Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую

B Федеральном законе "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель осуществляется на основании ходатайства, поданного заинтересованным лицом в уполномоченные органы. Заинтересованным лицом является любое лицо (гражданин, организация, представитель органов власти и т. д.), которое может обосновать необходимость перевода и подтвердить свои права на землю. Под уполномоченными органами подразумеваются те исполнительные органы, в чьем ведении находится тот или иной участок.

К сожалению, названный закон содержит ряд норм, которые противоречат друг другу. Так, например, в нем указано, что содержание ходатайства и состав прилагаемых документов устанавливаются в зависимости от категории земли органами государственной власти субъекта РФ или правительством России (п. 2 ст. 2). Между тем сразу после указанного пункта следует подробное описание всего, что должно быть указано в ходатайстве (вместе со списком документов).

Итак, занявшись процессом перевода земель в другую категорию, помимо ходатайства в уполномоченный орган необходимо предоставить:
– выписку из государственного земельного кадастра, содержащую сведения о переводимом земельном участке;
– копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
– копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
– выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на переводимый земельный участок;
– согласие правообладателя земельного участка на его перевод в состав земель другой категории;
– расчеты потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства (если они есть);
– заключение государственной экологической экспертизы (если ее проведение предусмотрено законодательством).

Само ходатайство должно содержать кадастровый номер земельного участка, указание на категории земель до и после перевода, обоснование такого перевода, а также подтверждение прав на земельный участок.

После предоставления всех необходимых документов уполномоченный орган принимает акт либо о переводе земли, либо об отказе в этом. Причем если документы направлялись в правительство России, акт должен быть принят не позднее трех месяцев с момента поступления ходатайства, а если в органы местного самоуправления или органы власти субъектов Федерации — то в течение двух месяцев.

Подведем итоги
Для перевода земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения (ст. 9 Закона) необходимо наличие утвержденного проекта рекультивации земель. Причем если почвенный слой был нарушен в связи с целевым использованием участка, перевод в иную категорию возможен только после восстановления почвы.

Перевод земель особо охраняемых природных территорий возможен, только если они утратили свое значение и их использование по целевому назначению невозможно.

Глава третья закона регулирует разрешение споров, возникающих относительно принадлежности участка к той или иной категории земли. Также данная часть документа регламентирует вопросы, связанные с переводом земель, собственник которых не определен (т. е. не ясно, какой орган власти имеет право ими распоряжаться). Так, правительство России осуществляет перевод следующих земель:
– необходимых для федеральных нужд;
– лесного фонда;
– водного фонда, которые заняты водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
– особо охраняемых территорий и объектов федерального значения;
– для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Закон о переводе земель позволит не только упорядочить отношения в данной сфере, но и решить некоторые проблемы, связанные с использованием земельных участков. Тот факт, что определен перечень случаев, в которых возможен перевод лесных, водных и сельскохозяйственных земель, имеет большое значение. Однако у данного закона есть и оборотная сторона.

Девелоперы в поисках наиболее привлекательных для коттеджного строительства мест давно «положили глаз» на лесные и прибрежные участки. До недавнего времени застройка таких мест была возможна лишь с нарушением законодательства. Однако теперь, когда подобные земли можно перевести в иную категорию, возведение загородных резиденций может принять массовый характер. Вопрос в том, насколько сильный урон нанесет лесам и водоемам активно развернувшееся строительство.

Наши рекомендации