Теория экономических порядков В. Ойкена
Экономический космос, согласно В. Ойкену, можно представить в виде следующей схемы.
Совокупность экономических процессов. Различные виды экономических порядков. Экономическая политика. |
Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков – с другой, существует неравновесие, отставание порядков является почти правилом.
Под экономическим порядком Ойкен понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия. Ойкен различает шесть составляющих свода данных: потребности людей, природные условия, состояние рабочей силы, товарные запасы, уровень технологии и технических знаний, правовой и социальный порядки. Под шестым фактором имеются в виду законы, нравы и обычаи, духовный настрой, «определяющий правила игры». Этот комплекс условий хозяйствования не всегдаявляется целесообразным или успешным.
Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограниченных ресурсах, государственные органы выступают своего рода вычислительной машиной, встроенной в хозяйственный порядок. В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывают правила и предписания.
Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: laissez-faive (свобода действий); политика централизованного, полностью или частично, управления экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного порядка и точечная политика.
Что касается планово-централизованного управления экономикой (в Германии с сохранением частной собственности, в России – с ее упразднением и введением коллективной ответственности), то неизбежность его распада сомнений не вызывала. Планово-централизованная система – это экономическое выражение тоталитаризма. Что касается последнего, то идейное авторство здесь принадлежит маркизу де Саду, выступившему с утопическим проектом «Республики». Интерес представляют сами формы отмирания подобного порядка. Автор, размышлявший над этими проблемами еще в 30-х годах, сравнивал остающиеся после развала централизованного порядка оборонные предприятия с... валунами, омытыми потоками ледниковой лавины. Проблемным, по его мнению, явится вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю.
Политика «среднего пути» предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся: вмешательство с распределительными целями, политика «полной занятости», конъюнктурное регулирование.
При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является ограничение или недопущение тенденций к концентрации экономической власти (процессов монополизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологического ущерба.
Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном платежеспособном спросе и денежные расстройства.
Концепция Я. Тинбергена
Базовой теорией экономической политики принято считать концепцию, предложенную еще в 50-е гг. голландским экономистом, первым лауреатом Нобелевской премии по экономике (1969 г.) Яном Тинбергеном (1903-1994). Его книги «Теория экономической политики» (1952) и «Экономическая политика: принципы и построение» (1956) были настольными для экономистов 60-70-х гг. XX в. В целом концепцию Тинбергена следует отнести к разряду нормативных. Согласно теории Тинбергена составляющими экономической политики являются:
1. ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей);
2. инструменты, которыми располагает правительство, разделенные на четыре группы – фискальные (бюджетно-налоговые), монетарные (денежно-кредитные), внешние (манипуляции с валютным курсом) и регулирующие доходы;
3. модель, связывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий.
Тинберген разработал методику планирования и прогнозирования для Нидерландов, предложил модели, применимые для экономического планирования в развивающихся странах. Последователи Тинбергена внесли дополнения в его концепцию. Генри Тейлор разработал оптимальную функцию благосостояния и функцию минимизации потерь; включил в модель издержки, связанные с переходами от одних инструментов к использованию других.
Вкладом в дальнейшую разработку экономической политики явились работы Роберта Манделла. Как правило, считает автор, политические инструменты диверсифицированы и находятся под контролем различных государственных органов (министерств экономики, финансов, Центрального банка и др.). Эти обстоятельства требуют эффективной рыночной классификации. В каждом случае выстраивается ряд – целевой показатель – инструменты – орган, к которому данная цель «приписана». Орган приписки располагает как бы преимущественным воздействием. В качестве примера можно привести ответственность Центрального банка за стабильность денежного обращения.
Самым труднопреодолимым при разработке политической программы является неопределенность, преследующая экономическую динамику и влекущая за собой порой весьма значительные социальные потери. В условиях неопределенности правительства не могут знать точно, какое воздействие окажут их меры на целевые показатели. Неопределенности многообразны. В их числе временные лаги между возникновением той или иной опасности, принятием решений и их экономическим эффектом; неожиданные шоковые ситуации, в том числе экзогенного характера. Особое значение в этой связи приобретает рациональный выбор различных инструментов политического воздействия, обращение к взвешенным денежно-кредитным средствам.
Критика Р.Лукаса
Большая эконометрическая модель Тинбергена являлась схемой экономической политики более двадцати лет. Однако в середине 70-х гг. экономисты все чаще стали писать о недостатках теории Тинбергена, придавая особенное значение неопределенности. Нашего внимания заслуживает в этой связи «критика Лукаса», одного из первых представителей теории рационального выбора. Американский экономист Роберт Лукас, профессор Чикагского университета выступил в 1976 г. с монографией «Эволюция экономической политики». В модели экономической политики Тинбергена выведены коэффициенты, связывающие экономические переменные и политические действия. Между тем, изменения в экономике и политике делают эти коэффициенты ненадежными. Сами исходные экономические параметры чаще всего некорректны, поскольку уже являются результатом политического маневрирования, и поэтому дальнейший анализ может привести к неожиданным результатам.
В центре внимания Лукаса оказалась оценка ожиданий. Как правило, ее производят приблизительно, исходя из прошлого опыта. Такая механическая экстраполяция, считает Лукас, порочна. Реакции на политические перемены невозможно предвидеть, исходя из прошлого. Например, между предложением денег и выпуском продукции существует, как мы позже увидим, линейная зависимость, но неожиданные изменения количества денег могут нарушить ритм, предсказанный ожидавшимся приростом денежной массы. Или другой пример: почему взаимосвязь между безработицей и инфляцией, традиционно базировавшаяся на доктрине Т. Филлипса, оказалась в 60-е гг. несостоятельной? В другом месте Лукас ссылается на оценку эффекта, проистекающего из изменений в налоговой политике. Он зависит от того, являются ли налоговые изменения временными или постоянными и как их, соответственно, оценивают налогоплательщики.
Политика, основывающаяся на среднестатистических показателях прошлого и недооценивающая фактор переменчивых ожиданий, обречена на ошибки и неудачи. Следствием критики Лукаса стало создание более совершенных макроэкономических моделей, включающих оценку фактора ожиданий.
Попробуем теперь систематизировать общие позиции, которые выдвигает неоклассическая теория экономической политики (Р. Лукас, Дж. Бьюкенен, К. Эрроу, У. Нордхаус). Конечную цель политики можно определить в виде минимизации социальных потерь. Но для этого необходимо сохранять многократно проверенную последовательность политических действий, не поддаваться искушению отступления от правил. Нужно завоевать и поддерживать доверие со стороны электората. Отклонения от объявленного курса подрывают веру в дееспособность власти, они опасны еще и потому, что недоверие к политическим акциям порождает пассивность, сопротивление попыткам правительств минимизировать социальные потери, что тормозит проведение разумной экономической политики. Общим замечанием применительно к неоклассической политике является взаимодействие позитивной и нормативной сторон. Позитивная теория изучает политические институты, возможные варианты воздействия, а также законодательные нормы, облегчающие или ограничивающие свободу политической конкуренции, пути повышения экономической грамотности избирателей.
Нормативное политическое вторжение является достаточно распространенным; экспансионистскими выглядят фискальные меры, нередок инфляционный уклон в политике. Все это может быть вызвано стремлением повлиять на грядущие выборы. Политическая сдержанность обычно наступает после выборов. «Дисконтирование будущего», в котором часто упрекают людей бизнеса, портящих экологию, не чуждо правительствам. Они заботятся о функционировании экономики в период их правления, причем делают это порой в ущерб будущему (увеличение задолженности с переложением ее на последующие поколения, неумеренный и субсидируемый экспорт невозобновляемых ресурсов).