Модель кругооборота доходов и расходов
Модель народнохозяйственного кругооборота— это модель экономической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей.
В теории макроэкономики различают триосновные модели кругооборота.
Модель кругооборота в закрытой экономике,в которой участвуют только две группы экономических субъектов: домашние хозяйства и фирмы (рис. 1.1).
В этой модели отсутствуют государство и внешний мир, т. е. предполагается замкнутая экономическая система, где доходы одних экономических субъектов показываются как расходы других экономических субъектов. Например, расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продажи готовой продукции. Модель предполагает, что объем продаж фирм равен объему доходов домашних хозяйств. Потоки «доходы—расходы» и «ресурсы—продукция» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются.
Чтобы в данной модели наблюдалось равновесие, необходимо следующее:
а) национальный доход должен быть равен расходам на его приобретение: Y = потребительские расходы + плановые инвестиции. Если же кроме запланированных инвестиционных расходов существуют неплановые инвестиции, то экономическая система выходит из равновесия;
б) соблюдение тождества инвестиций и сбережений на финансовом рынке: С +I= С+ S или I = S, поскольку расходы на ВНП и доходы, полученные в результате его производства, равны.
Модель кругооборота с участием государства. Государство участвует в регулировании экономики тремя основными способами (рис. 1.2.):
1) собирает налоги иосуществляет социальные выплаты определенным категориям граждан: тем, кто «еще» не работает (например, стипендии), и тем, кто «уже» не работает (пенсии, пособия). Налоги государство собирает и с предприятий, и сотдельных граждан, но в модели кругооборота предполагается, что экономические субъекты разделены по функциональному назначению и собственники фирм, уплачивающие налоги, находятся в сфере домохозяйства. Поэтому домохозяйства уплачивают налоги, получая трансферты, разница между ними образует чистые налоги;
2) выступает в качестве покупателя на рынке благ, где осуществляются государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки — это закупки на строительство и содержание школ, дорог, армии и государственного аппарата управления. Помимо затрат на товарном рынке государство осуществляет расходы на оплату труда государственных служащих, поэтому эти расходы также входят в государственные закупки;
3) оказывает косвенное воздействие на экономику, регулируя количество денег в экономике. Государственные расходы по закупке и налоги, как правило, не совпадают по величине. Разница между чистыми налогами и государственными расходами образует сбережения государства.Если сбережения государства — величина положительная, то они составляют бюджетный избыток,если отрицательная — бюджетный дефицит,который может быть профинансирован эмиссией денег или облигаций.