Издержки фирмы в долгосрочном периоде
Долгосрочный период - это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности. С точки зрения отрасли, долговременный период также включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы смогли расформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы - возникнуть и вступить в отрасль. В течение длительного периода времени изменения в структуре ресурсов могут происходить как на уровне отдельной фирмы, так и целой отрасли. Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своих производственных мощностей. Изменение производственных мощностей вследствие замены старых или наращивания этих мощностей новыми за счет инвестирования капитала в обновление машин, оборудования, зданий и сооружений. Все это, так или иначе, влияет на рост масштабов производства, ведет к возникновению положительного или отрицательного эффекта масштаба производства.
Долгосрочный период отличается от краткосрочного способностью фирмы свободно варьировать все факторы производства в долгосрочном периоде. В то время как здания и оборудование фирмы не могут быть заменены в краткосрочном периоде, в долгосрочном периоде фирма может построить, или арендовать дополнительные производственные помещения и установить именно те машины, которые ей необходимы. В долгосрочном периоде все факторы являются переменными.
В отличие от короткого периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются фиксированными, длительный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые ею ресурсы. Поскольку все факторы производства становятся переменными, фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние предельные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде используется только одно понятие - средние издержки.
В течение длительного периода времени изменения в структуре ресурсов могут происходить как на уровне отдельной фирмы, так и целой отрасли. Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своих производственных мощностей. Изменение производственных мощностей вследствие замены старых или наращивания этих мощностей новыми за счет инвестирования капитала в обновление машин, оборудования, зданий и сооружений. Все это, так или иначе, влияет на рост масштабов производства, ведет к возникновению положительного или отрицательного эффекта масштаба производства.
Доход и прибыль фирмы
Финансовым результатом деятельности фирмы является доход и прибыль. Доход, или, иначе говоря, выручка, формируется за счет объема продаж и цены произведенной продукции. Различают валовой, средний и предельный доход.
Валовой доход- это общий стоимостной результат производства. Он вычисляется следующим образом:
TR = Q * P , где
TR - валовой доход;
Q - выпуск фирмы;
P - цена единицы продукции.
Средний доход( AR ) - доход, который получает фирма при продаже единицы продукции.
AR = TR / P , где
Предельный доход( MR ) - это доход, полученный в результате продажи дополнительной единицы продукции.
Для анализа эффективности предприятия используют прибыль, а не доход. Прибыль (?) - это доход уменьшенный на затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
Экономисты и бухгалтеры подходят к определению прибыли по-разному. Экономическая прибыль - это доход, полученный сверх нормальной прибыли. Экономическая прибыль связана с принятием на себя риска потери собственного капитала предпринимателем и обладанием им монопольной властью. Она образуется после вычитания из общей выручки всех издержек производства - и внешних и внутренних.
Экономическая прибыль= Общая выручка - Экономические издержки
Экономические издержки включают внешние издержки, внутренние издержки (в т.ч. нормальную прибыль). В отличие от экономических издержек, бухгалтерские издержки включают только внешние издержки. Но так как в бухгалтерском учете не отражаются внутренние издержки, то бухгалтерская прибыль по балансу предприятия представляет собой разницу между общей выручкой и внешними издержками.
Бухгалтерская прибыль = Общая выручка - Внешние издержки
Экономическую прибыль еще называют чистой экономической прибылью, а бухгалтерскую прибыль - расчетной прибылью. На предприятиях все больше начинают использовать понятие экономической прибыли.
Ее источниками являются:
а) динамичный характер экономики, вызывающий неопределенность ситуации и риск потери капитала;
б) наличие элементов монопольной власти.
Первый источник связан с выполнением предпринимателем управляющих, инновационных и рисковых функций.
Риск может быть страхуемым и не страхуемым. Страхуемым является риск, появление которого с определенной степенью точности может быть рассчитан страховыми компаниями: пожары, наводнения и т.д. Эти риски фирма может избежать и обезопасить путем оплаты страховых взносов страховым компаниям.
Источником экономической прибыли является не страхуемый риск. К нему относится непредсказуемые и неконтролируемые изменения в спросе и предложении, в структуре экономики, в потребительских вкусах, в государственной политике. Нововведения (инновации), предпринимаемые фирмами, также связаны с неопределенностью, а, значит, представляют собой особый вид риска.
Предприниматель может уменьшить неопределенность путем достижения монопольной власти. Монопольная прибыль достигается за счет высоких цен, но при объемах работ, недостаточно высоких для эффективного использования ресурсов (см. главу 8)
Функциями прибыли являются:
1. Распределение ресурсов среди альтернативных видов производства.
2. Воздействие на эффективное использование ресурсов.
3. Стимулирование нововведений, а значит инвестиций; увлечения объемов работ, занятости, экономического роста.
4. Расширение производственных мощностей.
17.Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.
Рыночную структуру определяют множество факторов:
Количество фирм в отрасли и их размеры;
Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
Количество покупателей.
Способность фирм воздейтсоввать на спрос посредством рекламы.
и так далее.
Однако основными являются 3 фактора:
Количество фирм в отрасли и их размеры;
Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
рынок совершенной (чистой) конкуренции ;
чистая монополия ;
монополистическая конкуренция ;
олигополия .В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:
Следует ли оставаться в деле или прекратить существование?
Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги?Первый вопрос актуален для убыточной фирмы, когда TR < TC . Для такой фирмы цель – минимизация убытков. С учётом этой цели принимается решение о ликвидации фирмы. При полном закрытии производства издержки фирмы составят величину TFC (постоянные издержки), т.е. фирма должна расплатиться по всем своим обязательствам (аренда, кредит, страховые взносы и т.д.). И только после того, как фирма рассчитается, она может решать вопрос о прекращении деятельности.
Однако если (TR - TC) < TFC , то целесообразно продолжать производство, т.к. это минимизирует убытки, но если (TR - TC) > TFC , то выгоднее расплатиться по своим обязательствам и закрыть производство.
Продолжая производство, фирма увеличивает переменные издержки, но, если они при этом покрываются доходом от реализации (TR > TVC), то предприятию нужно продолжать производство.
Фирма должна прекратить производство, если TR < TVC . Это правило закрытия (банкротства). Сформулируем его по-другому:
Если TR > TC , то фирма получает прибыль. Значит, она должна решать второй вопрос (максимизация прибыли). Увеличивая производство, фирма сравнивает затраты на производство дополнительной единицы продукции (MC) и выручку от ее продажи (MR – предельный доход). Пока расширение производства обеспечивает более быстрый рост дохода (по сравнению с затратами), фирма будет наращивать выпуск. Когда дополнительная единица продукции будет больше добавлять к издержкам производства, чем к доходу, фирма прекратит расширение выпуска.
Когда МC = MR , фирма достигает оптимального объема выпуска. Это – правило максимизации прибыли, не зависящее от типа рыночной структуры
18.Черты рынка совершенной конкуренции:
На рынке действует множество мелких фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно.
Доля каждой фирмы в общем объеме предложения отрасли настолько мала, что любое её решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия. Ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену через объем производства и предложение товаров.
Любая фирма в этих условиях воспринимает рыночную цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий. Фирма является ценополучаетелем, следовательно, она не имеет собственной ценовой политики.
Все фирмы отрасли производят однородную продукцию. Поэтому покупателю всё равно, у какой фирмы её покупать.
Вступление новых фирм в отрасль не встречает никаких препятствий.
Доступность информации. Издержки ее получения и затраты времени равны нулю.
Таким образом, конкурентная фирма всецело зависит от рыночных условий и в то же время она независима от других фирм отрасли. Фирма не имеет никакой стратегии рыночного поведения. Конкурентный рынок – это абстракция, теоретическая модель и в то же время реальность, т.к. многие реальные рынки близки по своему характеру к идеальным (рынок зерна, нефти, металлов, иностранных валют).
Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный образец для сравнения и оценки реальных экономический процессов.
19Равновесие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде (принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками
Важнейшей целью функционировния любой фирмы явл. Получение прибыли. Каждая фирма стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки.
Самым простым и очевидным методом определения точки максимальной прибыли явл. Метод сравнения общего дохода и общих издержек.
Прибыль представляет собой разницу между общим доходом и общими издержками
T=TR-TC
Общий доход есть произведение цены и объема продаж. Поскольку цена не находится в зоне влияния фирмы, то изменение общего дохода возможно только путем изменения объема продаж. Общая прибыль будет максимальной при объеме пр-ва, обеспечивающем превышение общего дохода над общими издержками на максимальную величину.
Точку, максимизирующую прибыль фирмы, можно найти сравнивая издержки на пр-во каждой дополнительной ед-цы продукции с доходом от ее продажи.
Разница между предельным доходом и предельными издержками- дополнительная прибыль, которая добавляется в копилку общей экономической прибыли. Увеличение объема пр-ва следует остановить, когда MR-MC=0 или MR=MC.