
Темы для докладов и рефератов:
Влияние международных общепризнанных норм и принципов на формирование гл. 19 УК РФ.
Преемственность норм об уголовно-правовой охране труда в отечественном законодательстве.
Проблемы разграничения преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ с преступлениями, связанными с нарушением ведения различного рода работ.
Влияние избирательного права на формирование норм об уголовно-правовой защите избирательных прав.
Защита авторских и смежных прав нормами уголовного права: реальность и тенденции.
Практическое занятие
Задача № 1
Член участковой избирательной комиссии Павлов перед окончанием голосования лично заполнил 79 оставшихся неиспользованными избирательных бюллетеней, проставив в них отметки о выборе напротив кандидата, состоявшего в одной с ним политической партии.
Квалифицируйте содеянное.
Задача № 2
Начальник цеха горно-обогатительного комбината Чехно в нарушение правил устройства электроустановок допустил без предварительной проверки эксплуатацию высоковольтной линии. В результате этого проходивший по улице Сучилин, не работающий на комбинате, наступил на оголенный конец оборванного провода и от поражения электротоком погиб.
Дайте юридическую оценку произошедшего.
Задача № 3
17-летний Краснов занимался кражами на рынке. Он проникал под прилавки и тайно похищал товар у продавцов. К своему преступному промыслу Краснов привлек ученика 4 класса 11-летнего подростка Зюзина, обучил его воровским приемам. За участие в кражах обещал часть похищенного. Во время одной из краж Краснов и Зюзин были задержаны на месте преступления потерпевшим.
Дайте юридическую оценку произошедшего.
Задача № 4
Васильева вела аморальный образ жизни: злоупотребляла спиртными напитками, нигде не работала, часто меняла сожителей. Совместно с ней проживала ее 14-летняя дочь Нина. Васильева часто избивала ее, отказывалась покупать ей одежду и заставляла дочку «зарабатывать на хлеб и одежду на улице». После очередного отказа мать наотмашь ударила девочку ладонью по лицу. Та упала, ударилась о стену, вследствие чего ей был причинен вред здоровью средней тяжести.
Квалифицируйте содеянное.
Задача № 5
Воробьев, придерживаясь атеистических воззрений, критически относился к религиозным убеждениям жены и дочери. Когда дочь родила мальчика, Воробьев категорически отверг предложение окрестить младенца вцеркви. Узнав, что жена и дочь втайне от него собираются совершить обряд крещения, Воробьев заявил, что в таком случае выгонит всех троих из дома.
Дайте юридическую оценку произошедшего.