Уровень цен и его измерение
Основные характеристики функционирования и структуры национальной экономики
7.1. Основные макроэкономические проблемы и взаимосвязи.
7.2. Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними.
7.3. Уровень цен и его измерение.
7.4. Совокупный спрос.
7.5. Совокупное предложение.
7.6. Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения.
Основные макроэкономические проблемы и взаимосвязи.
Знание макроэкономики необходимо для любого человека. Оно дает возможность ориентироваться в тех экономических процессах, которые происходят на уровне национальной экономики, понимать смысл происходящих событий, особенно действия правительства в сфере экономической политики, оценивать возможные перспективы и принимать решения в соответствии с этой оценкой.
Предмет макроэкономики — это экономические проблемы, которые характеризуют развитие экономики страны в целом. Наиболее значимые среди них:
1. экономическая динамика, т.е. экономический рост и его источники;
2. занятость населения, меры по предотвращению безработицы;
3. циклический характер экономической конъюнктуры, его причины и меры, направленные на преодоление негативных последствий циклических колебаний в экономике;
4. инфляция и меры борьбы с ней;
5. теория и практика денежного рынка;
6. целесообразность и степень государственного вмешательства в экономику.
Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.
Система целейвключает следующие элементы:
1. Высокий и растущий уровень национального производства, т.е. реального ВВП;
2. Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице;
3. Стабильный или плавно растущий уровень цен в сочетании с определение цен и заработной платы посредством взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках.
Главная цель экономического развития - это рост уровня и качества жизни всех членов общества.
Основные показатели национальных счетов и соотношения между ними. Методы расчета ВВП.
Наиболее распространёнными в мировой статистике макроэкономическими показателями являются следующие:
1. Валовой внутренний продукт (ВВП) - это годовая стоимость всей конечной продукции, созданной внутри данной страны (как отечественными, так и иностранными производителями).
2. Валовой национальный продукт (ВНП) - это годовая рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных национальной экономикой для конечного потребления (стоимость продукции отечественного производства, размещённого как внутри страны, так и за её пределами).
3. Чистый национальный продукт (ЧНП) представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений (А).
4. Национальный доход (НД) характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП.
5. Личный доход (ЛД) - сумма доходов, полученная человеком после уплаты прямых налогов (ПН), внебюджетных взносов (ВВ), и получения трансфертных платежей.
6. Располагаемый доход (РД)- личный доход, остающийся после уплаты индивидуальных налогов (подоходный налог - ПД), используемый на потребление и сбережение.
Все эти показатели взаимосвязаны и объединены системой национальных счетов.
Методы расчета ВВП.
Существуют три метода измерения ВВП:
1. по расходам (метод конечного использования)– ВВП определяется суммированием всех расходов общества на конечное потребление.
2. по доходам (распределительный метод)- определение ВВП осуществляется путем суммирования всех видов первичных доходов.
3. по добавленной стоимости (производственный метод) здесь суммируются добавленные стоимости, произведенные на каждом предприятии, а затем суммируются добавленные стоимости по отраслям производства.
Уровень цен и его измерение
В макроэкономическом анализе используются разнообразные показатели уровня цен в экономике, важнейшими из которых являются следующие:
1. индекс потребительских цен,
Индекс цен = .
2. дефлятор ВВП.
Ключевыми понятиями при определении дефлятора ВВП являются номинальный и реальный ВВП.
Номинальный валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведенных в данном году товаров и услуг, выраженная в текущих ценах.
Реальный валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведенных в данном году товаров и услуг, выраженная в постоянных (базисных) ценах.
Дефлятор ВВП - индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.
Дефлятор ВВП = .
Это более емкий показатель по сравнению с индексом потребительских цен. Он включает цены и потребительских товаров, и товаров производственного назначения.
Совокупный спрос
Совокупный спрос (AD, Aggregate Demand) — сведенный в единое целое, агрегированный спрос потребителей на все товары и услуги. Это тот реальный объем национального производства, который потребители готовы купить при определенном уровне цен.
Рассмотрим графическое изображение закона совокупного спроса (рис. 1).
Закон совокупного спроса отражает зависимость между ценой, объемом ВВП и совокупным спросом. Чем ниже общий уровень цен, тем больший объем ВВП приобретут потребители, и наоборот, т.е. зависимость между ценами и объемом ВВП обратная.
Рис. 1. Кривая совокупного спроса
Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих эффектов:
1. эффект процентной ставки
2. эффект реальных кассовых остатков.
3. эффект импортных закупок.
К неценовым факторам совокупного спроса относится все то, что влияет на:
1. потребительские расходы домохозяйств;
2. инвестиционные расходы фирм;
3. государственные расходы;
4. чистый экспорт.
Совокупное предложение.
Совокупное предложение (AS, Aggregate Supply) - это объем товаров и услуг, производимых в экономике в целом в данном году и предложенных предприятиями на рынке населению, государству и друг другу при данном уровне цен.
В макроэкономической теории на кривой совокупного предложения различают три отрезка, отличающихся друг от друга поведением цен:
Рис. 2. Кривая совокупного предложения
в краткосрочном периоде
1. горизонтальный отрезок (кейнсианский),
2. промежуточный отрезок (восходящий),
3. вертикальный отрезок (классический).
Важнейшие неценовые факторы совокупного предложения:
1. Изменение цен на ресурсы.
2. Изменение производительности.
3. Изменение правовых норм.