Виды иностранных контрагентов и их характеристики.
Контрагенты - стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
В зависимости от целей и характера деятельности контрагентов на мировом рынке можно разделить на 4 категории:
1) Фирмы - предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства с целью извлечения прибыли.
В странах с рыночной экономикой отработана четкая система классификации фирм. Они классифицируются по ряду критериев:
1) По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций:
- промышленными (если более 50% оборота составляет собственная продукция)
- сельскохозяйственными и агропромышленными (осуществляют переработку и сбыт основных видов продукции фермерских хозяйств),
- торговыми (осуществляют внешнеторговые операции по купле-продаже товаров и услуг),
- транспортными (обеспечивают перевозку товаров по внешнеторговым сделкам),
- страховыми (выполняют операции страхования),
- инжиниринговыми (предоставляют комплекс услуг инженерно-технического характера),
- туристическими (предметом торговли являются туристические услуги) и т.д.
2) По правовому положению фирмы подразделяются на:
- акционерные общества,
- общества с ограниченной ответственностью,
- разные формы товариществ,
- индивидуальные предприниматели или коммерсанты.
3) По характеру собственности фирмы подразделяются на:
- частные,
- государственные
- кооперативные.
4) По принадлежности капитала и контролю Различают:
- национальные,
- иностранные
- смешанные.
5)По объему операций фирмы делятся на:
- крупные,
- средние
- мелкие (малые)
в зависимости от количества работающих и оборота, причем, в разных странах эти критерии неодинаковы. Так, например, в Германии к малым фирмам - до 49 человек работающих, средние - от 49 до 500 человек. В США к малым относятся фирмы с количеством работающих до 499 человек, к средним - свыше 500 человек. В странах Европейского Союза: малые фирмы - до 49 человек, средние - от 50 до 249 человек работающих.
6)По характеру хозяйственных отношений и целям объединения:
- картели,
- тресты,
- концерны,
- холдинги.
На международных рынках действуют крупные ТНК, которые создают в различных странах сбытовые, производственные, экспортные дочерние компании (юридически самостоятельные, но под строгим контролем материнской компании), которые выступают на рынках других стран в качестве контрагентов.
2) Государственные органы и организации. Они обычно не преследуют коммерческих целей в отличие от государственных фирм. В коммерческих операциях могут принимать участие лишь те министерства и ведомства, которые имеют специальное разрешение правительства. Например, в США - это Управление государственным имуществом, которое производит закупки и распродажи стратегических материалов, а также осуществляет продажу на внешнем рынке серебра из запасов правительства США. В Англии - это Министерство торговли и промышленности, в Индии - Министерство обороны и Министерство сельского хозяйства, через которое осуществляется 90% импорта сельскохозяйственной продукции.
3) Союзы или объединения предпринимателей. От фирм они отличаются тем, что целью их деятельности является не получение прибыли, а представление групп бизнесменов в правительственных органах и оказание содействия частным предпринимателям в расширении их экспорта. Например, в Южной Корее существует Корейская международная торговая ассоциация. В ведении союзов предпринимателей находятся вопросы стандартизации продукции, организации консультационных служб, подготовки кадров, ведения отраслевой статистики и т.д. Могут быть отраслевые, территориальные союзы и союзы по роду деятельности (торговые, промышленные, туристические и т.д.).
В Республике Беларусь создан Белорусский союз предпринимателей и ряд других.
4) Международные экономические организации системы ООН выступают на мировом рынке как крупные покупатели товаров и услуг. Среди них крупнейшими организациями по купле-продаже товаров и услуг на мировом рынке являются ПРООН (Программа развития ООН) и ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию).
За счет целевых добровольных взносов государств - участников системы технического сотрудничества в рамках ООН образуются (формируются) фонды финансирования ПРООН. Государства могут производить поставки оборудования и материалов в качестве взносов. ПРООН регулирует объем и направление средств по оказанию многосторонней экономической и технической помощи. В основном за счет финансирования ПРООН осуществляется строительство инвестиционных объектов (на суммы более 10 млн. долларов США). ПРООН в этом случае берет на себя выполнение "проектов техпомощи" на условиях контракта субподряда с государственными органами или частными фирмами развивающихся стран. Непосредственными исполнителями проектов выступают другие специализированные организации системы ООН: ЮНИДО, ЮНЭП (Программа по охране окружающей среды), МОТ (Международная организация труда), ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН).