Тема 3. Представительство сторон и формы взаимодействия социальных партнеров
Представители сторон социального партнерства.Система социального партнерства в Республике Беларусь носит многоуровневый \арактер. Она включает республиканский, отраслевой и территориальный уровни, а также уровень предприятия. На каждом уровне шлделяют представителей сторон социального партнерства.
Представительство интересов работников на различных уровнях социального партнерства могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, мействующие на основании актов законодательства.
Профессиональныйсоюз (профсоюз)- это добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе поучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по !>чду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах для защиты трудовых, социально-экономических прав а интересов своих членов.
В мировой практике социального партнерства получил применение к-рмин наиболее представительных профсоюзов, которым, как правило, предоставляется ряд прав и преимуществ. Вопрос о том, какой профсоюз относить к наиболее представительным, страны решают по-разному, вырабатывают свои правила и критерии для определения I гепени представительности.
В Бельгии к представительным профсоюзам относят многоотрас-мевые профсоюзные организации, образованные на общенациональном уровне и имеющие не менее 50 тысяч членов, а также отраслевые профсоюзы, входящие в общенациональное профобъединение. 1'.о Франции используют другие критерии представительности профсоюзов: количество членов профсоюза, опыт и стаж их деятельности, финансовая самостоятельность и др. В США закон обязывает нанимателей вести переговоры с юридически признанным профсоюзом. И Японии право на заключение коллективных договоров имеют Профсоюзы, которые охватывают более 75 % работников компании, предприятия.
В вопросе представительства стороны трудящихся в условиях Беларуси выделим два проблемных аспекта:
• отсутствие в практике социального партнерства четкого понимания того, кто может представлять интересы трудового коллектива во взаимоотношениях с нанимателем, например, при
, заключении коллективного договора, если не все работники
охвачены профсоюзным членством, либо профсоюзная организация в коллективе отсутствует;
• в условиях действия нескольких профсоюзов, что белорусским законодательством допускается, неурегулированным в правовом отношении является вопрос «наиболее представительного профсоюза».
Представителями интересов нанимателей выступают:
• на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях -соответствующие объединения нанимателей;
• на уровне предприятий - руководитель организации или лица уполномоченные учредительными документами организации ил г локальными нормативными правовыми актами этих организаций.
Объединение нанимателей- это добровольное объединение юридических и физических лиц, которым законодательством предостав лено право заключения и прекращения трудового договора с работником имеющим целью представительство и защиту своих прав и законны, интересов.
Нерешенным вопросом в Беларуси остается отсутствие соответ ствующего закона об объединениях нанимателей - полноправнол-и важном в условиях рыночного хозяйства представителе одной и сторон социального партнерства. Такая ситуация не позволяет нанима телям в полной мере выражать свои интересы в социально-трудовое сфере, более активно взаимодействовать с профсоюзами и органамр государственного управления в формировании и реализации социально трудовой политики, повышать социальную ответственность бизнеса. Дл решения подобных задач в Российской Федерации принят и в ноябр 2002 г. введен в действие Федеральный закон «Об объединения: работодателей».
Представителями стороны государства в системе социального партнерства выступают соответствующие органы государственного управления (республиканские или отраслевые), местные исполни-пи'ньные и распорядительные органы.
Особенностью положения стороны государства в системе социального партнерства выступает то, что государство реализует в данном I лучае ряд функций: гаранта основополагающих трудовых прав граждан; м (ординатора системы социально-трудовых отношений; арбитра при мо'шикновении коллективных трудовых споров; работодателя; собственно функцию стороны социального партнерства. Одной из проблем высту-и,1ст стремление государства доминировать в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений в ущерб принципу равноправия сторон.
Наиболее слабое звено в системе социального партнерства Республики Беларусь - ограниченные возможности стороны нанимателей полноценно выражать свои интересы в социальном диалоге с профсоюзами и органами государственного управления. Возможности существующих объединений нанимателей объективно невелики в силу отсутствия у них широкой членской базы среди хозяйствующих субъектов. По длнным исследования Института предпринимательства и менеджмента ''О % субъектов малого и среднего бизнеса не являются членами объединений нанимателей. Основными причинами этого называются: неверие нанимателей в силы своих союзов; отсутствие информации о деятельности объединений нанимателей; недоверие объединений нанимателей чруг к другу.
Формы социального партнерства. В практике взаимодействия представителей сторон социального партнерства используются различные формы:
• консультации сторон по актуальным проблемам социально-трудовой политики;
• переговоры по вопросам, представляющим взаимный интерес;
• совместное участие в разработке законопроектов, нормативно-правовых актов в сфере труда;
• информирование сторон о намерениях или предпринимаемых мерах в области трудовых отношений;
• заключение соглашений на национальном, отраслевом и террито риальном уровнях;
• заключение коллективных договоров на уровне предприятия.
Соглашение- это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. В зависимости, от уровня социального партнерства выделяют: Генеральное соглашение; (на республиканском уровне); тарифные соглашения (на отраслевом уровне); местные соглашения (на территориальном уровне).
Стороны соглашения:
• на республиканском уровне - республиканские объединения, нанимателей и профсоюзов, правительство республики;
• отраслевом уровне - соответствующие объединения профсоюзов и нанимателей, соответствующие отраслевые органы госун дарственного управления (министерства, государственные комитеты, иные органы управления, уполномоченные правительством);
• территориальном уровне - соответствующие объединения профсоюзов и нанимателей, соответствующие местные , исполнительные и распорядительные органы.
Договорно-регулятивные нормы соглашений между социальными! партнерами условно разделяют на две группы:
• нормы, конкретизирующие и дополняющие законы, и подзаконные акты о труде;
• нормы, затрагивающие трудовые отношения, не урегулирован-; ные действующим законодательством.
По реальному воздействию на трудовые отношения в соглашениях выделяют:
• нормы, выполняющие четко выраженную договорно-регулятив-1 ную функцию;
• положения рекомендательного характера, адресуемые субъектам социального партнерства нижестоящих уровней. I
Генеральное соглашение- это локальный нормативный правовой акт, включающий нормы и положения, которые распространяются
^-\
па асе категории работников и слои населения республики. Оно содержит положения:
• о развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждению трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;
• основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;
» заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях в зависимости от роста цен;
• обеспечении занятости;
• охране труда и окружающей среды;
• иных трудовых и социально-экономических условиях.
Тарифные соглашения- это локальный нормативный правовой >1кт, который охватывает нормативным воздействием нанимателей и наемных работников той или иной отрасли или группы связанных между собой отраслей.
Местные соглашения- это локальный нормативный правовой >и<т, который распространяется на нанимателей и группы профессионально однородных наемных работников, чья, деятельность осуществляется в пределах определенной местности (район, город, область, регион),
Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-жономические гарантии и преимущества для работников в зависимости
от особенностей отрасли или региона по вопросам:
' « организации, условий, оплаты и охраны труда;
• заключения и расторжения трудовых договоров;
• проведения приватизации и др.
Коллективный договор- это локальный нормативный правовой 11кт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Сторонами коллективного договора выступают работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель. Он содержит положения:
• об организации труда и повышении эффективности деятельности трудового коллектива;
• нормировании труда, системах оплаты труда;
• размерах тарифных ставок, доплат;
• продолжительности рабочего времени;
• создании здоровых и безопасных условий труда;
• заключении и расторжении трудовых договоров;
• обеспечении занятости, профессиональной подготовке и переподготовке;
• регулировании внутреннего трудового распорядка;
• строительстве и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
• предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
• улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
• создании условий для культурного досуга;
• минимуме необходимых работ, обеспечиваемых при проведении забастовки;
• ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;
• гарантиях работникам при разгосударствлении и приватизации;
• ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни' и здоровью работника:
• иных трудовых и социально-экономических условиях.
Органы трехстороннего взаимодействия.При активной роли! государства в большинстве европейских стран создавались постоянно! действующие органы трехстороннего взаимодействия из представителей] объединений предпринимателей, профсоюзов и государственных органов
(и Италии - Национальный совет экономики труда, в Бельгии -11,ентральный экономический совет, а затем - Национальный совет труда, и I олландии - Экономический и социальный совет,, преобразованный и Совет по проблемам труда, во Франции и Великобритании -' )кономический и социальный комитет, в России - Российская фехсторонняя комиссия).
Важнейший орган в системе социального партнерства Республики Беларусь - Национальный совет по трудовым и социальным допросам. В соответствии с Положением о совете, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 1999г. №252 ••< > Национальном совете по трудовым и социальным вопросам» перед ним стоят следующие задачи:
• участие в разработке и проведении согласованной социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых прав, экономических и социальных интересов работников, повышение уровня жизни населения;
• обеспечение конструктивного сотрудничества сторон на основе взаимного учета их позиций, прав и интересов;
• координация деятельности советов по трудовым и социальным вопросам на отраслевом и местном уровнях.
Основные функции Национального совета по трудовым и соци-.нм.мым вопросам:
• рассмотрение проектов нормативных правовых актов по трудовым и социально-экономическим вопросам, внесение предложений по их совершенствованию;
• разработка проекта Генерального соглашения между сторонами и мероприятий по его реализации, а также контроль за их выполнением;
• совершенствование механизма взаимодействия сторон по проблемам экономического и социального развития общества;
• изучение, обобщение и распространение позитивного опыта регулирования социально-трудовых отношений, выработка рекомендаций и предложений по его практическому применению;
• оказание организационно-методической помощи советам по трудовым и социальным вопросам на отраслевом и местном уровнях;
• анализ соблюдения конвенций Международной организации труда, ратифицированных Республикой Беларусь;
• развитие взаимодействия с международными и иностранными организациями в сфере социально-экономической политики и трудовых отношений;
• информирование общественности о работе совета, отечественном и зарубежном опыте регулирования социально-трудовых отношений.
Представительство в Национальном совете по трудовым и социальным вопросам, порядок его работы определяются соответствующим регламентом. Свою деятельность совет строит на принципах социального партнерства, полномочности, взаимного учета прав и интересов сторон социального партнерства.
В состав совета входят по 11 представителей от Правительства Республики Беларусь (или уполномоченных им органов государственного управления), республиканских объединений нанимателей и профсоюзов, включая одного сопредседателя с правом решающего голоса от каждой стороны (на основе принципа паритетности).
Минимальными требованиями к представительности республиканского объединения нанимателей, предоставляющими ему право на делегирование своих представителей в состав совета, являются: деятельность этого объединения в большинстве областей Республики Беларусь и г. Минске; членство в нем нанимателей, у которых общая численность работников составляет не менее 50 тыс.
При наличии нескольких республиканских объединений нанимателей, обладающих правом на делегирование своих представителей в состав совета, места между ними в совете распределяются пропорционально численности работников, работающих у нанимателей,- членов этих объединений, при этом обеспечивается представительство в совете каждого из них.
Минимальными требованиями к представительности республиканского объединения профсоюзов, предоставляющими ему право на делегирование своих представителей в состав совета, являются: осуществление деятельности этим объединением в большинстве областей Республики Беларусь и г. Минске; членство в нем профсоюзов, общая численность которых составляет не менее 50 тыс. членов.
При наличии нескольких республиканских объединений профсою-|<>н, обладающих правом на делегирование своих представителей в сос-1.И1 совета, места между ними распределяются пропорционально числен-1Н111 и членов входящих в их состав профсоюзов, при этом обеспечивает-> и представительство в совете каждого из этих объединений профсоюзов.
Персональный состав совета, а также его изменения утверждаются и.| заседании по представлению сторон. Совет возглавляет председатель, шоираемый советом поочередно из числа сопредседателей сроком
11.1 ОДИН ГОД.
На отраслевом и региональном уровнях социального партнерства и 1'еспублике Беларусь создаются советы по трудовым и социальным нонросам.
На международном уровне уже более 90 лет широко зарекомендовал 1'-он в мировом сообществе авторитетный орган в системе трипартизма — Международная организация труда.