Глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли
Товарные биржи
Основными субъектами в системе распределения продовольствия являются: производитель-оптовик-оптовый покупатель.
Как известно, цель хозяйственной деятельности производителя — получение максимума прибыли. В рамках оптового рынка у производителя появляется возможность получения прибыли не за счет повышения цены, а за счет увеличения товарооборота. Это служит нормой рыночной экономики.
Оптовик является ключевой фигурой на оптовом продовольственном рынке и связующим звеном между производителем и оптовым покупателем. Работа в системе оптового продовольственного рынка дает оптовику несомненные выгоды: появляется возможность закупки товаров большими партиями и в широком ассортименте, что позволяет более рационально использовать складские помещения и торговые площади, повысить товарооборачиваемость, сократить транспортные издержки и тем самым увеличить прибыль.
Оптовый покупатель имеет возможность закупки продукции мелкими партиями и в ассортименте с оптового продовольственного рынка ежедневно. Исключается необходимость в товарных запасах и тем самым до минимума сокращается отвлечение оборотных денежных средств.
Форма расчетов за товар определяется продавцом и покупателем, стоимость товара оплачивается в момент передачи продавцом в распоряжение покупателя самого товара либо товарораспорядительных документов.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о самых разнообразных формах долговременного сотрудничества оптовых покупателей, товаропроизводителей и оптовиков. Что получит конечный потребитель от этого сотрудничества? Доброкачественные, в широком ассортименте и по доступным ценам продукты питания. Экспертно-аналитическая оценка показывает, что если будут задействованы основные факторы снижения цены на уровне всех участников канала товародвижения, то розничная цена уменьшится примерно на 40% и выровняется на межрегиональном пространстве.
В странах с развитой рыночной экономикой оптовые продовольственные рынки, имеющие одну и ту же организационную и технологическую модель, объединены в единую систему, образующую продовольственное пространство страны. Между рынками устанавливается эффективное движение продовольственных потоков, организуемых как национальными оптовиками, так и зарубежными. Крупные национальные оптовые продовольственные рынки, как правило, снабжают
продовольствием не только население собственной страны, но и зарубежные страны, являясь в то же время местом экспортно-импортных операций.
Совершенно очевидно, что проблема создания системы оптовых продовольственных рынков неотделима от проблемы АПК России. Единство интересов производителей, переработчиков, оптовиков, розничной торговли, общественного питания и потребителя — вот та задача, которую призвана решить система оптовых продовольственных рынков.
Товарные биржи
Товарная биржа представляет собой организованный товарный рынок, в рамках которого в соответствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видов товаров. Особенностью работы бирж является их бесприбыльность. Товарная биржа по своему статусу представляет собой общественную организацию, которая не ставит целью получение прибыли. Это союз предпринимателей и торговцев, образуемый в целях создания благоприятных условий для коммерческой деятельности. Товарная биржа является бесприбыльным хозяйственно-коммерческим предприятием, обеспечивающим оптовый рынок реального товара. Сумма превышения доходов биржи над ее расходами за минусом установленных законодательством платежей может быть использована только на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольно четко определить место биржи в системе оптового посредничества: это не дополнительный механизм обогащения коммерсантов, а передаточное устройство в экономическом механизме общества.
Товарные биржи можно разделить на два вида: биржи с наличным товаром и срочные — фьючерсные биржи. Наличные биржи, в свою очередь, подразделяются на открытые и закрытые. Открытая биржа торгует реальным товаром. В начальный период развития на них обеспечивался свободный доступ в биржевое кольцо самих клиентов-продавцов и заказчиков-покупателей. Для закрытой биржи, также торгующей реальным товаром, характерны два главных признака: запрет па доступ покупателей и продавцов в биржевое кольцо и наличие специализированной системы органов сбора н добиржевой обработки заказов за пределами главного здания биржи, т. е. существование периферийных служб.
Срочные фьючерсные биржи появились в США в начале (Ю-х гг. прошлого века, став в настоящее время преобладающей формой бир-
200_______________________ Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли
жевой торговли. На фьючерсных биржах объектом торговли являются контракты, а не товары непосредственно. В России первая срочная биржа стала функционировать в 1992 г. Фьючерсные биржи подразделяются на закрытые, открытые и универсальные.
На закрытой срочной бирже оперируют только профессионалы, брокеры, покупающие и продающие контракты, стандартизованные по количеству, качеству, времени и месту поставки товаров. На данном виде биржи преобладают сделки с целью хеджирования, т. е. страхования цены контрактного товара от риска либо падения, нежелательного для производителя, либо увеличения, невыгодного потребителю. Контракт как обязательство поставить товар в определенное время в будущем имеет на таких биржевых рынках вполне определенное товарное покрытие, ибо продукция, подлежащая реализации в назначенный заранее срок, должна быть в наличии или должен иметься документ о ее приобретении. Чтобы продать контракт на срочной бирже на поставку товара в будущем, производитель обязан иметь соответствующее товарное обеспечение.
На открытой срочной бирже наряду с профессионалами действуют любые продавцы или покупатели контрактов. Это открытая срочная биржа смешанного типа. В 70-х гг. биржевая торговля вышла на качественно новый уровень: объектом биржевого ценообразования стала еще не произведенная продукция благодаря тому, что стандартизироваться стали сами контракты, а не, как это было ранее, товарные партии, подлежащие реализации по контракту. Возникла «бумажная» срочная товарная биржа.
Эволюция привела к возникновению не просто ценообра.чующих, но и цеиострахующих и ценопрогпозирующих бирж, таковой и стала универсальная торговая срочная биржа. Контрактная система обеспечила практически полный отрыв цены от самого товара и возможность ее выявления до начала производства продукции, что, в конечном счете, означает бестоварное хеджирование, т. е. страхование цены любых объектов торговли.
Организационная структура биржи представлена на рис. 7.1.
Ведущее место в структуре биржи имеет котировальная комиссия. Ее основная задача — организовать учет различных видов цен (спроса и предложения, договорных, высших и низших, начальных и заключи тельных) при совершении сделки. На базе перечисленных цеп определяется котировальная — справочная цена, представляемая в прайс-листах биржи, т. е. биржевом бюллетене.
7.3. Товарные биржи
Биржа Биржевой комитет (Совет)
Дирекция биржи
Биржевое собрание (высший орган биржи)
Президент биржи
1' | |||||||
Расчетная палата | Информационно-справочный отдел | Экспертное бюро (отдел экспертизы) | |||||
Котировальная комиссия | Регистрационное бюро (отдел) | Арбитражная комиссия |
Рис. 7.1. Организационная структура товарной биржи
В обязанности котировальной комиссии входит наблюдение за своевременным предоставлением участникам торгового процесса достаточно полных и объективных сведений. Она также должна устанавливать базу биржевого бюллетеня, т. е. список котируемых товаров с указанием типичного объема товарной партии. Котировальная комиссия поставляет в информационно-справочный отдел биржи данные о ценах и тенденциях их движения так же, как и по тем товарам, которые не вошли в официально опубликованную котировку. Совместно с арбитражной комиссией она устанавливает цены при возникновении спорных вопросов.
В случае возникновения споров между покупателями, продавцами и брокерами и ходе заключения или исполнения биржевых сделок в основном на срок они могут обращаться для их решения в «третей ский суд» арбитражную комиссию биржи. Она не наделена правом принимать решения, обязательные к исполнению сторонами конфликта. Это своего рода согласительная комиссия. При неудовлетворенности какой-либо из сторон итогами разбирательства в арбитражной комиссии дело передается в судебные инстанции.
Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли
7.3. Товарные биржи
Регистрационное бюро биржи отвечает за регистрацию биржевых сделок и определение их соответствия правилам торговли на данной бирже. Оно также обязано предоставлять сводные материалы и отдельные выписки по требованию биржевого комитета исполнительной дирекции и других отделов биржи.
Информационно-справочный отдел — витрина биржи, наиболее доступный всем источник сведений о работе биржи и условиях подключения к торговому процессу. Экспертное бюро осуществляет экспертизу предъявляемых к торгам товаров, установление их соответствия необходимым техническим характеристикам и потребительским свойствам. Функции расчетной палаты заключаются в оперативном и точном проведении расчетов по биржевым сделкам, в регулировании и формализации процедуры платежей. На отечественных биржах пока еще идет отработка механизма функционирования расчетных палат, исходя из требований мирового биржевого стандарта. Рабочие органы биржи подразделяются на две группы — периферийные и центральные. Первые осуществляют обслуживание клиентуры на местах, т. е. предпродажный или послепродажный сервис. Вторые расположены непосредственно в биржевом здании.
Организация биржевых торгов основана на принципах интенсивного продажно-покупного аукциона. Брокер, выступающий одновременно и как продавец и как покупатель, должен быстро отыскать тех, кто согласен купить или продать по искомой цене в пределах установленного для него лимита с варьированием его в определенном диапазоне в зависимости от поручений клиентов.
Биржевые сделки, заключенные на товарной бирже, классифицируются по разным признакам. Одним из них является наиболее часто встречаемый объект торга, который может быть представлен как в качестве реального товара, так и в качестве контракта, дающего право па товар. В соответствии сданным признаком биржевые сделки принято делить па две группы:
• сделки с реальным товаром;
• сделки без реального товара.
Развитие биржевой торговли начиналось именно со сделок с реальным товаром, целью которых была действительная поставка реально существующего товара. Эволюция биржевой торговли выработала своеобразный биржевой механизм, позволяющий заключать сделки па товар, который будет произведен в будущем, и реальная поставка которого будет осуществляться не на биржевом, а на так называемом наличном (реальном) рынке.
На биржах России заключаются, в основном, сделки с реальным, наличным товаром, которые можно разделить на несколько разновидностей.
Простейшей сделкой с реальным товаром считается сделка с немедленной поставкой или с коротким сроком поставки. Сделками на наличный товар называют сделки, совершающиеся на товар, находящийся во время торга на территории биржи в принадлежащих ей складах или ожидаемый к прибытию на биржу в день торга до окончания биржевого собрания. В ряде случаев к наличному товару может быть отнесен товар, находящийся на момент заключения сделки в пути; на отгруженный или готовый к отгрузке товар, находящийся на складе продавца. Согласно законодательству РФ сделки с наличным товаром могут осуществляться на основе предварительного осмотра товара (по внешнему виду, данным биржевой или независимой экспертизы) и без предварительного осмотра (по образцам, стандартам, обусловленному среднему или минимальному качеству товара).
Целью сделок с немедленной поставкой (коротким сроком поставки) является физический переход товара от продавца к покупателю на условиях, оговоренных в договоре купли-продажи. Оплата товара может производиться как в момент передачи товара, так и в соответствии с договоренностью (предоплата или оплата после получения товара). По условиям договора немедленная поставка может занимать от 1 до 5 дней.
Другой разновидностью сделок с реальным товаром считают форвардные, или срочные, сделки, т. е. взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком поставки.
Форвардным контрактом{forward contract) называется соглашение двух сторон о купле-продаже определенного товара в будущем но оговоренной цене (иногда форвардные контракты еще называют предварительными контрактами, сделками с поставкой в будущем или сделками на срок). Расчеты по контракту производятся в момент его совершения (покупатель уплачивает продавцу заранее оговоренную цену, плюс-минус надбавки или скидки за сортность и качество). Фьючерсный контракт (futures contract) — это юридически обязательное соглашение, заключаемое в торговом зале биржи, на покупку или продажу какого-либо товара в будущем (future — будущее). Фьючерсные контракты являются юридическими обязательствами с фиксированными сроками поставки (delivery time), размером поставки (quantity) и качеством поставляемого товара (quality).
Каждая конкретная биржа обладает сочетанием целого ряда классификационных признаков, и ее можно отнести сразу к нескольким
Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли
видам бирж. Но несмотря на это следует выделить еще один признак. Деятельность той или иной биржи в сфере оптовой торговли средствами и предметами производства или предметами потребления обусловлена самой спецификой биржевого товара, так как товарная биржа концентрирует оптовый оборот по массовым, главным образом по сырьевым и продовольственным товарам. Эта классификация позволит в дальнейшем более четко определить место товарных бирж в экономической системе не только в качестве институтов движения средств и предметов производства, как это распространено на западных биржах, но и в качестве специфического места обращения продуктов потребления в отечественных условиях.
Итак, место товарной биржи в системе оптовой торговли можно определить как пункт пересечения покупателя и продавца, и не просто как контрагентов рынка, а как субъектов различных подсистем экономики: производства и потребления. Значение товарной биржи — это обеспечение условий для гарантированной реализации качественного товара, и прежде всего — определение оптимальной цены на него, наиболее четко соответствующей спросу и предложению. Именно на полное решение этой задачи нацелен весь механизм биржевой торговли.
Торговые дома
Торговый дом (ТД) представляет собой крупную оптово-розничную фирму, трансформировавшуюся из товарных бирж и интегрированную в сферу производства и финансов.
Термин «торговый дом» правомерно использовать и при характеристике внешнеэкономической деятельности. В этом случае под «ТД» понимают крупную внешнеторговую фирму, которая ведет операции купли-продажи за свой счет.
Термин «ТД» может применяться и в отношении фирм, действующих на внутреннем рынке, имеющих разветвленную сеть розничных магазинов, крупных универмагов, торговых центров, которые к тому же ведут производственную деятельность или хотя бы контролируют производственные предприятия, имеющие отношение к продаваемым товарам.
Торговый дом — многоцелевое образование, он вправе экспортировать и импортировать любые товары, проводить обмен ими. Вето компетенции находится приобретение предприятий, сдача в аренду оборудования, предоставление кредита, создание нового производства. Его клиенты могут воспользоваться самым широким кругом соответ-
7.4. Торговые дома__________________________________________________ 205
ствующих услуг: финансированием перевозки продукции, страховкой, сервисом, ремонтом и т. д. Торговые дома проявляют готовность заниматься всеми, не только посредническими, но и производственными операциями. Крупные ТД организовываются как многопрофильные инвестиционно-производственно-торговые комплексы: Некоторые ТД имеют специализированный характер (Центральный крестьянский торговый дом). Другие ТД помимо своей основной деятельности оказывают услуги:
• коммунально-бытовые;
• по прокату оборудования и транспортных средств;
• по транспортировке, складированию.
Появление в отечественной инфраструктуре товарного рынка ТД было обусловлено процессами трансформации экономики в процессе становления рыночных отношений.
Мировая практика показала, что результативность ТД в условиях нестабильной экономики, ее реформирования и обусловленного этим дефицита товаров и услуг на рынке очень высока, как и прибыли организаторов. Это хорошо видно на практике по насыщению рынка товарами и услугами, к сожалению, пока, как правило, импортными, но, тем не менее, результат очевиден. Дело в том, что, во-первых, нет каких-либо жестких ограничений как по товарной специфике, так и по форме продаж — опт, розница с широким спектром организационных форм: аукционы, выставки, ярмарки, бартер, посредничество и пр. Во-вторых, возможное предоставление комплекса услуг: маркетинговые исследования рынка (пока это только перспектива), послепродажное и предпродажное обслуживание, транспортно-фрахтовые услуги, услуги по хранению, экспертиза товаров и консультирование, таможенные услуги и т. д. В-третьих, разрабатываются прогнозы конъюнктурных обзоров рынка региона по той пли иной номенклатуре товара или услуги. В-четвертых, Т/1 активно влияют па производство для удовлетворения нужд рынка, трансформируя сбытовую стратегию последних в маркетинговую и изменяя структуру производства. Впитых, изменение структуры производства объективно требует дополнительных инвестиций, на что так неохотно идут сегодня банки и что компенсируется Т/1 за счет ссуд торгового капитала.
Таким образом, исходя из круга решаемых задач, можно сказать, что Т/1 торгово-посредническая структура, осуществляющая торгово-закупочные операции с предоставлением клиентам широкого спектра услуг п с активным влиянием на производство.
206________________________ Глава 7, Инфраструктура рыночной оптовой торговли