Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта
Тема 2. ТЕОРии РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
ЗАПАДНЫЕ ТЕОРИИ (ТЕОРИИ РАЗМЕЩЕНИЯ)
ТЕОРИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ШТАНДОРТА[1] И. ТЮНЕНА
Проблемы экономического пространства (а точнее размещение производства) начали изучаться западными учеными, начиная с XIX века.
Становление теории размещения (локализации) принято связывать с именем немецкого экономиста Йогана Тюнена. Главным содержанием его трудов было размещение сельскохозяйственного производства.
Исследование Й. Тюнена отличали высокий уровень абстракции. Он предполагал наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки.
Й. Тюнен доказал, что (в рамках сделанных им допущений) оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства — это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство. С другой стороны, чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления т города.
Й. Тюнен выделял шесть поясов (колец) размещения сельскохозяйственной деятельности, основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге:
- высокопроизводительное пригородное хозяйство;
- лесное хозяйство;
- плодосеменное производство;
- выгонное хозяйство;
- поля трехпольного севооборота;
- зона скотоводческого производства.
Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов будет другим, но принцип их чередования сохранится.
Работа Й. Тюнена была первым и весьма показательным примером использования абстрактных математических моделей в теории пространственной экономики. Ее важное методологическое значение признано в мировой экономической науке.
Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта
Немецкий ученый Вильгельм Лаунхардт (1882 г.) разработал метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции.
Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, как и у Тюнена являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника.
Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны пункт добычи железной руды — точка А (рис. 1), пункт добычи угля — точка В и пункт потребления металла — точка С. Транспортный тариф равен t (на 1 т.км). Расход руды на выплавку 1т металла равен а, расход угля — b. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): АС = S1; BC=S2; AB=S3.
Рис. 2.1 Локационный треугольник В. Лаунхардта
Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть в принципе каждая из трех точек размещения источников руды и угля и потребителя металла.
Наилучшим пунктом размещения завода из рассмотренных трех будет тот, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.
Расстояния от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: AM = r1, BM = r2, СМ = r3. Тогда транспортные издержки при размещении металлургического завода в точке М будут равны Т= (ar}+br2+r3)t. Выполнение требования Т ® min дает точку оптимального местоположения предприятия.
Данная задача имеет и механическое решение.
Механическое решение рассматриваемой задачи основывается на аналогии с методом нахождения точки равновесия сил. При этом веса руды, угля, металла выступают в качестве сил, с которыми притягивают производство соответствующие вершины локационного треугольника. Искомая точка является точкой равновесия трех связанных нитей, проходящих через вершины локационного треугольника. При этом к концам нитей подвешены грузы (Qa, Qb, Qc), пропорциональные a, b, 1. Весовой треугольник В. Лаунхардта — одна из первых в экономической науке физических моделей, используемых для решения теоретических и практических задач.