Антиинфляционная политика
Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений.
Методы борьбы с инфляцией:
§ Денежная реформа
§ Антиинфляционная политика
Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы страны, проводимое государством в связи с расстройством денежного обращения и в целях укрепления национальной валюты, стабилизации денежной единицы. Возможны следующие виды денежной реформы.: 1) образование новой денежной системы; 2) частичное изменение денежной системы (изменение наименования денег, порядка эмиссии и обеспечения банкнот, масштаба цен и др.); 3) относительная стабилизация денежного обращения с целью сдерживания инфляции. Основные виды денежной реформы:
1) полная или частичная замена денежных знаков с выпуском денег нового образца при сохранении их нарицательной стоимости;
2) деноминация в виде укрупнения денежных единиц;
3) деноминация в форме укрупнения денежных знаков с одновременной их заменой или даже изменением денежной единицы;
4) замена отдельных купюр на купюры нового образца;
5) единовременная девальвация (или ревальвация) денежной единицы-страны и др.
Антиинфляционная политика:
1. Дефляционная политика:
регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм
снижение государственных расходов
повышение процентных ставок за кредит
повышение налогового обложения в виде косвенных налогов
ограничение денежной массы.
2. Политика доходов:
контроль цен
контроль заработной платы
компенсация расходов.
В современной России из-за высоких темпов инфляции возникает необходимость учитывать влияние инфляционных процессов на результаты деятельности предприятий, финансово-кредитных организаций, органов государственной власти, населения. Если правительство ставит перед собой цель сдерживания экономического роста, то целесообразно проводить дефляционную политику. Если же необходимо, наоборот, стимулировать экономический рост в стране, то применяют политику доходов.
Опыт стран, достигших успеха в снижении инфляции, является полезен для России. Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, можно выделить:
· структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда;
· развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов;
· выработку и реализацию сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;
· изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;
· проведение более жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;
· переключение на режим инфляционного таргетирования со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;
· более быструю и жесткую реакцию со стороны денежных властей на повышение цен.
Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией
Таргетирование ( от англ. target- цель) – установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки. Безусловными требованиями реализации инфляционного таргетирования являются:
1) абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка;
2) доверие экономических агентов к политике денежных властей;
3) институциональная независимость Центрального банка;
4) развитая финансовая система;
5) понимание текущего состояния экономики Ии перспектив ее развития.
Для России также главным инструментом антиинфляционной борьбы является установление контроля над динамикой денежного предложения.
Однако, отметим, что в России снижение инфляции затруднено следующими факторами:
Ø высокие цены на основные товары российского экспорта, которые оказывают повышенное давление на внутренние цены и, а, следовательно, на уровень инфляции;
Ø низкая сберегательная активность населения;
Ø высокая монополизация отдельных товарных рынков.
По статистическим данным в России достигнута инфляция 9%, но этот уровень является высоким по сравнению с бывшими странами СНГ. Страны достигли таких результатов за счет введения инфляционного таргетирования. На графике приведена инфляция бывших стран СССР в 2006 г.
Таким образом, таргетирование инфляции является новым методом денежно-кредитной политики. Таргетирование уже заняло определенное место в экономике. Так к нему перешли страны Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия, Австралия, Испания, Израиль, Чехия и Чили и т.д.