Система таможенных органов РФ и их полномочия
Российской Федерации органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело, составляют единую федеральную централизованную систему таможенных органов.
Возглавляет эту систему Государственный таможенный комитет (ГТК) России, Положение о котором утверждается Президентом рФ или по его поручению Правительством РФ. Руководит работой ГТК России его председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом рФ.
Никакие государственные органы, кроме Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов.
В систему таможенных органов входят:
1. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2. региональные таможенные управления РФ – промежуточные звенья в системе таможенных органов между центральным и местными таможенными органами, осуществляющие организацию таможенного дела, руководство нижестоящими таможенными органами;
3. таможни – государственный орган, через который осуществляется ввоз и вывоз экспортируемых и импортируемых товаров, багажа, почтовых отправлений и др.;
4. таможенные посты – подразделения таможни, уполномоченные в полном объеме проводить таможенное оформление и контроль в определенном пункте или на конкретной территории.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются ГТК России.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
· осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль;
· взимают таможенные платежи, налоги, пошлины, сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность их уплаты, принимают меры по их принудительному взысканию;
· обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
· обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
· обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
· ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
· осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном контроле;
· ведут таможенную статистику внешней торговли;
· обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела;
· осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела;
· проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела (ст. 403 ТК РФ).
Должностными лицами таможенных органов могут быть только граждане РФ.
Надзор и контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют прокуратура и суд.
Вышестоящие подразделения осуществляют ведомственный контроль деятельности нижестоящих подразделений.
19. Судебная система РФ по ФЗ «О судебной системе РФ» 1997 г.
Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.
В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции (ст.118,125,126,127) и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Согласно п. «г» ст.71 Конституции РФ, Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности.
Субъекты РФ вправе иметь собственное законодательство. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов.
В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.
Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.
К федеральным судам относятся:
· Конституционный Суд РФ;
· федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;
· военные и специализированные суды;
· федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
Федеральные конституционные законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах предусматривает учреждение межрегиональных арбитражных судов округов.
К судам субъектов РФ относятся:
· конституционные суды субъектов РФ;
· мировые судьи.
Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации. Пока в РФ специализированных судов не существует.
Судебная система, существующая в настоящий момент, приобрела такой вид с 1 января 1997 года, когда был введен в действие «Закон о судебной системе».
Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:
· соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;
· независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти;
· доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;
· рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;
· действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;
· право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;
· право граждан на участие в осуществлении правосудия.
Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.