ТЕМА 3. Экономические механизмы экологизации экономики
Государство и рынок в охране окружающей среды. Современное представление о рынке в экологической сфере. Направления совершенствования экологической политики.
Экономические инструменты экологизации экономики Механизмы реализации эколого-экономической политики. Формирование экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку. Компенсационные механизмы для окружающей среды.
Система платежей: недостатки системы и ее перспективы. Продажа прав на загрязнение. Финансирование природоохранных мероприятий. Создание рынка природных ресурсов. Штрафы и другие санкции за нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Региональные эколого-экономические проблемы.
Литература: 1-5,11,15,16.
Основная литература: 1-4, 12,13. Шим,
Дополнительная литература: рябч , глушк,потр
Самостоятельно:
Формирование экологического законодательства. Организационные структуры управления в экологической сфере. Административные методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза. Экологическое нормирование Лицензирование видов деятельности. Региональные аспекты экологизации экономики. Федеральные и региональные экологические программы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте характеристику действующей системы государственного регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды.
2. В чем сущность и содержание экологизации экономики в современных условиях хозяйствования?
3. Что такое рынок экологических товаров, работ и услуг? Какова роль экологического бизнеса в обеспечении устойчивого развития?
4. Дайте общий анализ основных инструментов экономического механизма природопользования, таких как, налоговая политика, льготное кредитование, продажа прав на загрязнение, штрафы и др.
5. Что включает административный механизм природопользования?
6. Дайте оценку особенностям экологической обстановки в России и тенденциям ее изменения
7. Охарактеризуйте эколого-экономические проблемы Вашего региона.
ТЕМА 4. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем.
Формирование системы международного экологического сотрудничества. Международные аспекты устойчивого развития. Международные органы и организации в области природопользования. Программа ООН по окружающей среде.
Литература: 1-4, 6,10,потр
Основная литература: 1-4, 12,13. Шим,
Дополнительная литература: рябч , глушк,потр
Самостоятельно:
Международные договоры, конвенции, соглашения, программы. Национальные программы по охране окружающей среды. Обязательства и приоритеты России в международном контексте перехода к устойчивому развитию.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте периодизацию и основные направления международного экологического сотрудничества?
2. Назовите основные принципы международного сотрудничества в охране окружающей среды.
3. Какая форма международного экологического сотрудничества является наиболее распространенной и действенной?
4. Раскройте особенности и механизмы обеспечения устойчивого развития на международном уровне.
5. В чем суть обязательств и приоритетов России в международном контексте перехода к устойчивому развитию.
6. Каковы возможности международного сотрудничества стран по снижению выбросов «парниковых газов», киотского протокола?
7. Каковы основные экономические механизмы регулирования Киотского протокола?
8. Решению каких проблем посвящены принятые международным сообществом Венская конвенция и Монреальский протокол?
Тема 1
Лекция 1. Введение. Предмет, задачи и содержание дисциплины.
Экономика в переводе с греческого oikonomike — искусство ведения домашнего хозяйства, где oikos — дом, хозяйство, а nomo — учение, закон. Применительно к экономике природопользования — это искусство ведения хозяйства, при котором обеспечивается гармоничное взаимодействия в системе «общество—окружающая среда», т.е. решается вопрос: как рационально вести хозяйство с учетом экологических факторов и экономических интересов общества.
В процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы, природных ресурсов по их удовлетворению, а также зависимость между состоянием окружающей среды и темпами экономического роста. Поддержание высоких темпов экономического роста без реализации адекватной экологической политики приводит к деградации окружающей среды. С другой стороны, экономические потери, связанные с загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов, означают фактическое снижение темпов и уровня достигнутого национального дохода. Установлено, что затраты на охрану окружающей среды могут приводить в определенном смысле к торможению темпов экономического роста. В свою очередь, необходимость охраны окружающей среды предполагает создание новых видов экономической активности, способствует созданию дополнительных рабочих мест, например, за счет развития экологически ориентированной предпринимательской деятельности.
Тем самым подтверждается вывод, что не только не имеется собственных ограничений экономического роста, но, наоборот, развитие экономики необходимо для решения обострившихся экологических проблем, а экологическое благополучие и экономическое благосостояние находятся в единстве и тесной взаимосвязи. Экономика и организация природопользования должны учитывать эти противоречия и определять рациональные соотношения между уровнями потребления, развития производства и экологическими факторами.
Развитие производительных сил базируется на общественно-экономических отношениях между людьми и природой. Необходимость расширения и углубления процессов познания развития производительных сил и производственных отношений в системе «общество—окружающая среда» сформировала новое научное направление — экономика и организация природопользования, которое отражает формы производственных отношений в процессе использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Место курса «Экономика и организация природопользования» в системе экономических дисциплин. Проблему воздействия производственной и непроизводственной деятельности на ресурсы окружающей среды, влияние природных ресурсов на развитие производства и сферы обслуживания, т.е. взаимодействие человека с природой, следует изучать с позиций ряда наук, это — междисциплинарная проблема. Поэтому данный курс предусматривает междисциплинарный подход к проблеме и базируется на основе концепции устойчивого развития, направленного на гармонизацию экономических и экологических интересов общества, решение социально-экономических задач на перспективу, сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения.
Формирование экономики и организации природопользования как научного направления. Объективные предпосылки формирования экономики и организации природопользования в основном ассоциируется с хозяйственной деятельностью, которая является одним из существенных факторов воздействия на окружающую среду, ее изменения в современных условиях. Возникновение и развитие этой науки в значительной мере связаны с исследованиями Римского клуба, активизацией деятельности в области разработки и реализации экологической политики на различных уровнях после Стокгольмской конференции ООН 1972 г. по проблемам охраны окружающей среды. Решения данной конференции положили начало глубоким исследованиям в области гармонизации экономических и экологических интересов общества.
Экономика и экология длительное время развивались как две практически обособленные области знаний со своими методологическими подходами и принципами. На рубеже 60—70-х годов возникла острая потребность системного, комплексного эколого-экономического подхода к решению проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Как отмечалось в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», экология и экономика все больше переплетаются между собой на местном, региональном, национальном уровнях, формируя сложный комплекс причин и следствий.
Основные эколого-экономические функции – экологические приоритеты в регулировании экономических отношений; социально-экономическая оценка окружающей среды и природных ресурсов; определение экологических издержек производства и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; введение экологического аудита и экологического счетоводства; совершенствование налоговой, ценовой, инвестиционной политики с учетом экологических факторов, развитие системы платы за природные ресурсы и платы за загрязнение окружающей среды; развитие системы экологического страхования и др. Экономика природопользования как наука не сводится только к тому, чтобы разрабатывать природоохранную стратегию исходя только из экономической выгоды. Окружающая среда, ее качество все в большей мере выступают как самостоятельные ценности, потребительское благо, а общество, осознав приоритеты экологических интересов, должно быть готово за это платить.
Современное состояние проблемы требует эколого-экономического анализа взаимоотношений производства и окружающей среды, введения в экономическую теорию концептуальных положений и обобщений, выражающих причинно-следственные связи между экономическими и природными системами. С учетом глобальных тенденций загрязнения окружающей среды назрела необходимость разработки новой, экологически ориентированной стратегии развития общества и его хозяйства. Речь идет, по существу, о новой парадигме экономики — переходе ее к решению внешних, прежде всего эколого-экономических задач экоразвития, в котором происходит согласование и сопряжение интересов и требований экономики и экологии.
Данное положение, когда окружающая среда рассматривается как фактор социально-экономического развития, находит отражение в воспроизводственной функции экономики природопользования, что предполагает рассмотрение окружающей среды не только как экологического фактора производства, но и его как составного элемента и результата.