Краткие теоретические положения курса
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Методические рекомендации
Практикум
Самара 2015
УДК 339.9(07)
Э-40
Микроэкономическое планирование и прогнозирование.Методические рекомендации / Составитель Балыкова Л.Н. - Самара, МИР, 2015. - 22 с.
Учебная дисциплина «Микроэкономическое планирование и прогнозирование» призвана ознакомить обучающихся с основами методологии исследования и моделирования экономики предприятия; научить обучающихся моделированию экономики на микро- уровне и в течение различных временных интервалов; подготовить обучающихся к практическому использованию основных микроэкономических моделей в течение различных временных интервалов.
Учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению «Экономика предприятий и организаций» очной и заочной формы обучения.
Составитель: Балыкова Людмила Николаевна
кандидат экономических наук, доцент
Рецензент: Баранова В.В., к.э.н., доцент
Печатается по решению
Учебно-методического совета
Международного института рынка
© Международный институт рынка, 2015
© Составление: Балыкова Л.Н., 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «Микроэкономическое планирование и прогнозирование». 5
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.. 7
Вопросы к экзамену.. 7
Образцы тестов.. 9
Темы контрольных работ (заданий) 9
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУРСА.. 12
ЛИТЕРАТУРА.. 22
ВВЕДЕНИЕ
Целями освоения учебной дисциплины «Микроэкономическое планирование и прогнозирование» являются:
- ознакомить обучающихся с основами методологии исследования и моделирования экономики предприятия;
- научить обучающихся моделированию экономики на микро- уровне и в течение различных временных интервалов;
- подготовить обучающихся к практическому использованию основных микроэкономических моделей в течение различных временных интервалов.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО.
Данная учебная дисциплина входит в обязательные в составе вариативной части профессионального цикла дисциплин учебного плана направления подготовки. «Микроэкономическое планирование и прогнозирование» — комплексная учебная дисциплина, которая конкретизирует знания и навыки, полученные в процессе изучения базовых экономических (общепрофессиональных) дисциплин, специализированных курсов для более полного и глубокого понимания значения планирования и прогнозирования современной организации. Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в результате освоения дисциплин бакалавриата «Микроэкономика», «Макроэкономика».
Знания и умения, усвоенные обучающимися в процессе изучения курса, необходимы в качестве методологической предпосылки для освоения иных гуманитарных, социальных и экономических дисциплин таких как «Экономика НКО», «Экономика товарного обращения», «Экономика и управление малыми предприятиями», «Экономика и управление ресурсами организации», «Инвестиционная и инновационная деятельность организации», «Бизнес-планирование», в рамках проведения научно-исследовательской работы, подготовки и защиты итоговой аттестационной (бакалаврской) работы.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
принципы, цели и задачи планирования;
сущность планирования с точки зрения различных подходов и классификаций;
методы прогнозирования спроса;
процесс планирования на предприятии и особенности его организации;
систему планов экономической организации;
понятие организационной культуры.
2) Уметь:
собирать необходимый материал, анализировать сложившуюся ситуацию в организации в целях планирования ее будущего;
использовать неформальные, качественные и количественные методы прогнозирования для составления прогнозов спроса;
подготовить оперативный план или какую-либо его составляющую для различных целей фирмы);
составлять прогноз рыночной конъюнктуры;
подготовить планы маркетинга и производства;
подготовить организационный план;
использовать инструменты максимизации прибыли компании
эффективно использовать имеющиеся ресурсы;
планировать организационную культуру;
3) Владеть:
способностью осуществления управленческого регулирования деятельности организации;
владеть навыками составления прогнозов и иметь навыки стратегического и тактического планирования с использованием современных экономико-математических методов.
Дисциплина «Микроэкономическое планирование и прогнозирование» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 + по данному направлению подготовки ВО:
Общепрофессиональные компетенции (ОК):
ОПК -2 способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач;
профессиональные компетенции (ПК):
ПК-5 - способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
Оценка уровня освоения компетенций формируется на основе соответствия критериям оценивания результатов обучения, отраженных в паспортах компетенций.
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «Микроэкономическое планирование и прогнозирование»
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Теоретические основы планирования | Микроэкономические основы макроэкономического прогнозирования. Домохозяйства как субъекты рыночной экономки. Модель экономического кругооборота. Необходимость планирования и прогнозирования в условиях рыночной экономики. Научные основы, определения, общее и различия терминов «планирование» и «прогнозирование». Типология планирования. | |
Внутрифирменное планирование: сущность, виды и специфика. | Внутрифирменное планирование. Общеэкономический и управленческий аспекты в определении планирования. Классификация планирования. Процесс планирования в организации. Система планов экономической организации. Процесс стратегического планирования. Стратегические положения. Управленческое обследование. Анализ внешней среды организации. Выбор и оценка стратегии. Тактика. | |
Организация внутрифирменного планирования | Организация внутрифирменного планирования. Схемы планирования. Организационные структуры планирования | |
Прогнозирование. Методы прогнозирования. | Прогнозирование как основа составления реальных планов. Методы прогнозирования: неформальные, качественные, количественные, комбинированные. Анализ временных рядов и основанные на нем методики прогнозирования. | |
Особенности планирования объемов производства и сбыта продукции на микроуровне | Сетевое планирование. Анализ безубыточности. Финансовое планирование с использованием денежного бюджета. Анализ эффективности плановых решений. Понятие денежного потока. Прогнозирование и планирование движения денежных средств. Метод процента продаж при планировании производства и сбыта. Операционный и финансовый рычаги в планировании производства. | |
Планирование организационной культуры. | Понятие и функции организационной культуры. Процесс планирования организационной культуры. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Вид контроля | Количество баллов | |
min | max | |
Устный опрос по темам семинарских занятий | ||
Тестирование №1 | ||
Тестирование № 2 | ||
Коллоквиум по теме раздела 1 | ||
Коллоквиум по теме раздела 2 | ||
Коллоквиум по теме раздела 3 | ||
Коллоквиум по теме раздела 4 | ||
Коллоквиум по теме раздела 5 | ||
Коллоквиум по теме раздела 6 | ||
Коллоквиум по теме раздела 7 | ||
Коллоквиум по теме раздела 8 | ||
Коллоквиум по теме раздела 9 | ||
Проверка выполнения заданий на внеаудиторную работу | ||
Итого за работу в семестре | ||
Экзамен (сдача по билетам) | ||
Всего |
Соответствие баллов рейтинга числовым оценкам по итогам обучения:
До 50 баллов – «неудовлетворительно»;
От 50 до 69 баллов – «удовлетворительно»;
От 70 до 89 баллов – «хорошо»;
От 90 до 100 баллов – «отлично».
Вопросы к экзамену
Билет на экзамене состоит из 2 теоретических вопросов из следующего перечня:
1. Домохозяйства как субъекты рыночной экономки. Модель экономического кругооборота.
2. Необходимость планирования и прогнозирования в условиях рыночной экономики. Научные основы, определения прогнозирования и планирования. Прогноз и план - общее и различия.
3. Принципы планирования в организации.
4. Внутрифирменное планирование. Общеэкономический и управленческий аспекты в определении планирования. Типология планирования.
5. Классификация внутрифирменного планирования (ВФП) по степени неопределенности.
6. Классификация ВФП по временной ориентации идей планирования.
7. Классификация ВФП по горизонту планирования и по значению в процессе плановой деятельности.
8. Процесс планирования в организации, его место в деятельности организации. Система планов. Гибкое планирование.
9. Процесс стратегического планирования. Стратегические положения.
10. Управленческое обследование. SWOT-анализ в оценке внешней и внутренней среды предприятия.
11. Анализ внешней среды организации. STEP-анализ в оценке внешней среды организации.
12. Процесс стратегического планирования. Выбор и оценка стратегии. Тактика.
13. Организация ВФП. Организационные структуры планирования. Понятие схем планирования (График Гантта).
14. Понятие прогнозирования. Методы прогнозирования спроса (обзор).
15. Неформальные и качественные методы прогнозирования.
16. Анализ временных рядов в прогнозировании (подробно об одной из основанных на нем методик прогнозирования).
17. Сетевое планирование. Методика PERT.
18. Сетевое планирование. Методика CPM.
19. Понятие денежного потока, его использование в финансовом планировании.
20. Методы финансового планирования (обзор). Бюджет денежных средств (структура, назначение) в финансовом планировании.
21. Методы финансового планирования (обзор). Метод процента продаж в финансовом планировании.
22. Отчет о движении денежных средств (структура, назначение) в финансовом планировании. Прямой и косвенный методы определения ЧДП от операционной деятельности.
23. Анализ безубыточности в финансовом планировании. Запас финансовой прочности.
24. Правило операционного (производственного) рычага и его использование в бизнес-планировании.
25. Правило финансового рычага и его применение в бизнес-планировании.
26. Временная стоимость денег и выбор ставки дисконтирования в оценке эффективности капиталовложений.
27. Временная стоимость денег, понятие аннуитета. Составление расписания погашения долга.
28. Оценка эффективности капиталовложений (принципы, обзор методов без использования дисконтирования, подробно об одном из них).
29. Оценка эффективности капиталовложений (принципы, обзор методов с использованием дисконтирования, подробно об одном из них).
30. Планирование организационной культуры и ее элементов.
Образцы тестов
Тест №1
1. Комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и (или) количественной формах, относительно будущих параметров экономической системы
a) Планирование
b) Прогнозирование
c) План
d) Прогноз
e) Другой ответ
2. Система волевых сознательно принимаемых решений, которая вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы
a) Договорное планирование
b) Реактивное планирование
c) Внутрифирменное планирование
d) Директивное планирование
e) Другой ответ
3. Наделение планов силой обязательного для всех исполнителей документа
a) Индикативность
b) Директивность
c) Точность
d) Планомерность
e) Другой ответ
4) Способность планирования изменить свою направленность в связи с непредвиденными обстоятельствами
a. Единство
b. Неопределенность
c. Гибкость
d. Точность
e. Другой ответ
5. Специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов, в котором рыночные и коммерческие проблемы будущего бизнеса остаются практически не раскрытыми
a) Бизнес-план
b) График Гантта
c) ТЭО
d) План производства
e) Другой ответ
Темы контрольных работ (заданий)
Задания для внеаудиторной работы:
- Прочесть весь текущий лекционный материал.
- Изучить и усвоить материалы основной и дополнительной литературы по дисциплине по соответствующему разделу.
- Подготовиться к коллоквиуму на практическом занятии.
- Подготовить реферат.
- Подготовить контрольную работу по вариантам.
- Подготовиться к текущему и промежуточному контролю знаний.
Требования к написанию рефератов и выполнению контрольных работ и все варианты заданий изложены в методических рекомендациях по внеаудиторной работе обучающихся по дисциплине «Микроэкономическое планирование и прогнозирование».
По теме №2 «Особенности макроэкономического планирования и прогнозирования в условиях командной экономики, а также за рубежом» обучающимся предлагается написать реферат на одну из следующих тем:
1. Планирование в СССР. Деятельность Госплана до 1945 года.
2. Планирование в СССР. Деятельность Госплана после 1945 года.
3. Роль личности в плановой работе. Н.К. Байбаков.
4. Макроэкономическое планирование на примере одной из стран Азии.
5. Макроэкономическое планирование на примере одной из стран Африки.
6. Макроэкономическое планирование на примере одной из европейских стран.
7. Макроэкономическое планирование на примере одной из стран Северной или Латинской Америки.
8. Макроэкономическое планирование на примере одной из стран Южной Америки.
9. Макроэкономическое планирование на примере одной из стран Океании или Австралии.
10. Микроэкономическое планирование на примере предприятия одной из стран Азии.
11. Микроэкономическое планирование на примере предприятия одной из стран Африки.
12. Микроэкономическое планирование на примере предприятия одной из европейских стран.
13. Микроэкономическое планирование на примере предприятия одной из стран Северной или Латинской Америки.
14. Микроэкономическое планирование на примере предприятия одной из стран Южной Америки.
15. Микроэкономическое планирование на примере предприятия одной из стран Океании или Австралии.
ВАРИАНТ 1
ЗАДАНИЕ 1.1
Общая тема – разработка элементов стратегического плана для действующего малого предприятия сферы услуг в г. Самара или Самарской области:
1. Разработка стратегических положений для действующего малого предприятия сферы услуг в г. Самара или Самарской области.
К стратегическим положениям относятся:
1. Видение.
2. Миссия.
3. Ценности.
4. Цели.
2. Управленческое обследование и анализ ситуации в отрасли для действующего предприятия в г. Самара или Самарской области, в т.ч.:
1. Анализ конкурентов
2. SWOT-анализ
ЗАДАНИЕ 1.2
Используя метод декомпозиции временного ряда, составьте поквартальный прогноз на четвертый год.
Годы | Кварталы | Объем | |||
ЗАДАНИЕ 1.3
1) Составьте прогноз на первый месяц третьего квартала, используя экспоненциальное сглаживание с коэффициентом α = 0,25.
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май | |
Июнь |
2) Составьте прогноз на каждую неделю первого месяца третьего квартала, используя экспоненциальное сглаживание с коэффициентом α = 0,25.
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май | ||||
Июнь |
3) Совпали ли результаты 1 и 2? Почему?
ЗАДАНИЕ 1.4
Определите временные параметры сети.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КУРСА
ПЛАНИРОВАНИЕ – это целенаправленная деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и предприятий всех форм собственности.
ПЛАН – это надлежащим образом оформленное управленческое решение, включающее в себя точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – это опережающее отражение будущего; это вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события, на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.
ПРОГНОЗ – это комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах, относительно будущих параметров экономической системы.
Основные различия прогноза и плана:
1) Способ оперирования информацией (план – это решение, прогноз - это вероятность);
2) Количественная оценка будущего (план – это конкретная величина, прогноз – это диапазон, интервал значений);
3) Отношение к свободе (план – обязательность исполнения, прогноз – необязательность действий).
Принципиальная возможность составления прогноза конъюнктуры товарного рынка, как в целом, так и отдельных его частей определяется характером причинно-следственных связей в развитии экономических явлений.
Задача прогнозирования состоит в том, чтобы на базе настоящего с учетом прошлого, исследуя действующие тенденции, дать наиболее вероятную картину развития данного явления на перспективу.
Прогнозные значения находятся в области допустимых значений из множества возможных. Схематично прогнозирование спроса представлено на рис. 1.
Анализ временных рядов (или экстраполяция временного ряда или проецирование тренда) – один из наиболее распространенных количественных подходов к прогнозированию спроса.
Случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение в оценке будущего. Чем более достоверно предположение о подобии будущего прошлому, тем выше точность прогноза. В ситуациях с высокой степенью изменчивости неподвижности внешней среды данный анализ бесполезен.
Далее по тексту будем обозначать реальное значение спроса – А, прогнозное значение спроса – F.
Рисунок 1 -Схема процесса прогнозирования спроса (t0 — настоящий момент времени)
Метод экспоненциального сглаживания.Представляется заманчивым использовать максимальное количество исторических данных с убывающими значениями удельных весов для составления прогноза будущих значений спроса. Метод экспоненциального сглаживания предпринимает подобную попытку, вводя удельные веса, убывающие по экспоненциальному закону, и рассчитанные на основе сглаживающего коэффициента α, лежащего в интервале от 0 до 1.
Ft+1 = α*At + α*(1- α)*At-1 + α*(1- α)*At-2 + α*(1- α) *At-3 +…
…+ α*(1 - α)n*At-n + ...
Чтобы избавиться от бесконечного ряда, проведем несколько преобразований этой формулы. Вынесем за скобки элемент (1-+α):
Ft+1 = α*At + (1- α)*[α*At-1 + α*(1- α)*At-2 + α*(1- α)2*At-3 + …
…+ α* (1 - α)n-1*At-n + ...].
Сумму в квадратных скобках можно обозначить как Ft, тогда
Ft+1 = α*At + (1- α)*Ft.
Выполним ряд преобразований с получившейся формулой:
Ft+1 = α*At + (1- α)*Ft = α*At + Ft - α*Ft = Ft +α*(At - Ft).
Итак,
Ft+1 = Ft + α*(At - Ft).
Таким образом, для расчета завтрашнего прогноза Ft+1нам необходимы три элемента:
1) Сегодняшний прогнозFt;
2) Действительное значение спроса на сегодняAt;
3) Сглаживающий коэффициент α.
Выбор значения α во многом определяется природой товара. Так, для стандартной продукции, с относительно стабильным спросом в целях снижения эффекта случая выбирается низкое значение α (ближе к нулю, чем к единице). Для новых, модных товаров с резко изменяющимся спросом в целях преодоления изменений выбирается высокое значение α (ближе к единице, чем к нулю).
На рис. 2 приведен пример графика зависимости спроса реального и прогнозного (с разными значениями сглаживающего коэффициента) от времени.
Рисунок 2 – Пример зависимости реальных и прогнозных значений спроса от времени
Как видно из графика, представленного на рис. 2, недостатком прогнозирования по методу экспоненциального сглаживания является запаздывание или опережение реакции прогноза на изменение фактических значений. Этот факт называют временным лагом, при котором кривая прогноза отстает от фактической кривой во время подъема, но опережает ее при смене направления изменений. Чем выше α, тем кривая прогноза более точно следует за фактической кривой спроса; чем ниже α, тем более гладкий график прогноза мы получаем.
Метод декомпозиции временного ряда. Временные ряды – это предложенные в хронологической последовательности исторические данные, которые могут содержать одну и более компонент, таких как тренд, сезонность, цикличность, устойчивость, случайность и т.п. Метод декомпозиции предлагает определение и выделение этих составляющих из временных рядов. Чаще других компонент на практике наблюдаются тренд и сезонность. Поэтому рассмотрим применение метода для ряда, с использованием данных компонент.
Сезонный фактор (индекс)– это сумма необходимых изменений временного ряда для приспособления к сезону года.
, где
, где
L – длина сезонного цикла, т.е. количество сезонов в году.
Сезонный фактор (индекс) – это отношение средней суммы проданного в течение сезона к среднему за все сезоны. Причем .
Сезонный анализ данных без выделения и оценивания тренда приводит к смещению коэффициентов сезонности.
Рассмотрим работу метода декомпозиции на примере.
Пример.По имеющимся поквартальным данным о спросе на продукцию за истекшие 2 года (табл. 1) необходимо построить прогноз спроса на следующий год (поквартально) по методу декомпозиции. Будем использовать метод декомпозиции для исключения сезонности из спроса, а затем воспользуемся линейной регрессией для проецирования тренда, где У - прогнозируемый спрос, без сезонности; Х – период времени (номер квартала), от которого зависит спрос; а и b – коэффициенты линейной регрессии.
Таблица 1 – Исходные данные и промежуточные результаты расчетов
Кварталы и годы | Реальный спрос | Среднее за сезон | Сезонный фактор | Спрос без сезонности, У | Период, Х | ХУ | Х2 |
Зима 20ХХ | 0,53 | ||||||
Весна 20ХХ | 0,96 | ||||||
Лето 20ХХ | 1,53 | ||||||
Осень 20ХХ | 0,98 | ||||||
Зима 20ХХ+1 | |||||||
Весна 20ХХ+1 | |||||||
Лето 20ХХ+1 | |||||||
Осень 20ХХ+1 | |||||||
Итого | |||||||
Среднее | 4,5 |
Y = a + b*X,
b = [Σ(X*Y) – n*Xср.*Yср.]/ [ΣX2– n*Xср.2] =
= [26144 – 8*4,5*681] / [204 – 8*4,52] = 38,8.
a = Yср.– b*Xср.= 681 – 38,8*4,5 = 506.
Y = 506 + 38,8*X.
Таблица 2 – Прогноз спроса с учетом сезонности и тренда
Прогнозируемые кварталы и годы | Спрос без сезонности с учетом тренда, У | Сезонный фактор | Прогноз спроса с учетом сезонности | Период, Х |
Зима 200Х+2 | 0,53 | |||
Весна 200Х+2 | 0,96 | |||
Лето 200Х+2 | 1,53 | |||
Осень 200Х+2 | 0,98 |
В соответствии с табл. 2 мы получили прогноз спроса по методу декомпозиции с учетом сезонности и тренда.
Сетевое планирование и управление (СПУ) – это система организации управления, реализующая функции планирования и управления комплексами работ на основе построения анализа, оптимизации и комплексного обновления сетевых моделей.
В качестве модели, отображающей процесс выполнения всего комплекса в системах СПУ, является сетевой график – сетевая модель. В отличие от ленточного графика, где основным является только один элемент – работа, в сетевом графике имеются два основных элемента – работа и событие (рис. 3).
Рисунок 3 - Работа и событие
Работапредставляет собой либо трудовой процесс (печать, штамповка и т.п.), либо процесс ожидания (сушка, остывание и т.п.). Работа в сетевом графике изображается безразмерной стрелкой.
Для любой работы характерно некоторое время выполнения и наличие необходимого количества ресурсов для ее выполнения. Определение работ в одном проекте должно соответствовать одному уровню детализации.
Событием называют результат произведенной работы. Каждое событие может быть отправным моментом начала последующих работ. Событие не может быть выражено во времени, оно представляет момент окончания входящей в него или момент начала исходящей из него работы.
Для любого события характерно время свершения. В сетевом графике событие изображается кружком, в котором указывается шифр события.
Например, события и работы, связанные с написанием книги, можно изобразить в виде сетевого графика (рис.4).
Рисунок 4 - Сетевой график написания книги
У любой сети должно быть одно начало и один конец. Если это не так, то необходимо ввести так называемые фиктивные работы – работы, не связанные с расходованием времени и ресурсов (рис. 5) Таким образом, должно быть осуществлено преобразование многоцелевых моделей в одноцелевую.
Рисунок 5 - Введение фиктивной работы.
Различают несколько значений событий.
Первоначальное событие в сети, не имеющее предшествующих ему работ и отражающее начало выполнения всего комплекса, называется исходнымY.
Событие, которое не имеет непосредственно следующих за ним работ и отражающее конечную цель комплекса, называется завершающимC.
В сетевом графике только одно событие является исходным и только одно завершающим. Остальные события являются промежуточными.
Если событие характеризует появление условий, позволяющих начать одну или несколько работ комплекса, то эти работы по отношению к этому событию являются непосредственно следующими (выходящими), а событие по отношению к работам начальным.
Если событие характеризует окончание одной или нескольких работ комплекса, то эти работы по отношению к этому событию являются непосредственно предшествующими(входящими), а событие по отношению к работам – конечным.
Номер конечного события всегда больше номера начального.
Продолжительность выполнения работы проставляется над стрелкой.
Любая последовательность взаимосвязанных событий и работ на сетевом графике называется путем.
Полным путемL называется путь от исходного до завершающего события. В сетевом графике их может быть несколько.
Путь, имеющий наибольшую продолжительность, называется критическим путемLкр, их может быть несколько.
Работы, лежащие на критическом пути, называются критическими работами. Критические работы, как правило, составляют небольшую часть всех работ сети, но именно они определяют продолжительность выполнения работ комплекса в целом.
Для того, чтобы сократить сроки выполнения работ комплекса, необходимо сократить сроки выполнения работ, лежащих на критическом пути.
Правила построения сетевых график представлены на рис. 6.
Рисунок 6 - Правила построения сетевых графиков
Правила построения сетевых графиков:
- при необходимости вводим дополнительные события и фиктивные работы (рис. 6-1);
- сетевая модель не должна содержать тупиков (рис. 6-2);
- сеть не должна иметь замкнутых контуров (рис. 6-3);
- недопустимость событий без входной работы, кроме исходной (рис.6-4).
Расчет параметров сетевой модели.Основными временными параметрами сетевой модели являются ранние и поздние сроки свершения событий, сроки начала и окончания работ, резервы времени событий и работ.
Зная продолжительность всех работ, можно для любого события определить ранний tpi и поздний tni сроки его наступления.
Ранний срок наступления событияtpi– это минимальный из возможных моментов наступления определенного события при заданных продолжительностях работ и начальном моменте, без учета директивного срока завершения комплекса. Он равен наибольшей из продолжительностей путей, предшествующих событию i.
Обозначим через t[Lmax{Y + i}] наибольший по продолжительности путь, предшествующий событию i, а через t[Lmax{i + C}] наибольший по продолжительности путь, следующий за событием, тогда можно выразить ранний срок наступления события:
tpi = t[Lmax{Y+c}]
и поздний срок наступления события
tni = t{Lkp} - t[Lmax{Y+c}],
гдеY- исходное событие,C- завершающее событие.
Для событий, находящихся на критическом пути
tpi = tni,
так как
t[Lmax{Y+i}] + t[Lmax{i+c}] = t{Lkp}.
Для любой работы {i – j} определяют следующие параметры:
- ранний срок начала работы tpн{i – j} = tpi;
- поздний срок начала работыtпн{i – j} = tпi – t {i – j};
- ранний срок окончания (свершения) работыtpo{i – j} = tpi + t{i – j};
- поздний срок окончания (свершения) работыtпо{i – j} = tпj.
Для всех работ критического пути:
tpн{i – j} = tпн{i – j} и tpo{i – j} = tпо{i – j},
так как для всех событий этого пути tp = tп.
Во всех случаях, когда в сети имеется несколько путей от исходного до завершающего события, некритические пути располагают резервом времени.
Резервом времени путиR{K} называется разность между продолжительностью критического пути t{Lkp} и продолжительностью данного пути t{L}:
R{L} = t{Lkp} – t{L}.
Полный резерв времени работы Rп{i – j} равен разности между поздним и ранним сроками наступления событий за вычетом продолжительности этой работы:
Rп{i – j} = tпj - tpi - t{i – j}.
Полный резерв времени показывает, насколько может быть увеличена продолжительность этой работы или отсрочено ее начало, чтобы продолжительность проходящего через нее максимального пути не превысила продолжительность критического. Однако сумма полных резервов работы какого-либо пути может не соответствовать резерву данного пути.
Свободный резерв времени работыRс{i – j}равен разности между ранними сроками наступления событий i и j за вычетом продолжительности работы {i – j}:
Rс{i – j} = tрj - tpi - t{i – j}.
Свободный резерв образуется у работ, непосредственно предшествующих событиям, у которых пересекаются пути различной продолжительности.
Свободный резерв времени работы определяет величину резервов времени работ сети, образующихся в том случае, если в качестве плановых сроков начала выполнения всех работ приняты ранние сроки наступления событий. Он является независимым резервом, т.к. его использование на одной из работ не меняет величины свободных резервов времени остальных работ и показывает, насколько может задержать выполнение или отсрочить начало отдельной работы, не меняя ранних сроков начала последующих работ.
Сумма свободных резервов времени всех работ, лежащих на каком-либо пути, равна резерву этого пути.
Все события, лежащие не на критическом пути, имеют резерв времени наступления события Ri, равный разности между поздним и ранним сроками наступления этого события:
Ri = tпi - tpi.
Резерв времени наступления событий показывает, на какой предельно допустимый срок можно задержать наступления этого события без ущерба выполнения всего комплекса.
Метод критического пути – critical path method (CPM).Алгоритм метода:
1) Определить каждую работу, которая должна быть выполнена в проекте;
2) Определить последовательность работ и построить сеть, отражающую связи предшествования;
3) Определить критический путь (путь с нулевым резервом), а также ранние сроки начала и окончания, поздние сроки начала и окончания, и резервы времени работ.
Часто на практике используют не временной критерий для оценки проекта (когда оценивается время его завершения), а затратный критерий для оценки проекта (когда оцениваются затраты на реализацию проекта).
Многосекторный метод.Определение рабочих параметров сети со сравнительно небольшим количеством событий можно выполнять на самом графике по многосекторному способу расчета (рис. 7).
|
Рисунок 7 - Многосекторный способ расчета параметров сети
При движении слева направо от исходного к завершающему событию заполняются только левые сектора, причем за раннее начало принимается наибольшее значение суммарного времени из всех путей, ведущих к этому событию
Определение поздних сроков наступления событий ведется строго в обратном направлении – от завершающего к исходному событию. Исходя из того, что любая разработка должна быть закончена в кратчайший срок, поздний срок наступления завершающего события принимают равным его раннему сроку наступления и записывают в правый сектор. После этого начинают рассчитывать поздние сроки наступления всех остальных событий ходом справа налево. В правый сектор предшествующего события записывается минимальное значение разности между поздним сроком наступления одного из последующих событий и продолжительностью работы, соединяющем это событие с предшествующим.
Окончив расчеты для всего сетевого графика и заполнив соответствующие секторы, отыскивают события с одинаковыми числовыми значениями левого и правого секторов. Такие события и соединяющие их работы лежат на критическом пути (обозначаются толстой или двойной линией).
Расчет резервов времени событий и работ выполняется по следующему правилу: для определения резерва времени события Ri следует из числового значения правого сектора вычесть числовое значение левого сектора этого события.
Для определения полного резерва времени работы Rп{i – j} следует из числового значения правого сектора последующего события, в которое эта {i – j}-тая работа входит, вычесть числовое значение левого сектора предшествующего i – того события, из которого работа выходит, и продолжительность самой {i –j} – той работы.
Для определения свободного резерва времени работы Ri{i – j} следует из числового значения левого сектора последующего события, в которое эта работа входит, вычесть числовое значение левого сектора предшествующего i – того события, из которых работа выходит, и продолжительность самой {i –j} – той работы, соединяющей эти события.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Степочкина Е. А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: Учебное пособие. [Электронный ресурс] М.: Директ-Медиа, ISBN: 978-5-4458-5679-5, 2014. - 236 с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226141&sr=1
2. Афанасьев В. Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник. [Электронный ресурс] М.: Финансы и статистика, ISBN: 978-5-279-03400-0, 2012. - 320 с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=215316&sr=1
3. Стрекалова Н. Д. Бизнес-планирование (+ СD c учебными материалами) / Н.Д.Стрекалова. - Учебное пособие. - СПб : Питер, 2013. - 352с.
4. Степочкина Е. А. Бизнес-планирование: учебное пособие [Электронный ресурс] М: Директ-Медиа ISBN: 978-5-4458-5682-5, 2014. – 81с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226096&sr=1
5. Степочкина Е. А. Планирование бизнеса и внутрифирменное управление: учебное пособие [Электронный ресурс] М: Директ-Медиа ISBN: 978-5-4458-5684-9, 2014. – 208 с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226296&sr=1
6. Микроэкономическое планирование и прогнозирование. Методические рекомендации по внеаудиторной работе обучающихся. / Составитель Л. Н. Балыкова - Самара: МИР, 2015. - 20 с.
Дополнительная литература:
1. Шарипов Т. Ф. Планирование на предприятии: учебник [Электронный ресурс] - Оренбург: ОГУ, 2013. 266 с. . Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270265&sr=1
2. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии / В.А.Горемыкин. - Учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2013. - 696с.
3. Савкина Р. В. Планирование на предприятии. Учебник [Электронный ресурс] - М.: Дашков и Ко, ISBN: 978-5-394-01317-1, 2013. – 322 с. Режим доступа:http://www.directmedia.ru/book_116498_Planirovanie_na_predpriyatii_Uchebnik/
4. Стрелкова Л. В., Макушева Ю. А. Внутрифирменное планирование. Учебное пособие [Электронный ресурс] - М.: Юнити-Дана, ISBN: 978-5-238-01939-0, 2015. - 367 с. Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114539&sr=1
5. Розанова Н. М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов / Н. М. Розанова. - Учебник для бакалавров . - М. : Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2012. - 985с.
6. Вечканов Г. С. Экономическая теория / Г.С.Вечканов. - Учебник. - СПб : Питер, 2012. - 512с.
Интернет-источники:
http://economy.gov.ru/