Тема 9. Денежное обращение

Содержание занятия.Анализ денежного рынка: монетаристский и кейнсианский подходы. «Ловушка ликвидности». Решение упражнений, тестов и задач темы.

Тема 10. Кредитно-денежная (монетарная) политика

Содержание занятия.Анализ воздействия монетарной политики на экономику. Решение упражнений, тестов и задач темы.

Тема 11. Кредитно-денежная (монетарная) политика

Содержание занятия.Изучение равновесия на денежном рынке с помощью моделиLM (ликвидность - деньги). Решение упражнений, тестов и задач темы.

Тема 12. Налоговая система – 4 часа

Содержание занятия.Изучение механизма распределения налогового бремени и факторов его определяющих.Решение упражнений, тестов и задач темы.

Тема 13. Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства – 2 часа

Содержание занятия.Анализ механизма действия фискальной политики: воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение. Решение упражнений, тестов и задач темы.

Тема 14. Налогово-бюджетная (фискальная) политика государства – 2 часа

Содержание занятия.Изучение способов финансирования бюджетного дефицита и связи бюджетного дефицита с государственной задолженностью. Решение упражнений, тестов и задач темы.

Тема 15. Мировой рынок и международная торговля – 4 часа

Содержание занятия.Свободная торговля и протекционизм. Анализ эффективности внешней торговли. Решение упражнений, тестов и задач темы.

Тема 16. Мировой рынок и международная торговля – 2 часа

Содержание занятия.Активный семинар.Кейс по теме «международная торговля».

Тема 17. Мировые валютные системы – 4 часа

Содержание занятия.Платёжный баланс и курс валюты. Внешнеэкономическая политика России. Решение упражнений, тестов и задач темы.

Методические указания для проведения самостоятельных работ

Занятие 1. Кругооборот продукта, расходов и доходов

1. Постройте и подробно опишите двухсекторную и трёхсекторную модель экономики (модель круговых потоков).

2. Постройте и подробно опишите полную или четырёхсекторную модель экономики (модель круговых потоков).

Занятие 2. Основные макроэкономические показатели и система национальных счетов

Задача

Предположим, национальное производство включает два товара: А и В. А – потребительский товар, В – инвестиционный. В текущем году было произведено 200 ед. товара А по цене 2 долл. за единицу и 10 ед. товара В по цене 4 долл. за ед. К концу текущего года 6 используемых единиц инвестиционного товара должны быть заменены новыми.

Рассчитайте: а) ВВП;

б) ЧВП;

в) объём потребления и объём валовых инвестиций;

г) объём чистых инвестиций.

Найдите правильный ответ.

Если объём номинального ВВП и уровень цен повысились, то:

а) реальный ВВП увеличился, но в меньшей степени, чем цены;

б) реальный ВВП увеличился, но в большей степени, чем цены;

в) реальный ВВП не изменился;

г) реальный ВВП сократился;

д) эта информация не позволяет определить, как изменился реальный ВВП;

е) все предыдущие ответы не верны.

Задача

Рассмотрите данные, представленные в таблице:

Год Номинальный ВВП (млрд. долл.) Дефлятор ( в%, 1982 = 100) Реальный ВВП
 
 
 
 

Ответьте на следующие вопросы:

а) в чём отличие реального ВВП от номинального ВВП?

б) каким образом, и с какой целью рассчитывается реальный ВВП?

в) заполните последний столбец таблицы.

Задача 4.

Допусти, что номинальный ВВП уменьшился с 600 млрд. руб. до 550 млрд. руб., а дефлятор ВВП – с 150% до 110%. При таких условиях величина реального ВВП:

а) не изменится;

б) увеличится;

в) уменьшится;

г) не может быть рассчитан на основе этих данных.

Задача 5.

В экономике страны ЧНП равен 6000 млрд. усл. ден. ед., величина косвенных налогов составляет 500 усл. ден. ед., а величина износа основного капитала – 600 усл. ден. ед. Определите величину ВНП.

Задание 6.

Китайские рабочие работают в Японии. Их доход:

а) включается в ВВП Китая;

б) включается в ВВП Японии;

в) включается в ВНП Китая;

г) не включается в ВНП Японии;

д) нет правильного ответа.

Задание 7. Верны ли следующие утверждения:

1. ВНП – это сумма рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг, произведённых на территории страны за год;

2. Расходы домохозяйств на покупку нового дома включаются в потребительские расходы;

3. Национальный доход представляет собой доход, полученный собственниками экономических ресурсов;

4. Располагаемый доход – это заработанный доход собственника экономических ресурсов, остающийся в его распоряжении после вычета индивидуальных налогов.

5. Объём реального ВНП может быть измерен в натуральных единицах.

6. ВНП отличается от ВВП на величину чистого экспорта.

7. Индекс потребительских цен исчисляется на основе цен, товаров, включаемых в рыночную потребительскую корзину.

8. Перепродажи не увеличивают показатель ВНП.

9. Государственные инвестиции не включаются в инвестиционные расходы.

Занятие 3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие: модель AD-AS

1. Подробно ответьте на вопрос:

Насколько правомерно использовать категории эффекта замещения и эффекта дохода при объяснении конфигурации кривой AD?

2. Какой из перечисленных пунктов верен и почему?

Если государство увеличит расходы, то:

а) увеличится и совокупный спрос, и совокупное предложение;

б) совокупное предложение сократится, а совокупный спрос увеличится;

в) совокупный спрос увеличится, а совокупное предложение не изменится;

г) совокупное предложение увеличится, а совокупный спрос сократится;

д) сократится и совокупный спрос, и совокупное предложение.

3. Подумайте и подробно ответьте на вопрос:

Какие причины, на Ваш взгляд, могут привести к следующему смещению кривой совокупного предложения:

Тема 9. Денежное обращение - student2.ru Тема 9. Денежное обращение - student2.ru Тема 9. Денежное обращение - student2.ru Тема 9. Денежное обращение - student2.ru Тема 9. Денежное обращение - student2.ru уровень цен

AS

AS1

реальный объём производства

Задание 4. Ответьте на вопрос

Если государственные расходы сокращаются, то:

а) совокупный спрос сокращается;

б) совокупное предложение сокращается;

в) совокупное предложение растёт;

г) совокупный спрос растёт.

Задание 5.Ответьте на вопрос

Когда положение экономики соответствует кейнсианскому отрезку кривой совокупного предложения, рост совокупного спроса приведёт:

а) к повышению цен, но не окажет влияния на динамику ВВП в реальном выражении;

б) к увеличению объёма ВВП в реальном выражении, но не окажет влияния на уровень цен;

в) к повышению уровня цен, и объёма ВВП в реальном выражении;

г) к повышению цен и сокращению объёма ВВП в реальном выражении;

д) к снижению цен и росту объёма ВВП в реальном выражении.

Задание 6.

Ответьте на вопрос задания 2 при условии, что рост совокупного спроса происходит на классическом отрезке кривой совокупного предложения.

Задание 7.Ответьте на вопрос

Если происходит одновременный рост и совокупного предложения, и совокупного спроса, то:

а) равновесный объём производства растёт, а равновесный уровень цен снижается;

б) равновесный объём производства растёт, а равновесный уровень цен не меняется;

в) и равновесный объём производства, и равновесный уровень цен повышаются;

г) равновесный объём производства растёт, а изменение равновесного уровня цен предсказать невозможно.

Задание 8.Ответьте на вопрос

Если цены и заработная плата являются фиксированными в краткосрочном периоде и гибкими в долгосрочном периоде, то:

а) долгосрочная кривая совокупного предложения будет вертикальной;

б) краткосрочная кривая совокупного предложения будет горизонтальной;

в) долгосрочная кривая совокупного предложения будет соответствовать потенциальному объему производства;

г) изменение объема денег государством и поощрение заня­тости будут оказывать влияние на объем выпуска только в краткосрочном периоде;

д) все перечисленное верно.

Задание 9. Какие из утверждений верны?

а) Увеличение чистого экспорта, вызванное ростом обмен­ного курса национальной валюты, увеличивает объем совокуп­ного спроса.

б) Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон.

в) Увеличение количества денег в обращении приводит к движению вдоль кривой совокупного спроса, когда реальный объем производства растет, а уровень цен снижается.

г) Эффект дохода и эффект замещения не могут объяснить обратную зависимость спроса на макроэкономическом уровне.

д) Рост потребительских расходов не оказывает влияния на совокупное предложение.

е) Если государство ужесточит требования к охране окру­жающей среды, это вызовет сдвиг кривой совокупного спроса влево.

ж) Кривые совокупного спроса и совокупного предложе­ния смещаются под воздействием ценовых факторов.

з) Сокращение государственных расходов на оборону сдви­нет кривую совокупного спроса влево.

Задание 10. Какое из положений соответствует классической модели?

а) Совокупный спрос определяется потенциальным объе­мом производства.

б) Цены и заработная плата неэластичны.

в) Кривая совокупного предложения является горизонталь­ной на уровне цен, определяемых ставкой процента и государ­ственной политикой.

г) Неполная занятость существует вследствие недостаточ­ного совокупного спроса.

д) Совокупное предложение определяется величиной потен­циального ВВП.

е) Динамика совокупного спроса - решающий фактор установления макроэкономического равновесия.

Задание 11. Потребительский спрос на ряд товаров оказался меньше ожидаемого, и часть продукции не продана. Это вызовет в краткосрочном периоде:

а) сокращение цен,

б) сокращение объемов продаж,

в) одновременное снижение цен и объемов продаж,

г) цены и объемы продаж останутся неизменными в силу

действия эффекта храповика,

д) сокращение цен при неизменном объеме продаж.

Задание 12. В предшествующем году потенциальный ВВП составлял 4000 у. е., а кривая совокупного спроса описывалась уравнени­ем Y = 4200 - 2Р. В текущем году потенциальный ВВП вырос на 1%, а уравнение совокупного спроса приняло вид Y = 4280­ - 2Р. На сколько процентов изменился равновесный уровень цен за этот период?

Задание 13.

На рис. показаны кривые совокупного спроса (AD), краткосрочного (SRAS) и долгосрочного (LRAS) совокупного предложения, Yf – уровень производства при полной занятости (естественный уровень производства).

Тема 9. Денежное обращение - student2.ru

Установите правильную последовательность результатов в случае увеличения предложения денег Центральным банком страны.

o увеличение объёмов производства в краткосрочном периоде;

o увеличение совокупного спроса, кривая AD сдвинется вправо;

o повешение уровня цен;

o восстановление естественного уровня производства.

Занятие 4. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов

Задание 1.

В экономике страны функция инвестиций определяется уравнением I = 40 + 0,4 Y, а функция сбережений – уравнением S = - 20 +0,6Y, где – Y – чистый национальный продукт (ЧНП). Тогда равновесный ЧНП в стране равен:

а) 100; б) 200; в) 300; г) 400.

Задание 2.ВНП страны составляет 200 млрд. руб. Предельная склонность к потреблению – 0,75. Если правительство страны поставило задачу достичь ВНП на уровне 500 млрд. руб., инвестиции должны быть:

а) 125 млрд. руб.; б) 200 млрд. руб.; в) 150 млрд. руб.; г) 50 млрд. руб.

Задание 3.Функция потребления задана формулой c = 100 + 0,5Y. Заполните таблицу:

Доход Потребление Сбережения
   
   
   
   
   
   

Задание 4. Определите, верны или неверны высказывания:

а) сбережения равны располагаемому доходу минус расходы на потребление;

б) предельная склонность к потреблению – это отношение прироста потребления к приросту дохода;

в) согласно кейнсианской концепции уровень сбережений зависит в первую очередь от уровня располагаемого дохода;

г) если предельная склонность к потреблению равна 0,9, то это означает, что предельная склонность к сбережению равна 0,1;

д) функция потребления и сбережения являются относительно нестабильными;

е) сумма значений предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению всегда равна или больше 1.

Задание 5.Предельная склонность к потреблению – это:

а) отношение совокупного потребления к совокупному доходу;

б) прирост потребительских расходов, вызванный приростом дохода на единицу;

в) отношение прироста потребительских расходов на единицу прироста доходов;

г) кривая, характеризующая величину потребительских расходов при данном уровне дохода.

Задание 6. Точка «нулевого сбережения» функции потребления – это точка, в которой:

а) сбережения равны доходу;

б) доход равен потреблению;

в) сбережения равны потреблению;

г) предельная склонность к сбережению равна нулю.

Задание 7.Назовите отношение, отражающее обратную зависимость:

а) между потребительскими расходами и располагаемым доходом;

б) между сбережениями и уровнем потребительских расходов;

в) между сбережениями и располагаемым доходом;

г) все ответы верны.

Задание 8. Связь между предельной склонностью к потреблениюи предельной склонностью к сбережению выражается в том, что:

а) их сумма равна 1;

б) отношение между ними характеризует среднюю склонность к потреблению;

в) их сумма равна располагаемому доходу, так как он делится на C и S;

г) точка на кривой, в которой они равны, соответствует точке нулевого сбережения.

Задание 9.Увеличение текущих инвестиционных расходов на 100 млн. руб. привело к росту ВНП на 500 млн. руб. Оцените предельную склонность к сбережению и определите мультипликатор расходов в рассматриваемой экономике.

Задание 10. Оцените мультипликатор расходов, если домохозяйства из каждого получаемого дополнительного рубля сберегают 10 копеек.

Задание 11.

В кейнсианской модели потребления с ростом доходов:

1) потребление увеличивается, но более медленными темпами, чем растут доходы;

2) потребление и сбережение увеличивается одинаковыми темпами;

3) потребление увеличивается, а сбережения уменьшаются;

4) сбережение увеличивается, но более быстрыми темпами, чем растут доходы.

Занятие 5. Экономический рост и экономический цикл

Задание 1.Укажите, как определяется продолжительность экономического цикла.

Продолжительность цикла определяется периодом времени:

а) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента времени, когда последующий подъём достигает своего пика;

б) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъёма, до момента, когда достигнут пик следующего циклического подъёма;

в) от момента времени, когда достигнут пик данного циклического подъёма, до момента времени, когда спад следующего цикла достигает своего дна;

г) от момента, когда рецессия достигла дна в ходе данного цикла, до момента времени, когда рецессия достигла дна в ходе следующего цикла.

Задание 2. Укажите, в чём проявляется принцип акселерации.

Принцип акселерации проявляется в том, что:

а) относительно небольшое повышение темпа прироста ВВП приводит к весьма значительному увеличению величины инвестиций;

б) снижение темпа прироста ВВП приводит к сокращению величины инвестиций;

в) изменения величины инвестиций приводит к изменению равновесного уровня ВВП;

г) достижение в ходе циклического подъёма пика, как правило, приводит к снижению темпа роста ВВП.

Задание 3.Из перечисленных ниже экономических явлений к фазе подъёма среднесрочного цикла не относится:

а) рост цен;

б) рост безработицы;

в) рост уровня производства;

г) рост заработной платы.

Задание 4. Циклы Кондратьева – это:

а) среднесрочные циклы;

б) краткосрочные циклы;

в) долгосрочные циклы;

г) любые экономические циклы.

Задание 5.Проциклические переменные в фазе спада:

а) растут;

б) снижаются;

в) не меняются;

г) хаотично изменяются.

Задание 6.Государство в фазе спада, на ваш взгляд, должно осуществлять:

а) повышение налоговых ставок;

б) жёсткую кредитно-денежную политику;

в) увеличение государственных расходов;

г) увеличение сроков амортизации.

Задание 7.Основной причиной возникновения экономического цикла длинных волн является:

а) обновление основного капитала;

б) переход к новой энергетической базе;

в) превышение темпов роста товарно-материальных запасов над ростом реальной потребности фирмы;

г) изменение технологического способа производства.

Задание 8.Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах состоит:

а) в технологических изменениях в производстве;

б) в увеличении объёма применяемого капитала;

в) в увеличении объёма рабочего времени;

г) в росте квалификации рабочей силы.

Задание 9.Ответьте на вопрос:

Каковы отличительные особенности структурных кризисов? Чем они отличаются от циклических?

Занятие 6. Занятость и безработица

Задание 1. Согласно закону Оукена 3% -е превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объёма ВВП от потенциального составляет:

а) 7,5%;

б) 3%;

в) 4%;

г) 5%;

д) 6%.

Задание 2.Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) фрикционной формой безработицы;

б) структурной формой безработицы;

в) циклической формой безработицы;

г) все предыдущие ответы не верны.

Задание 3. Имеется следующая информация: численность занятых – 85 млн. человек, численность безработных – 15 млн. человек.

1) Рассчитайте уровень безработицы.

2) Месяц спустя из 85 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных нашли работу. Определите, каковы теперь: численность занятых; количество безработных; уровень безработицы.

Задание 4. Определите, какие положения правильны. Обоснуйте своё мнение.

а) уровень безработицы может быть подсчитан как отношение числа неработающих к числу работающих.

б) уровень безработицы при полной занятости (естественный уровень безработицы) учитывает циклическую безработицу.

в) естественный уровень безработицы есть величина постоянная для долгосрочного периода.

г) уровень безработицы может быть подсчитан как отношение числа безработных к общей численности населения страны.

д) уровень естественной безработицы не учитывает циклическую и структурную безработицу.

Задание 5.

Уровень безработицы составил в текущем году 8%, естественный уровень безработицы – 6%. Рассчитайте реальный ВВП, если потенциальный ВВП равен 5000 млрд. у.е., а коэффициент Оукена равен 3.

Задание 6.

Известно, что в 1-м году экономически активное население (рабочая сила) составляло 100 млн. человек. Ежегодный прирост экономически активного населения - 1 млн. человек. Естественная норма безработицы - 6%. Фактическая безработица имела следующую динамику:

Годы Фактическая безработица, млн. человек
6,3 6,36 6,5

На основе этих данных определите, чему равнялась за эти десять лет полная занятость, естественная безработица, циклическая безработица и фактическая занятость. Сделайте соответствующие выводы.

Задание 7. Реальный объём ВНП в текущем году равняется 920 млрд. руб., а потенциальный ВНП – 1000 млрд. руб. Найдите фактический уровень безработицы, если естественная норма безработицы составляет 6%.

Задание 8. Ответьте на вопрос:

В каком смысле мы говорим о естественном уровне безработицы? Разве безработица – это «естественное» явление для нормальной экономической ситуации?

Задание 9. Ответьте на вопрос:

Означает ли понятие полной занятости абсолютное отсутствие безработных?

Задание 10.

Предположим, что норма естественной безработицы – 6%; норма фактической безработицы – 10%. Чему должен равняться темп прироста ВВП, чтобы в течение четырёх лет в стране была достигнута полная занятость.

Задание 11.

Предположим, что потенциальный ВВП равен 1100 млрд. руб., а фактический – 1000 млрд. руб. естественная норма безработицы – 6%. Чему равна фактическая норма безработицы?

Занятие 7. Инфляция

Задание 1. Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции:

а) те, кто получает фиксированный номинальный доход;

б) те, у кого номинальный доход растёт, но медленнее, чем уровень цен;

в) те, кто имеет денежные сбережения;

г) те, кто стал должником, когда цены были ниже.

Задание 2.Инфляция может быть связана:

а) только с ростом ВНП;

б) с ростом или падением ВНП в зависимости от источника её развития;

в) только с падением ВНП.

Задание 3. Инфляцию спроса вызывает:

а) резкий скачок цен на нефть;

б) значительный рост государственных расходов;

в) значительное снижение государственных расходов;

г) рост монополизма.

Задание 4.Если номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%, то реальный доход:

а) увеличился на 2 %;

б) увеличился на 18%;

в) снизился на 2 %;

г) снизился на 18%.

Задание 5.Краткосрочная кривая Филипса отражает:

а) альтернативу между инфляцией и безработицей;

б) положительную связь между инфляцией и безработицей;

в) особенности денежного рынка;

г) альтернативу между инфляцией и проблемами бюджета.

Задание 6.Стагфляцию можно показать как:

а) сдвиг кривой спроса вправо;

б) сдвиг кривой предложения вправо;

в) сдвиг кривой Филлипса влево;

г) сдвиг кривой Филлипса вправо.

Задание 7.Как изменится реальный доход работника, если за год его номинальный доход увеличился с 30 до 40 тыс. руб., а темпы инфляции составили 10%?

Задание 8. Пользуясь данными таблицы, рассчитайте индекс потребительских цен. Укажите допустимо ли пользоваться индексом-дефлятором ВВП при определении реальных доходов, получаемых домашними хозяйствами, а также при исчислении реальных затрат потребителей на товары и услуги. Чем отличаются показатели реальных доходов потребителей, исчисленных на основе использования индекса-дефлятора ВВП и на основе индекса потребительских цен?

  1 год 2 год
Виды продукции Объём выпуска, Q (ед.изм.) Цена единицы продукции, P (руб.) Объём выпуска, Q (ед.изм.) Цена единицы продукции, P (руб.)
Хлеб (буханка) 1,5
Ботинки (пар)

Занятие 8. Денежно-кредитное регулирование экономики

Задание 1.В стране в обращении находятся только наличные деньги. Денежная база равна 60 млрд. руб. Центральный банк увеличивает денежную базу в 3 раза. Величина денежной массы:

а) увеличится в 3 раза;

б) уменьшится в 3 раза;

в) не изменится;

г) на основе имеющихся данных нельзя определить изменение денежной массы.

Задание 2.Наименьшийобъём денежноймассы включает денежный агрегат:

а) М0;

б) М1;

в) М2;

г) М3.

Задание 3.Спрос на деньги для сделок составляет 10% номинального объёма ВНП, предложение денег – 450 млрд. руб., а спрос на деньги со стороны активов указан в таблице:

Процентная ставка Спрос со стороны активов, млрд. руб.

При ВНП равном 3000 млрд. руб. равновесная процентная ставка составит:

а) 14 б) 13 в) 12 г) 11

Задание 4.Процентная ставка растёт. Спрос на деньги со стороны активов:

а) увеличиться;

б) уменьшится;

в) его динамика не связана с процентной ставкой;

г) будет хаотично изменяться.

Задание 5.Если спрос на деньги и предложение денег будут сокращаться, то:

а) равновесное количество денег и равновесная процентная ставка вырастут;

б) равновесное количество денег и равновесная процентная ставка сократятся;

в) равновесное количество денег сократится, а изменение равновесной процентной ставки предсказать невозможно;

г) равновесная процентная ставка сократится, а изменение количества денег предсказать невозможно.

Задание 6.

Правило монетаристов предполагает, что предложение денег должно увеличиваться темпами, равными:

а) темпу роста уровня цен;

б) темпу роста уровня процентной ставки;

в) темпу роста скорости обращения денег;

г) потенциальному темпу роста реального ВВП.

Задание 7.В период спада Центральный банк:

а) повышает норму обязательных резервов;

б) понижает норму обязательных резервов;

в) повышает учётную ставку;

г) проводит операции продажи на открытом рынке.

Задание 8.В условиях «ликвидной ловушки»:

а) кредитно-денежная политика особенно эффективна;

б) кредитно-денежная политика абсолютно неэффективна;

в) налогово-бюджетная политика абсолютно неэффективна;

г) нет спроса на ликвидность.

Задание 9.Отобразите графическив моделиIS-LM результат стимулирующей кредитно-денежной политики.

Задание 10. Уменьшение предложения денег вызовет:

а) сдвиг кривой IS вправо;

б) сдвиг кривой IS влево;

в) сдвиг кривой LM вправо;

г) сдвиг кривой LM влево.

Занятие 9. Налогово-бюджетная политика

Задание 1. Укажите правильный вариант фактического бюджетного дефицита:

а) структурный - циклический;

б) циклический – структурный;

в) циклический + структурный;

Задание 2.Пример встроенной стабильности – это:

а) увеличение государством налогов в период «перегрева» экономики;

б) снижение государством налогов в период спада;

в) существование прогрессивной системы налогообложения;

г) манипулирование статьями государственного бюджета.

Задание 3.Кривая Лаффера отражает связь между величинами:

а) налоговой ставки и финансированием общественных расходов;

б) налоговой ставки и налоговыми поступлениями в бюджет;

в) налоговой ставки и государственными расходами;

г) налоговой ставки и неналоговыми поступлениями.

Задание 4.Государственный бюджет становится дефицитным, если:

а) налоги растут;

б) налоги уменьшаются;

в) государственные расходы превышают доходы;

г) растёт стоимость государственных ценных бумаг.

Задание 5.Определите правильность положений:

а) существование бюджетного дефицита всегда отрицательно сказывается на экономическом развитии страны;

б) наиболее эффективным способом финансирования бюджетного дефицита является эмиссия новых денег, а не займы у населения;

в) в условиях экономического спада практикуется стимулирующая фискальная политика, которая предполагает снижение государственных расходов и налогов;

г) прогрессивная система налогообложения относится к встроенному стабилизатору.

Задание 6.Рассмотрите данные таблицы:

Доход Налог Средняя налоговая ставка Предельная налоговая ставка
   

Необходимо:

1) рассчитать на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки;

2) определить каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным;

3) ответить на вопросы:

а) почему налоговые системы большинства стран носят прогрессивный характер?

б) почему в последние годы в развитых странах со смешенной экономикой существует тенденция снижения степени прогрессивности налоговых систем (особенно налогов на доходы корпораций)?

Занятие 10. Международные экономические отношения

Задание 1. Ответьте на вопрос:

Зачем нужна внешняя торговля? Почему она жизненно необходима? В силу чего возникает внешняя торговля?

Задание 2. Назовите торговые барьеры, которые ограничивают свободную торговлю?

Задание 3. Приведите экономические доводы в пользу протекционизма, доводы против протекционизма.

Занятие 11. Мировые валютные системы

Задание 1.Ответьте на вопросы:

Что такое валюта? Как определяется конвертируемость валюты? Что такое девальвация и ревальвация валюты?

Задание 2. Ответьте на вопросы:

Что такое валютный курс, номинальный и реальный валютный курс, плавающий и фиксированный валютный курс?

Задание 3. Два одинаковых по своим качествам автомобиля – российский и американский – стоят, соответственно, 210 тыс. руб. и 10 тыс. долл. Номинальный обменный курс валюты США составляет 30 RUB/1USD. Каков при этом будет реальный обменный курс?

Задание 4. Из-за высокой инфляции российский автомобиль (см. задачу 3) стал стоить 270 тыс. руб. Как при этом изменился реальный обменный курс, если номинальный курс остался прежним? Как должен измениться номинальный обменный курс американской валюты, чтобы реальный обменный курс остался неизменным?

Задание 5.Если при фиксированном валютном курсе, курс национальной валюты падает, то …

а) ЦБ страны будет продавать иностранную валюту, и скупать национальную;

б) увеличатся золотовалютные резервы страны;

в) ЦБ не будет вмешиваться в функционирование валютного рынка;

г) ЦБ страны будет скупать иностранную валюту, и продавать национальную.

Наши рекомендации