Тема 10. Статистика политической и общественной жизни
10.1 Статистика политической и общественной жизни.
Предметом статистики политической и общественной жизни является количественная сторона явлений, происходящих в политической системе общества: государстве и его учреждениях, политических партиях, общественных движениях, организациях и объединениях, трудовых коллективах.
Эта новая область статистики децентрализована, то есть органы государственной статистики не занимаются сбором данных такого рода. Показатели состава партий определяются партийными службами, результаты выборов – Центральной избирательной комиссией (ЦИК), социологические обследования проводят специальные группы из государственных и частных служб, например, ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения. Изучаются ими исторические материалы и архивные документы советского периода.
Статистика политической и общественной жизни включает разделы: 1) статистика избирательной системы и выборных органов государственной власти; 2) статистика государственного управления и местного самоуправления; 3) статистика политических и массовых общественных организаций; 4) статистика осуществления политических прав граждан и прав личности; 5) статистическая оценка социальной напряженности.
Каждый раздел имеет свою систему показателей.
Первый раздел описывается показателями: численность выдвинутых кандидатов (всего, по полу, возрасту, образованию, партийной принадлежности, социальному и семейному положению); численность зарегистрированных кандидатов (всего и по избирательным округам); число избирателей, принявших участие в голосовании; число бюллетеней, признанных недействительными; численность и состав избранных в соответствующие органы власти.
Во втором разделе определяются показатели численности и структуры органов управления: число министерств, ведомств, число и перечень комиссий и т. д.
В третьем разделе учитывается: число политических партий; численность членов каждой партии, их распределение по полу, возрасту, образованию и т. п.; состав руководящих органов партий; доходы партий по источникам (в том числе взносы); расходы по направлениям; число фондов поддержки партии; число изданий (газет, журналов) и их тираж; число демонстраций за год; количество проведенных праздников. Все партии группируются по отношению к правительству на правительственные, оппозиционные и внесистемные. По состоянию на 1 января 2012 года в России было зарегистрировано 7 политических партий.
К массовым общественным организациям относятся, например, профессиональные союзы. Их число в РФ на 1 января 20102 года составило 35792.
В четвертом разделе определяется число разрешенных митингов, демонстраций, число их участников; число забастовок и численность их участников по регионам, отраслям экономики, характеру требований; число лиц, подвергающихся политическим репрессиям; число и состав граждан, обратившихся с просьбой о выезде за границу на ПМЖ и наоборот – о въезде; число зарегистрированных нарушений неприкосновенности граждан; число религиозных организаций, учебных заведений и монастырей; количество негосударственных радиостанций, телеканалов, газет, журналов. ФСГС РФ учитывает число забастовок, численность их участников по отраслевому принципу, по видам выдвигаемых требований (при изучении трудовой сферы).
В пятом разделе дается оценка осознания определенной группой людей своих основных потребностей; степени удовлетворения принятыми и доступными способами реализации этой группой своих потребностей; уровня требований на дополнительные блага; дается оценка деятельности государственных институтов; учитываются требования к государственным институтам по изменению способов реализации потребностей и распределению благ по данной группе или во всем обществе.
Основная масса исследований статистики политической и общественной жизни проводится методом выборочного наблюдения, через опросы населения, групп людей.
Общественное мнение – это способ проявления общественного сознания, выраженного в суждениях, рекомендациях, требованиях. Оно представляет собой, обычно, осознание населением социально – экономических проблем жизни, которые надо решить, то есть оно поддерживает или осуждает проводимые мероприятия указанного профиля. Формируется общественное мнение на основе жизненного опыта, но может складываться под воздействием на население различных организаций и политических партий. Оно является инструментом проведения социальной политики. При формировании общественного мнения необходимо учитывать интересы общества в целом, интересы отдельных классов, социально – демографических групп, трудовых коллективов, отдельных личностей.
Изучение общественного мнения – одна из наиболее сложных задач социальной статистики. Необходимо выделить актуальные проблемы, имеющие важное значение в жизни народа или отдельных социальных групп. Оно изучается разными методами, в том числе и статистическими. В государственной отчетности показатели общественного мнения не отражаются. Основные источники информации – это документы и опрос населения.
При анализе общественного мнения изучаются разные документы: письма граждан, фильмы, фотоснимки, телевизионные передачи, периодическая печать и т. п. Через них определяется мнение трудовых коллективов, социальных групп, отдельных личностей. Мнение рудовых коллективов также определяется в ходе проведения собраний по вопросам организации труда, быта, по вопросам их отношения к проводимым хозяйственным, социальным, культурным мероприятиям. Письма населения в СМИ, в государственные органы носят субъективный характер, поэтому содержащуюся в них информацию необходимо проверять.
Специально организованные опросы проводят выборочным методом. Изучение общественного мнения может быть самостоятельным обследованием или проходить в рамках других социальных наблюдений.
При подготовке опроса решаются вопросы: цель и задачи исследования, определяется объект наблюдения, разрабатываются рабочие гипотезы, составляется анкета для опроса, разрабатывается программа наблюдения.
Объектом опроса являются социальные группы, жители регионов, отдельные коллективы. Единица опроса – личность, ее мнение о явлениях общественной жизни.
Анкета для опроса разрабатывается в соответствии с задачей обследования и с рабочей гипотезой (предположением для объяснения фактов, которое можно утвердить или опровергнуть). Вопросы анкеты объединены в блоки: адресная часть, мнение опрашиваемого по данной проблеме, социально – демографическая характеристика респондента (пол, возраст, общественная группа и т. п.). Опросы проводят специально подготовленные люди – счетчики. Данные обследований обрабатываются статистическими методами: составляются группировки, рассчитываются средние показатели, показатели динамики, показатели взаимосвязей.
Опросы общественного мнения сегодня широко применяется для выявления отношения общественности к актуальным проблемам внутренней и внешней политики государства.