Глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли


Товарные биржи




глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru Основными субъектами в системе распределения продовольствия являются: производитель-оптовик-оптовый покупатель.

Как известно, цель хозяйственной деятельности производителя — получение максимума прибыли. В рамках оптового рынка у произво­дителя появляется возможность получения прибыли не за счет повы­шения цены, а за счет увеличения товарооборота. Это служит нормой рыночной экономики.

Оптовик является ключевой фигурой на оптовом продовольствен­ном рынке и связующим звеном между производителем и оптовым покупателем. Работа в системе оптового продовольственного рынка дает оптовику несомненные выгоды: появляется возможность закуп­ки товаров большими партиями и в широком ассортименте, что позво­ляет более рационально использовать складские помещения и торговые площади, повысить товарооборачиваемость, сократить транспортные издержки и тем самым увеличить прибыль.

Оптовый покупатель имеет возможность закупки продукции мел­кими партиями и в ассортименте с оптового продовольственного рынка ежедневно. Исключается необходимость в товарных запасах и тем самым до минимума сокращается отвлечение оборотных денеж­ных средств.

Форма расчетов за товар определяется продавцом и покупателем, стоимость товара оплачивается в момент передачи продавцом в рас­поряжение покупателя самого товара либо товарораспорядительных документов.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о самых разнообразных формах долговременного сотрудничества оптовых покупателей, това­ропроизводителей и оптовиков. Что получит конечный потребитель от этого сотрудничества? Доброкачественные, в широком ассортименте и по доступным ценам продукты питания. Экспертно-аналитическая оценка показывает, что если будут задействованы основные факторы снижения цены на уровне всех участников канала товародвижения, то розничная цена уменьшится примерно на 40% и выровняется на меж­региональном пространстве.

В странах с развитой рыночной экономикой оптовые продоволь­ственные рынки, имеющие одну и ту же организационную и техноло­гическую модель, объединены в единую систему, образующую продо­вольственное пространство страны. Между рынками устанавливается эффективное движение продовольственных потоков, организуемых как национальными оптовиками, так и зарубежными. Крупные нацио­нальные оптовые продовольственные рынки, как правило, снабжают

продовольствием не только население собственной страны, но и зару­бежные страны, являясь в то же время местом экспортно-импортных операций.

Совершенно очевидно, что проблема создания системы оптовых про­довольственных рынков неотделима от проблемы АПК России. Един­ство интересов производителей, переработчиков, оптовиков, розничной торговли, общественного питания и потребителя — вот та задача, кото­рую призвана решить система оптовых продовольственных рынков.

Товарные биржи

Товарная биржа представляет собой организованный товарный ры­нок, в рамках которого в соответствии с установленными правилами совершаются сделки по купле-продаже определенных видов товаров. Особенностью работы бирж является их бесприбыльность. Товарная биржа по своему статусу представляет собой общественную организа­цию, которая не ставит целью получение прибыли. Это союз предпри­нимателей и торговцев, образуемый в целях создания благоприятных условий для коммерческой деятельности. Товарная биржа является бесприбыльным хозяйственно-коммерческим предприятием, обеспе­чивающим оптовый рынок реального товара. Сумма превышения до­ходов биржи над ее расходами за минусом установленных законода­тельством платежей может быть использована только на собственные нужды биржи. Именно эта особенность позволяет довольно четко оп­ределить место биржи в системе оптового посредничества: это не до­полнительный механизм обогащения коммерсантов, а передаточное устройство в экономическом механизме общества.

Товарные биржи можно разделить на два вида: биржи с наличным товаром и срочные — фьючерсные биржи. Наличные биржи, в свою очередь, подразделяются на открытые и закрытые. Открытая биржа торгует реальным товаром. В начальный период развития на них обес­печивался свободный доступ в биржевое кольцо самих клиентов-про­давцов и заказчиков-покупателей. Для закрытой биржи, также торгу­ющей реальным товаром, характерны два главных признака: запрет па доступ покупателей и продавцов в биржевое кольцо и наличие специ­ализированной системы органов сбора н добиржевой обработки зака­зов за пределами главного здания биржи, т. е. существование перифе­рийных служб.

Срочные фьючерсные биржи появились в США в начале (Ю-х гг. прошлого века, став в настоящее время преобладающей формой бир-

глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru 200_______________________ Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли

жевой торговли. На фьючерсных биржах объектом торговли являют­ся контракты, а не товары непосредственно. В России первая срочная биржа стала функционировать в 1992 г. Фьючерсные биржи подразде­ляются на закрытые, открытые и универсальные.

На закрытой срочной бирже оперируют только профессионалы, брокеры, покупающие и продающие контракты, стандартизованные по количеству, качеству, времени и месту поставки товаров. На дан­ном виде биржи преобладают сделки с целью хеджирования, т. е. стра­хования цены контрактного товара от риска либо падения, нежелатель­ного для производителя, либо увеличения, невыгодного потребителю. Контракт как обязательство поставить товар в определенное время в будущем имеет на таких биржевых рынках вполне определенное то­варное покрытие, ибо продукция, подлежащая реализации в назначен­ный заранее срок, должна быть в наличии или должен иметься доку­мент о ее приобретении. Чтобы продать контракт на срочной бирже на поставку товара в будущем, производитель обязан иметь соответству­ющее товарное обеспечение.

На открытой срочной бирже наряду с профессионалами действуют любые продавцы или покупатели контрактов. Это открытая срочная биржа смешанного типа. В 70-х гг. биржевая торговля вышла на каче­ственно новый уровень: объектом биржевого ценообразования стала еще не произведенная продукция благодаря тому, что стандартизиро­ваться стали сами контракты, а не, как это было ранее, товарные партии, подлежащие реализации по контракту. Возникла «бумажная» срочная товарная биржа.

Эволюция привела к возникновению не просто ценообра.чующих, но и цеиострахующих и ценопрогпозирующих бирж, таковой и стала универсальная торговая срочная биржа. Контрактная система обеспе­чила практически полный отрыв цены от самого товара и возможность ее выявления до начала производства продукции, что, в конечном сче­те, означает бестоварное хеджирование, т. е. страхование цены любых объектов торговли.

Организационная структура биржи представлена на рис. 7.1.

Ведущее место в структуре биржи имеет котировальная комиссия. Ее основная задача — организовать учет различных видов цен (спроса и предложения, договорных, высших и низших, начальных и заключи тельных) при совершении сделки. На базе перечисленных цеп опреде­ляется котировальная — справочная цена, представляемая в прайс-листах биржи, т. е. биржевом бюллетене.


7.3. Товарные биржи

Биржа Биржевой комитет (Совет)

Дирекция биржи

Биржевое собрание (высший орган биржи)

Президент биржи

      1'      
               
Расчетная палата   Информационно-справочный отдел   Экспертное бюро (отдел экспертизы)
               
Котировальная комиссия   Регистрационное бюро (отдел)   Арбитражная комиссия

Рис. 7.1. Организационная структура товарной биржи

В обязанности котировальной комиссии входит наблюдение за свое­временным предоставлением участникам торгового процесса доста­точно полных и объективных сведений. Она также должна устанавли­вать базу биржевого бюллетеня, т. е. список котируемых товаров с указанием типичного объема товарной партии. Котировальная комис­сия поставляет в информационно-справочный отдел биржи данные о ценах и тенденциях их движения так же, как и по тем товарам, кото­рые не вошли в официально опубликованную котировку. Совместно с арбитражной комиссией она устанавливает цены при возникновении спорных вопросов.

В случае возникновения споров между покупателями, продавцами и брокерами и ходе заключения или исполнения биржевых сделок в основном на срок они могут обращаться для их решения в «третей ский суд» арбитражную комиссию биржи. Она не наделена правом принимать решения, обязательные к исполнению сторонами конф­ликта. Это своего рода согласительная комиссия. При неудовлетво­ренности какой-либо из сторон итогами разбирательства в арбитраж­ной комиссии дело передается в судебные инстанции.



Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли

7.3. Товарные биржи




глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru Регистрационное бюро биржи отвечает за регистрацию биржевых сделок и определение их соответствия правилам торговли на данной бирже. Оно также обязано предоставлять сводные материалы и от­дельные выписки по требованию биржевого комитета исполнитель­ной дирекции и других отделов биржи.

Информационно-справочный отдел — витрина биржи, наиболее до­ступный всем источник сведений о работе биржи и условиях подключе­ния к торговому процессу. Экспертное бюро осуществляет экспертизу предъявляемых к торгам товаров, установление их соответствия необ­ходимым техническим характеристикам и потребительским свойствам. Функции расчетной палаты заключаются в оперативном и точном про­ведении расчетов по биржевым сделкам, в регулировании и формализа­ции процедуры платежей. На отечественных биржах пока еще идет отработка механизма функционирования расчетных палат, исходя из требований мирового биржевого стандарта. Рабочие органы биржи под­разделяются на две группы — периферийные и центральные. Первые осуществляют обслуживание клиентуры на местах, т. е. предпродажный или послепродажный сервис. Вторые расположены непосредственно в биржевом здании.

Организация биржевых торгов основана на принципах интенсив­ного продажно-покупного аукциона. Брокер, выступающий одновре­менно и как продавец и как покупатель, должен быстро отыскать тех, кто согласен купить или продать по искомой цене в пределах установ­ленного для него лимита с варьированием его в определенном диапа­зоне в зависимости от поручений клиентов.

Биржевые сделки, заключенные на товарной бирже, классифици­руются по разным признакам. Одним из них является наиболее часто встречаемый объект торга, который может быть представлен как в ка­честве реального товара, так и в качестве контракта, дающего право па товар. В соответствии сданным признаком биржевые сделки принято делить па две группы:

• сделки с реальным товаром;

• сделки без реального товара.

Развитие биржевой торговли начиналось именно со сделок с реаль­ным товаром, целью которых была действительная поставка реально существующего товара. Эволюция биржевой торговли выработала своеобразный биржевой механизм, позволяющий заключать сделки па товар, который будет произведен в будущем, и реальная поставка которого будет осуществляться не на биржевом, а на так называемом наличном (реальном) рынке.

На биржах России заключаются, в основном, сделки с реальным, наличным товаром, которые можно разделить на несколько разновид­ностей.

Простейшей сделкой с реальным товаром считается сделка с немед­ленной поставкой или с коротким сроком поставки. Сделками на на­личный товар называют сделки, совершающиеся на товар, находящий­ся во время торга на территории биржи в принадлежащих ей складах или ожидаемый к прибытию на биржу в день торга до окончания бир­жевого собрания. В ряде случаев к наличному товару может быть от­несен товар, находящийся на момент заключения сделки в пути; на отгруженный или готовый к отгрузке товар, находящийся на складе продавца. Согласно законодательству РФ сделки с наличным това­ром могут осуществляться на основе предварительного осмотра товара (по внешнему виду, данным биржевой или независимой экспертизы) и без предварительного осмотра (по образцам, стандартам, обуслов­ленному среднему или минимальному качеству товара).

Целью сделок с немедленной поставкой (коротким сроком поставки) является физический переход товара от продавца к покупателю на усло­виях, оговоренных в договоре купли-продажи. Оплата товара может про­изводиться как в момент передачи товара, так и в соответствии с дого­воренностью (предоплата или оплата после получения товара). По условиям договора немедленная поставка может занимать от 1 до 5 дней.

Другой разновидностью сделок с реальным товаром считают фор­вардные, или срочные, сделки, т. е. взаимную передачу прав и обязан­ностей в отношении реального товара с отсроченным сроком поставки.

Форвардным контрактом{forward contract) называется соглаше­ние двух сторон о купле-продаже определенного товара в будущем но оговоренной цене (иногда форвардные контракты еще называют предварительными контрактами, сделками с поставкой в будущем или сделками на срок). Расчеты по контракту производятся в момент его совершения (покупатель уплачивает продавцу заранее огово­ренную цену, плюс-минус надбавки или скидки за сортность и каче­ство). Фьючерсный контракт (futures contract) — это юридически обязательное соглашение, заключаемое в торговом зале биржи, на покупку или продажу какого-либо товара в будущем (future — буду­щее). Фьючерсные контракты являются юридическими обязатель­ствами с фиксированными сроками поставки (delivery time), разме­ром поставки (quantity) и качеством поставляемого товара (quality).

Каждая конкретная биржа обладает сочетанием целого ряда клас­сификационных признаков, и ее можно отнести сразу к нескольким

                   
    глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru
  глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru   глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru   глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru     глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru
 

Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли

видам бирж. Но несмотря на это следует выделить еще один признак. Деятельность той или иной биржи в сфере оптовой торговли средства­ми и предметами производства или предметами потребления обуслов­лена самой спецификой биржевого товара, так как товарная биржа концентрирует оптовый оборот по массовым, главным образом по сы­рьевым и продовольственным товарам. Эта классификация позволит в дальнейшем более четко определить место товарных бирж в эконо­мической системе не только в качестве институтов движения средств и предметов производства, как это распространено на западных бир­жах, но и в качестве специфического места обращения продуктов по­требления в отечественных условиях.

Итак, место товарной биржи в системе оптовой торговли можно оп­ределить как пункт пересечения покупателя и продавца, и не просто как контрагентов рынка, а как субъектов различных подсистем экономики: производства и потребления. Значение товарной биржи — это обеспе­чение условий для гарантированной реализации качественного товара, и прежде всего — определение оптимальной цены на него, наиболее четко соответствующей спросу и предложению. Именно на полное ре­шение этой задачи нацелен весь механизм биржевой торговли.

Торговые дома

Торговый дом (ТД) представляет собой крупную оптово-розничную фирму, трансформировавшуюся из товарных бирж и интегрирован­ную в сферу производства и финансов.

Термин «торговый дом» правомерно использовать и при характе­ристике внешнеэкономической деятельности. В этом случае под «ТД» понимают крупную внешнеторговую фирму, которая ведет операции купли-продажи за свой счет.

Термин «ТД» может применяться и в отношении фирм, действу­ющих на внутреннем рынке, имеющих разветвленную сеть розничных магазинов, крупных универмагов, торговых центров, которые к тому же ведут производственную деятельность или хотя бы контролируют производственные предприятия, имеющие отношение к продаваемым товарам.

Торговый дом — многоцелевое образование, он вправе экспортиро­вать и импортировать любые товары, проводить обмен ими. Вето ком­петенции находится приобретение предприятий, сдача в аренду обо­рудования, предоставление кредита, создание нового производства. Его клиенты могут воспользоваться самым широким кругом соответ-

7.4. Торговые дома__________________________________________________ 205

ствующих услуг: финансированием перевозки продукции, страхов­кой, сервисом, ремонтом и т. д. Торговые дома проявляют готовность заниматься всеми, не только посредническими, но и производственны­ми операциями. Крупные ТД организовываются как многопрофильные инвестиционно-производственно-торговые комплексы: Некоторые ТД имеют специализированный характер (Центральный крестьянский торговый дом). Другие ТД помимо своей основной деятельности ока­зывают услуги:

• коммунально-бытовые;

• по прокату оборудования и транспортных средств;

• по транспортировке, складированию.

Появление в отечественной инфраструктуре товарного рынка ТД было обусловлено процессами трансформации экономики в процессе становления рыночных отношений.

Мировая практика показала, что результативность ТД в условиях нестабильной экономики, ее реформирования и обусловленного этим дефицита товаров и услуг на рынке очень высока, как и прибыли организаторов. Это хорошо видно на практике по насыщению рынка товарами и услугами, к сожалению, пока, как правило, импортными, но, тем не менее, результат очевиден. Дело в том, что, во-первых, нет каких-либо жестких ограничений как по товарной специфике, так и по форме продаж — опт, розница с широким спектром организацион­ных форм: аукционы, выставки, ярмарки, бартер, посредничество и пр. Во-вторых, возможное предоставление комплекса услуг: маркетинго­вые исследования рынка (пока это только перспектива), послепро­дажное и предпродажное обслуживание, транспортно-фрахтовые ус­луги, услуги по хранению, экспертиза товаров и консультирование, таможенные услуги и т. д. В-третьих, разрабатываются прогнозы конъ­юнктурных обзоров рынка региона по той пли иной номенклатуре то­вара или услуги. В-четвертых, Т/1 активно влияют па производство для удовлетворения нужд рынка, трансформируя сбытовую страте­гию последних в маркетинговую и изменяя структуру производства. Впитых, изменение структуры производства объективно требует до­полнительных инвестиций, на что так неохотно идут сегодня банки и что компенсируется Т/1 за счет ссуд торгового капитала.

Таким образом, исходя из круга решаемых задач, можно сказать, что Т/1 торгово-посредническая структура, осуществляющая торгово-закупочные операции с предоставлением клиентам широкого спектра услуг п с активным влиянием на производство.

глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru глава 7, инфраструктура рыночной оптовой торговли - student2.ru 206________________________ Глава 7, Инфраструктура рыночной оптовой торговли

Наши рекомендации