Структура потребления товаров и услуг, дифференциация и эластичность
Для оценки структурных различий в потребительских расходах используется интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева:
где V0 и V1 — доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.
Этот показатель равен 0, если сравниваемые структуры остались неизменными, и равен 1, если сравниваемые структуры полностью изменились, т.е. 0 ≤ Ks ≤ 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домохозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае:
где Vi и Vj — доли отдельных видов расходов домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;
i и j — номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.
Коэффициент эластичности потребления показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина y с изменением величины x на один процент.
Среди факторов, оказывающих существенное влияние на объем потребления и структуру потребительских расходов, фигурируют уровень дохода (среднедушевого и среднего на домохозяйство), состав и возраст хозяйства, количество детей. Кроме того, в качестве основных факторов выступают уровень цен на товары и услуги и их изменение. Чтобы оценить их влияние на уровень потребления товаров и услуг, широко применяются многофакторные линейные и нелинейные регрессионные модели, а также индексы.
Коэффициенты эластичности рассчитываются по выровненным данным и поэтому рассматриваются как теоретические. Эмпирические коэффициенты эластичности потребления в зависимости от изменения доходов (или любого другого фактора) вычисляются по фактическим данным по формуле Маршалла:
,
где x, y — начальные значения факторов (например, дохода и потребления);
Δx, Δy — приращение факторов за период или при переходе от одной группы к другой.
При сравнении эластичности потребления двух групп населения с разным уровнем доходов применяется формула
,
где xi, yi — доходы и потребление базовой или низшей группы населения;
xi+1, yi+1 — доходы и потребление сравниваемой или высшей группы населения.
Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов как хлеб, продукты низких сортов и т.д. Товары, для которых Э < 0 называются «малоценными». В этом случае значение коэффициента характеризует уменьшение потребления таких товаров при увеличении доходов населения. Чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот). Принято выделять товары с малой эластичностью 0 < Э < 1, средней (Э = 1) и высокой (Э > 1).
В целом отмечается такая закономерность: большой эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров и особенно товаров ограниченного спроса (хрусталь, ювелирные украшения и т.д.) и индивидуальных транспортных средств. Среди непродовольственных товаров менее эластично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви), а среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов, а менее эластично потребление хлеба, картофеля.