МДК.04.01.Менеджмент производственного подразделения

Учебно-методическое пособие МДК 04.01.составлено на основе современных публикаций по вопросам экономики и организации издательской деятельности и соответствует требованиям Ф ГОС, включая в себя следующие структурные части: основные организационные и экономические принципы издательского дела. Управление издательским делом; организация работы издательства, особенности внутренней структуры издательства и издающих организаций. Экономические аспекты редакционно-издательского процесса и основные направления его совершенствования. Рентабельность издательства. Тематическое и оперативно-календарное планирование. Взаимоотношения издательства, полиграфических и книготорговых предприятий. Издательская себестоимость, пути ее снижения. Ценообразование в издательском деле. Определение эффективности, конкурентоустойчивости издательств в современной сложной ситуации развития российского книгоиздания.

В теоретической части пособия дается система представлений о сущности экономики и организации книгоиздательского бизнеса в современных условиях., раскрываются основы организации издательского дела, методы подготовки оригиналов к воспроизведению средствами полиграфии, организационных и экономических взаимоотношений издательств, полиграфических предприятий и предприятий книжной торговли.
Практическая часть содержит задания, формирующие умения определять сущность процессов экономики и организации издательской деятельности , проводить анализ внутренней и внешней среды издательства, принимать решения, обеспечивающие эффективное управление организацией.

Задачи практического и самостоятельного изучения данного МДК направлены на формирование следующих компетенций:

ПК 3.1. Планировать работу производственного подразделения

ПК 3.2. Рассчитывать основные технико-экономические показатели редакционно- издательского процесса

ПК 3.3. Выбирать оптимальный вариант технологического процесса изготовления разных видов печатной продукции

ПК 3.4. Оформлять издательские договоры

ПК 3.6 Принимать участие в разработке бизнес-планов издательского проекта

ПК 3.9 Применять различные способы и методы мотивации и стимулирования труда.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять мотивы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.


Практические задания нацелены на отрабатывание навыков использования полученных знаний в будущей издательской деятельности.
Данное пособие ориентировано на формирование у студентов творческого мышления, способствующего успешному управлению конкретными процессами в организациях издательского дела.

Теоретико-методологические основы изучения

Отрасль в условиях рынка

Отрасль, ее роль и место в системе национальной экономики.

Материально-техническая база отрасли.

Трудовые и финансовые ресурсы отрасли

1.1. Отрасль, ее роль и место в системе национальной экономики

Экономика любого государства - это единая система взаимосвязанных отраслей. При изучении данной темы, необходимо понять отраслевую структуру промышленности, как совокупности межотраслевых комплексов или отраслей и их доли в общем промышленном производстве. Отраслевая структура промышленности динамична. Совершенствование отраслевой структуры является важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства. На изменение отраслевой структуры оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. Внешними факторами принято считать конкуренцию со стороны иностранных производителей и внешнеэкономическую конъюнктуру – состояние мировых рынков по отдельным видам товаров, в том числе, мировые цены на нефть. Внутренние факторы включают конкурентноспособность выпускаемой продукции, инвестиционную активность, производственный потенциал и др.

В последнее время все более актуальными становятся вопросы развития издательско-полиграфического комплекса страны в условиях изменяющегося мультимедийного рынка.

Студентам очень важно представить достаточно достоверную картину состояния мировой полиграфии и уровень полиграфического производства в России, оценить значимость воздействия на издательское дело новых мощных средств коммуникаций, и на этой основе определить стратегическое направление развития отечественного книгоиздания и возможность его адаптации к изменяющимся требованиям медиарынка.

Стремительные изменения в медиасреде, и растущая конкуренция со стороны цифровых медианосителей, требуют от издателей печатной продукции новых подходов и инновационных решений, новых способов распространения информации. В том числе обнародование цифровых версий изданий через специальные сетевые сервисы, сохраняющие верстку и дизайн печатных аналогов.

Несмотря на то, что полиграфия вступила в сложный период своего развития, рынок печатной продукции есть и будет все более многообразным.

Не потеряют своего значения газетные и журнальные печатные издания, которые, несмотря на некоторое уменьшение тиражей, останутся важнейшей составляющей общего медийного пространства.

В современной сложной ситуации развития российского книгоиздания, работа издательств должна во многом претерпеть изменения с точки зрения организации и маркетинга. Необходима активизация совместной деятельности издательств и книготорговых организаций по анализу продаж, промо-поддержке продукции, проведении совместных мероприятий в целях привлечения потребителей и более полного удовлетворения их читательских потребностей.

1.2. Материально-техническая база отрасли.

В ХХ1 веке российская полиграфия заметно продвинулась в своем качественном и количественном развитии. За последние 10 лет в стране появились новые мощные полиграфические предприятия, а многие действующие подверглись комплексной модернизации. После снижения таможенных пошлин на ввозимые в Россию наиболее востребованные виды мелованных бумаг и картона, многие издательства вернули печать своих изданий на отечественную полиграфическую базу. Современная специфика отечественного целлюлозно-бумажного производства состоит в том, что выпуск его продукции осуществляется в ограниченном ассортименте и не соответствует потребностям рынка. Мелованные сорта бумаги в России не производятся, мелованный картон – в ограниченном ассортименте и не самого лучшего качества. При этом, объем выпуска газетной бумаги превышает ее внутренние потребности и является важной экспортной позицией. Производство офсетной бумаги полностью отвечает потребностям отрасли. Основное внимание издательств направлено на новые возможности доставки контента потребителю, это направление развития является перспективным и поддерживается государством.

1.3.Трудовые и финансовые ресурсы отрасли

Понятие трудовые ресурсы отрасли характеризует его потенциальную рабочую силу

Успех полиграфии и издательского дела как отрасли во многом зависит от кадрового и технологического потенциала отрасли и его соответствия требованиям времени.

Одним из важнейших факторов развития производства являются кадры, непосредственно выполняющие те, или иные функции хозяйственной деятельности, именно от них зависит, насколько эффективно используются средства производства и насколько успешно работают предприятия отрасли.

Для успешной работы отрасли в сложных современных условиях обострившейся конкуренции необходимо обеспечить соответствие кадрового состава действующих

предприятий и организаций отрасли, а также уровня подготовки профессиональных

специалистов высшего и среднего звена требованиям современного издательско-

полиграфического производства.

Сегодня для повышения конкурентоустйчивости фирмы, успешности работы в сложившемся рынке, необходимо разрабатывать и реализовать комплексные программы социального развития коллектива, системно проводить внутрифирменную подготовку рабочих основных специальностей, соблюдаеть периодичность их переподготовки, повышения квалификации.

Сегодня, принятые профессиональные образовательные стандарты предопределяют

новые принципы подготовки специалистов: работодатель (заказчик) определяет «чему

учить», а образовательное учреждение «как учить». Именно бизнес сообщество

определяет основные требования к современному квалифицированному рабочему,

специалисту среднего и высшего звеньев и должно активно участвовать в создании и

развитии всей системы отраслевой профессиональной подготовки и переподготовки

кадров.

На рубеже возникновения нового этапа социального партнерства в

профессиональном полиграфическом образовании можно выделить следующие основные

цели: прогноз рынка труда в сфере полиграфического производства, формирование

структуры и объемов подготовки кадров на общеотраслевом и региональном уровне;

создание попечительских советов, участие в соучредительстве и поддержке

образовательных учреждений, укрепление их учебно-материальной базы; формирование

программы по приоритетному развитию начального и среднего профессионального

образования; создание условий для организации учебно-производственной практики и

производственного обучения учащихся и студентов; разработка концепции целевой

подготовки рабочих и специалистов для предприятий; социальная поддержка

обучающихся и работников профессиональных учебных заведений.

Реализация этих целей лежит в плоскости развития взаимодействия

профессиональных учебных заведений непосредственно с полиграфическими

предприятиями, заинтересованными в формировании квалифицированного кадрового

состава.

Вопросы для проверки освоения компетенций:

1.Проанализируйте современную структуру национальной экономики России: сектора, сферы, комплексы, отрасли.

2.Дайте определение отраслевому делению экономики страны и межотраслевому комплексу.

3.Дайте оценку современному состоянию издательского бизнеса, его места и роли в структуре национальной экономики страны.

4.Определите основные тенденции развития медиаотрасли.

5.Проанализируйте материально-техническую базу отрасли.

6. Дайте характеристику трудовых и финансовых ресурсов отрасли.

7. Проанализируйте новые принципы формировании квалифицированного кадрового

состава в отрасли.

Л2 Стр.9-29

119-121

Наши рекомендации