МДК.04.01.Менеджмент производственного подразделения
Учебно-методическое пособие МДК 04.01.составлено на основе современных публикаций по вопросам экономики и организации издательской деятельности и соответствует требованиям Ф ГОС, включая в себя следующие структурные части: основные организационные и экономические принципы издательского дела. Управление издательским делом; организация работы издательства, особенности внутренней структуры издательства и издающих организаций. Экономические аспекты редакционно-издательского процесса и основные направления его совершенствования. Рентабельность издательства. Тематическое и оперативно-календарное планирование. Взаимоотношения издательства, полиграфических и книготорговых предприятий. Издательская себестоимость, пути ее снижения. Ценообразование в издательском деле. Определение эффективности, конкурентоустойчивости издательств в современной сложной ситуации развития российского книгоиздания.
В теоретической части пособия дается система представлений о сущности экономики и организации книгоиздательского бизнеса в современных условиях., раскрываются основы организации издательского дела, методы подготовки оригиналов к воспроизведению средствами полиграфии, организационных и экономических взаимоотношений издательств, полиграфических предприятий и предприятий книжной торговли.
Практическая часть содержит задания, формирующие умения определять сущность процессов экономики и организации издательской деятельности , проводить анализ внутренней и внешней среды издательства, принимать решения, обеспечивающие эффективное управление организацией.
Задачи практического и самостоятельного изучения данного МДК направлены на формирование следующих компетенций:
ПК 3.1. Планировать работу производственного подразделения
ПК 3.2. Рассчитывать основные технико-экономические показатели редакционно- издательского процесса
ПК 3.3. Выбирать оптимальный вариант технологического процесса изготовления разных видов печатной продукции
ПК 3.4. Оформлять издательские договоры
ПК 3.6 Принимать участие в разработке бизнес-планов издательского проекта
ПК 3.9 Применять различные способы и методы мотивации и стимулирования труда.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять мотивы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Практические задания нацелены на отрабатывание навыков использования полученных знаний в будущей издательской деятельности.
Данное пособие ориентировано на формирование у студентов творческого мышления, способствующего успешному управлению конкретными процессами в организациях издательского дела.
Теоретико-методологические основы изучения
Отрасль в условиях рынка
Отрасль, ее роль и место в системе национальной экономики.
Материально-техническая база отрасли.
Трудовые и финансовые ресурсы отрасли
1.1. Отрасль, ее роль и место в системе национальной экономики
Экономика любого государства - это единая система взаимосвязанных отраслей. При изучении данной темы, необходимо понять отраслевую структуру промышленности, как совокупности межотраслевых комплексов или отраслей и их доли в общем промышленном производстве. Отраслевая структура промышленности динамична. Совершенствование отраслевой структуры является важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства. На изменение отраслевой структуры оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Внешними факторами принято считать конкуренцию со стороны иностранных производителей и внешнеэкономическую конъюнктуру – состояние мировых рынков по отдельным видам товаров, в том числе, мировые цены на нефть. Внутренние факторы включают конкурентноспособность выпускаемой продукции, инвестиционную активность, производственный потенциал и др.
В последнее время все более актуальными становятся вопросы развития издательско-полиграфического комплекса страны в условиях изменяющегося мультимедийного рынка.
Студентам очень важно представить достаточно достоверную картину состояния мировой полиграфии и уровень полиграфического производства в России, оценить значимость воздействия на издательское дело новых мощных средств коммуникаций, и на этой основе определить стратегическое направление развития отечественного книгоиздания и возможность его адаптации к изменяющимся требованиям медиарынка.
Стремительные изменения в медиасреде, и растущая конкуренция со стороны цифровых медианосителей, требуют от издателей печатной продукции новых подходов и инновационных решений, новых способов распространения информации. В том числе обнародование цифровых версий изданий через специальные сетевые сервисы, сохраняющие верстку и дизайн печатных аналогов.
Несмотря на то, что полиграфия вступила в сложный период своего развития, рынок печатной продукции есть и будет все более многообразным.
Не потеряют своего значения газетные и журнальные печатные издания, которые, несмотря на некоторое уменьшение тиражей, останутся важнейшей составляющей общего медийного пространства.
В современной сложной ситуации развития российского книгоиздания, работа издательств должна во многом претерпеть изменения с точки зрения организации и маркетинга. Необходима активизация совместной деятельности издательств и книготорговых организаций по анализу продаж, промо-поддержке продукции, проведении совместных мероприятий в целях привлечения потребителей и более полного удовлетворения их читательских потребностей.
1.2. Материально-техническая база отрасли.
В ХХ1 веке российская полиграфия заметно продвинулась в своем качественном и количественном развитии. За последние 10 лет в стране появились новые мощные полиграфические предприятия, а многие действующие подверглись комплексной модернизации. После снижения таможенных пошлин на ввозимые в Россию наиболее востребованные виды мелованных бумаг и картона, многие издательства вернули печать своих изданий на отечественную полиграфическую базу. Современная специфика отечественного целлюлозно-бумажного производства состоит в том, что выпуск его продукции осуществляется в ограниченном ассортименте и не соответствует потребностям рынка. Мелованные сорта бумаги в России не производятся, мелованный картон – в ограниченном ассортименте и не самого лучшего качества. При этом, объем выпуска газетной бумаги превышает ее внутренние потребности и является важной экспортной позицией. Производство офсетной бумаги полностью отвечает потребностям отрасли. Основное внимание издательств направлено на новые возможности доставки контента потребителю, это направление развития является перспективным и поддерживается государством.
1.3.Трудовые и финансовые ресурсы отрасли
Понятие трудовые ресурсы отрасли характеризует его потенциальную рабочую силу
Успех полиграфии и издательского дела как отрасли во многом зависит от кадрового и технологического потенциала отрасли и его соответствия требованиям времени.
Одним из важнейших факторов развития производства являются кадры, непосредственно выполняющие те, или иные функции хозяйственной деятельности, именно от них зависит, насколько эффективно используются средства производства и насколько успешно работают предприятия отрасли.
Для успешной работы отрасли в сложных современных условиях обострившейся конкуренции необходимо обеспечить соответствие кадрового состава действующих
предприятий и организаций отрасли, а также уровня подготовки профессиональных
специалистов высшего и среднего звена требованиям современного издательско-
полиграфического производства.
Сегодня для повышения конкурентоустйчивости фирмы, успешности работы в сложившемся рынке, необходимо разрабатывать и реализовать комплексные программы социального развития коллектива, системно проводить внутрифирменную подготовку рабочих основных специальностей, соблюдаеть периодичность их переподготовки, повышения квалификации.
Сегодня, принятые профессиональные образовательные стандарты предопределяют
новые принципы подготовки специалистов: работодатель (заказчик) определяет «чему
учить», а образовательное учреждение «как учить». Именно бизнес сообщество
определяет основные требования к современному квалифицированному рабочему,
специалисту среднего и высшего звеньев и должно активно участвовать в создании и
развитии всей системы отраслевой профессиональной подготовки и переподготовки
кадров.
На рубеже возникновения нового этапа социального партнерства в
профессиональном полиграфическом образовании можно выделить следующие основные
цели: прогноз рынка труда в сфере полиграфического производства, формирование
структуры и объемов подготовки кадров на общеотраслевом и региональном уровне;
создание попечительских советов, участие в соучредительстве и поддержке
образовательных учреждений, укрепление их учебно-материальной базы; формирование
программы по приоритетному развитию начального и среднего профессионального
образования; создание условий для организации учебно-производственной практики и
производственного обучения учащихся и студентов; разработка концепции целевой
подготовки рабочих и специалистов для предприятий; социальная поддержка
обучающихся и работников профессиональных учебных заведений.
Реализация этих целей лежит в плоскости развития взаимодействия
профессиональных учебных заведений непосредственно с полиграфическими
предприятиями, заинтересованными в формировании квалифицированного кадрового
состава.
Вопросы для проверки освоения компетенций:
1.Проанализируйте современную структуру национальной экономики России: сектора, сферы, комплексы, отрасли.
2.Дайте определение отраслевому делению экономики страны и межотраслевому комплексу.
3.Дайте оценку современному состоянию издательского бизнеса, его места и роли в структуре национальной экономики страны.
4.Определите основные тенденции развития медиаотрасли.
5.Проанализируйте материально-техническую базу отрасли.
6. Дайте характеристику трудовых и финансовых ресурсов отрасли.
7. Проанализируйте новые принципы формировании квалифицированного кадрового
состава в отрасли.
Л2 Стр.9-29
119-121