Тема 3. Представительство сторон и формы взаимодействия социальных партнеров

Представители сторон социального партнерства.Система социального партнерства в Республике Беларусь носит многоуровневый \арактер. Она включает республиканский, отраслевой и террито­риальный уровни, а также уровень предприятия. На каждом уровне шлделяют представителей сторон социального партнерства.

Представительство интересов работников на различных уровнях социального партнерства могут осуществлять соответствующие про­фессиональные союзы и иные представительные органы работников, мействующие на основании актов законодательства.

Профессиональныйсоюз (профсоюз)- это добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе поучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по !>чду их деятельности как в производственной, так и в непроизвод­ственной сферах для защиты трудовых, социально-экономических прав а интересов своих членов.

В мировой практике социального партнерства получил применение к-рмин наиболее представительных профсоюзов, которым, как правило, предоставляется ряд прав и преимуществ. Вопрос о том, какой профсоюз относить к наиболее представительным, страны решают по-разному, вырабатывают свои правила и критерии для определения I гепени представительности.

В Бельгии к представительным профсоюзам относят многоотрас-мевые профсоюзные организации, образованные на общенациональном уровне и имеющие не менее 50 тысяч членов, а также отраслевые профсоюзы, входящие в общенациональное профобъединение. 1'.о Франции используют другие критерии представительности проф­союзов: количество членов профсоюза, опыт и стаж их деятельности, финансовая самостоятельность и др. В США закон обязывает нани­мателей вести переговоры с юридически признанным профсоюзом. И Японии право на заключение коллективных договоров имеют Профсоюзы, которые охватывают более 75 % работников компании, предприятия.

В вопросе представительства стороны трудящихся в условиях Беларуси выделим два проблемных аспекта:

• отсутствие в практике социального партнерства четкого понимания того, кто может представлять интересы трудового коллектива во взаимоотношениях с нанимателем, например, при

, заключении коллективного договора, если не все работники

охвачены профсоюзным членством, либо профсоюзная организация в коллективе отсутствует;

• в условиях действия нескольких профсоюзов, что белорусским законодательством допускается, неурегулированным в правовом отношении является вопрос «наиболее представительного профсоюза».

Представителями интересов нанимателей выступают:

• на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях -соответствующие объединения нанимателей;

• на уровне предприятий - руководитель организации или лица уполномоченные учредительными документами организации ил г локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

Объединение нанимателей- это добровольное объединение юридических и физических лиц, которым законодательством предостав лено право заключения и прекращения трудового договора с работником имеющим целью представительство и защиту своих прав и законны, интересов.

Нерешенным вопросом в Беларуси остается отсутствие соответ ствующего закона об объединениях нанимателей - полноправнол-и важном в условиях рыночного хозяйства представителе одной и сторон социального партнерства. Такая ситуация не позволяет нанима телям в полной мере выражать свои интересы в социально-трудовое сфере, более активно взаимодействовать с профсоюзами и органамр государственного управления в формировании и реализации социально трудовой политики, повышать социальную ответственность бизнеса. Дл решения подобных задач в Российской Федерации принят и в ноябр 2002 г. введен в действие Федеральный закон «Об объединения: работодателей».

Представителями стороны государства в системе социального партнерства выступают соответствующие органы государственного управления (республиканские или отраслевые), местные исполни-пи'ньные и распорядительные органы.

Особенностью положения стороны государства в системе социаль­ного партнерства выступает то, что государство реализует в данном I лучае ряд функций: гаранта основополагающих трудовых прав граждан; м (ординатора системы социально-трудовых отношений; арбитра при мо'шикновении коллективных трудовых споров; работодателя; собствен­но функцию стороны социального партнерства. Одной из проблем высту-и,1ст стремление государства доминировать в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений в ущерб принципу равноправия сторон.

Наиболее слабое звено в системе социального партнерства Респуб­лики Беларусь - ограниченные возможности стороны нанимателей полноценно выражать свои интересы в социальном диалоге с проф­союзами и органами государственного управления. Возможности суще­ствующих объединений нанимателей объективно невелики в силу отсут­ствия у них широкой членской базы среди хозяйствующих субъектов. По длнным исследования Института предпринимательства и менеджмента ''О % субъектов малого и среднего бизнеса не являются членами объеди­нений нанимателей. Основными причинами этого называются: неверие нанимателей в силы своих союзов; отсутствие информации о деятель­ности объединений нанимателей; недоверие объединений нанимателей чруг к другу.

Формы социального партнерства. В практике взаимодействия представителей сторон социального партнерства используются различ­ные формы:

• консультации сторон по актуальным проблемам социально-трудовой политики;

• переговоры по вопросам, представляющим взаимный интерес;

• совместное участие в разработке законопроектов, нормативно-правовых актов в сфере труда;

• информирование сторон о намерениях или предпринимаемых мерах в области трудовых отношений;

• заключение соглашений на национальном, отраслевом и террито риальном уровнях;

• заключение коллективных договоров на уровне предприятия.

Соглашение- это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. В зависимости, от уровня социального партнерства выделяют: Генеральное соглашение; (на республиканском уровне); тарифные соглашения (на отраслевом уровне); местные соглашения (на территориальном уровне).

Стороны соглашения:

• на республиканском уровне - республиканские объединения, нанимателей и профсоюзов, правительство республики;

• отраслевом уровне - соответствующие объединения профсоюзов и нанимателей, соответствующие отраслевые органы госун дарственного управления (министерства, государственные ко­митеты, иные органы управления, уполномоченные правительством);

• территориальном уровне - соответствующие объединения проф­союзов и нанимателей, соответствующие местные , исполни­тельные и распорядительные органы.

Договорно-регулятивные нормы соглашений между социальными! партнерами условно разделяют на две группы:

• нормы, конкретизирующие и дополняющие законы, и подзакон­ные акты о труде;

• нормы, затрагивающие трудовые отношения, не урегулирован-; ные действующим законодательством.

По реальному воздействию на трудовые отношения в соглашениях выделяют:

• нормы, выполняющие четко выраженную договорно-регулятив-1 ную функцию;

• положения рекомендательного характера, адресуемые субъектам социального партнерства нижестоящих уровней. I

Генеральное соглашение- это локальный нормативный правовой акт, включающий нормы и положения, которые распространяются

^-\

па асе категории работников и слои населения республики. Оно содержит положения:

• о развитии социального партнерства и сотрудничества, содей­ствии заключению коллективных договоров, предупреждению трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

• основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

» заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях в зависимости от роста цен;

• обеспечении занятости;

• охране труда и окружающей среды;

• иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные соглашения- это локальный нормативный правовой >1кт, который охватывает нормативным воздействием нанимателей и наемных работников той или иной отрасли или группы связанных между собой отраслей.

Местные соглашения- это локальный нормативный правовой >и<т, который распространяется на нанимателей и группы профес­сионально однородных наемных работников, чья, деятельность осуще­ствляется в пределах определенной местности (район, город, область, регион),

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-жономические гарантии и преимущества для работников в зависимости

от особенностей отрасли или региона по вопросам:

' « организации, условий, оплаты и охраны труда;

• заключения и расторжения трудовых договоров;

• проведения приватизации и др.

Коллективный договор- это локальный нормативный правовой 11кт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Сторонами коллективного договора выступают работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель. Он содержит положения:

• об организации труда и повышении эффективности деятельности трудового коллектива;

• нормировании труда, системах оплаты труда;

• размерах тарифных ставок, доплат;

• продолжительности рабочего времени;

• создании здоровых и безопасных условий труда;

• заключении и расторжении трудовых договоров;

• обеспечении занятости, профессиональной подготовке и пере­подготовке;

• регулировании внутреннего трудового распорядка;

• строительстве и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

• предоставлении дополнительных гарантий многодетным и не­полным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

• улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

• создании условий для культурного досуга;

• минимуме необходимых работ, обеспечиваемых при проведении забастовки;

• ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

• гарантиях работникам при разгосударствлении и приватизации;

• ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни' и здоровью работника:

• иных трудовых и социально-экономических условиях.

Органы трехстороннего взаимодействия.При активной роли! государства в большинстве европейских стран создавались постоянно! действующие органы трехстороннего взаимодействия из представителей] объединений предпринимателей, профсоюзов и государственных органов

(и Италии - Национальный совет экономики труда, в Бельгии -11,ентральный экономический совет, а затем - Национальный совет труда, и I олландии - Экономический и социальный совет,, преобразованный и Совет по проблемам труда, во Франции и Великобритании -' )кономический и социальный комитет, в России - Российская фехсторонняя комиссия).

Важнейший орган в системе социального партнерства Республики Беларусь - Национальный совет по трудовым и социальным допросам. В соответствии с Положением о совете, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 1999г. №252 ••< > Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» перед ним стоят следующие задачи:

• участие в разработке и проведении согласованной социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников, повышение уровня жизни населения;

• обеспечение конструктивного сотрудничества сторон на основе взаимного учета их позиций, прав и интересов;

• координация деятельности советов по трудовым и социальным вопросам на отраслевом и местном уровнях.

Основные функции Национального совета по трудовым и соци-.нм.мым вопросам:

• рассмотрение проектов нормативных правовых актов по трудо­вым и социально-экономическим вопросам, внесение пред­ложений по их совершенствованию;

• разработка проекта Генерального соглашения между сторонами и мероприятий по его реализации, а также контроль за их выполнением;

• совершенствование механизма взаимодействия сторон по проб­лемам экономического и социального развития общества;

• изучение, обобщение и распространение позитивного опыта регулирования социально-трудовых отношений, выработка реко­мендаций и предложений по его практическому применению;

• оказание организационно-методической помощи советам по трудовым и социальным вопросам на отраслевом и местном уровнях;

• анализ соблюдения конвенций Международной организации труда, ратифицированных Республикой Беларусь;

• развитие взаимодействия с международными и иностранными организациями в сфере социально-экономической политики и трудовых отношений;

• информирование общественности о работе совета, отечествен­ном и зарубежном опыте регулирования социально-трудовых отношений.

Представительство в Национальном совете по трудовым и социаль­ным вопросам, порядок его работы определяются соответствующим регламентом. Свою деятельность совет строит на принципах социального партнерства, полномочности, взаимного учета прав и интересов сторон социального партнерства.

В состав совета входят по 11 представителей от Правительства Республики Беларусь (или уполномоченных им органов государствен­ного управления), республиканских объединений нанимателей и проф­союзов, включая одного сопредседателя с правом решающего голоса от каждой стороны (на основе принципа паритетности).

Минимальными требованиями к представительности респуб­ликанского объединения нанимателей, предоставляющими ему пра­во на делегирование своих представителей в состав совета, являются: деятельность этого объединения в большинстве областей Республики Беларусь и г. Минске; членство в нем нанимателей, у которых общая численность работников составляет не менее 50 тыс.

При наличии нескольких республиканских объединений нанима­телей, обладающих правом на делегирование своих представителей в состав совета, места между ними в совете распределяются пропорцио­нально численности работников, работающих у нанимателей,- членов этих объединений, при этом обеспечивается представительство в совете каждого из них.

Минимальными требованиями к представительности респуб­ликанского объединения профсоюзов, предоставляющими ему право на делегирование своих представителей в состав совета, являются: осуществление деятельности этим объединением в большинстве областей Республики Беларусь и г. Минске; членство в нем профсоюзов, общая численность которых составляет не менее 50 тыс. членов.

При наличии нескольких республиканских объединений профсою-|<>н, обладающих правом на делегирование своих представителей в сос-1.И1 совета, места между ними распределяются пропорционально числен-1Н111 и членов входящих в их состав профсоюзов, при этом обеспечивает-> и представительство в совете каждого из этих объединений профсоюзов.

Персональный состав совета, а также его изменения утверждаются и.| заседании по представлению сторон. Совет возглавляет председатель, шоираемый советом поочередно из числа сопредседателей сроком

11.1 ОДИН ГОД.

На отраслевом и региональном уровнях социального партнерства и 1'еспублике Беларусь создаются советы по трудовым и социальным нонросам.

На международном уровне уже более 90 лет широко зарекомендовал 1'-он в мировом сообществе авторитетный орган в системе трипартизма — Международная организация труда.

Наши рекомендации