Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе
Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике происходит по следующим двум основным направлениям: Непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики; Регулирование важнейших пропорций общественного производства и выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением населения и безопасности страны, через государственный бюджет, налоговую и таможенную политику, кредитно-денежную систему и другие рычаги рыночной экономики.
Рыночное регулирование экономики на макроуровне происходит различными методами, его мощным рычагом является госбюджет.
Одной из форм регулирования экономики на международном макроуровне являются ежегодные совещания восьми крупнейших экономических держав мира: США; Франции; Японии; Италии; Германии; Канады; Великобритании; России.
На встречах происходит обмен мнениями по актуальным проблемам таким, как методы борьбы с инфляцией, безработицей, кризисами в разных отраслях общественного производства, выявление причин замедления темпов экономического роста и др.
Раздел II. Развитие управленческой мысли в России.
1. Реформы Петра I: управленческие аспекты. Экономические взгляды А.Л. Ордин-Нащокина и И.Т. Посошкова.
30Управленческие идеи реформ Петра I
Реформы Петра I затрагивали практически все стороны управления страной, это:
1. учреждение Сената для управления государством. Вместо запутанной системы приказов были созданы коллегии с четко разграниченными функциями, подчиненные Сенату;
2. создание регулярной армии и морского флота, отделение гражданской службы управления от военной (²Табели о рангах² );
3. Борьба за выход к морям и победа над Швецией. Выход к Черному, Балтийскому, Азовскому и Каспийскому морям.
4. Основные направления экономических преобразований: Развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств (создание металлургических, металлообрабатывающих и оружейных заводов, а также гражданской промышленности – суконной, кожевенной, бумажной, шелковой, табачной); Содействие развитию сельского хозяйства. Развивается сырьевая база для крупной промышленности – овцеводство, коневодство, льноводство, пеньковые промыслы. Укрепление позиций дворянства и усиление крепостничества – указ Петра о единонаследии; Укрепление финансовой системы. Принимались меры по привлечению в страну драгоценных металлов и прекращению вывоза денег за рубеж. Золото и серебро как денежный металл были изъяты из свободного оборота во внешней торговле. Преобразование монетной системы – монетное дело Петр I превратил в монополию государства.
5. Активизация развития внешней и внутренней торговли. Создание Петром особого сословия – русского купечества. В торговой политике наблюдалось расширение государственной монополии как во внешней, так и во внутренней торговле. Определился круг товаров, которые считались монополией государства (смола, икра, деготь, сало, собольи меха, вино, соль, табак).
6. Петром Ι была предложена налоговая система, т.е. вводилась подушная подать. Она должна была отражать взаимную зависимость налоговой системы и всего народного хозяйства и соизмерять величины налогов с имущественным состоянием плательщика. Однако налоги распределялись неравномерно и несправедливо. Основное их бремя испытывали крестьяне.
7. Петр I очень противоречиво относился к взяточничеству. С одной стороны, он проявлял лояльность, поскольку государство не могло обеспечить своих служащих жалованием и они должны были кормиться от дел. С другой, стороны Петр решительно боролся с казнокрадством.
8. Петр I выделял особо важным направлением в учебе экономическое образование. Он заботился о подготовке кадров по всем видам деятельности.