Критерии измерения концентрации продавцов на рынке.
Показатели концентрации рыночных продаж.
Концентрация производителей (продавцов) отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга, тем менее конкурентным будет рынок.
Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке.
Существует 4 основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:
· доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
· доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
· доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм на рассматриваемом рынке;
· доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке.
Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.
Индекс концентрации – обратная величина к числу фирм в отрасли:
Ic= 1/n
• Где n - число фирм на рынке.
Критерии измерения концентрации продавцов на рынке.
Рыночная концентрация продавцов (производителей) товара традиционно важна для идентификаций рыночных структур в рамках системного подхода к анализу отраслевых рынков. Она отражает удельный вес крупных фирм, доминирующих на данном рынке, или удельный вес крупных фирм в отрасли, доминирующих по объему выпуска продукции и соответственно по объему продаж на рынке.
Существуют два основных параметра для оценки уровня рыночной концентрации: численность продавцов на рынке (производителей в отрасли) и распределение рыночных долей фирм, реализующих товар на данном рынке. Уровень концентрации считается выше, если на рынке функционирует меньшее число фирм. При одинаковом числе фирм на рынке уровень концентрации тем выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей.
Для измерения рыночной концентрации используются показатели или индексы концентрации. Нельзя утверждать, что тот или иной индекс концентрации является наилучшим. Важно учитывать условия его применения. Выбор индекса концентрации зависит от характера и структуры решаемой задачи. Однако в литературе по экономике отраслевых рынков сформулированы требования к индексам концентрации. Требования первого порядка определены исходя из удобства применения показателей и заключаются в следующем:
— индекс концентрации не должен изменяться в зависимости от размера рынка;
— лучше, если индекс концентрации легко рассчитать и легко интерпретировать;
— значение индекса концентрации должно изменяться в диапазоне от нуля (или от значения, близкого к нулю) до единицы, где нуль будет соответствовать случаю совершенной конкуренции, когда на рынке функционирует большое число фирм одинакового размера, а единица будет соответствовать случаю монополии.
Требования второго, порядка были разработаны на основе кривых концентрации. При построении кривых концентрации по оси абсцисс (Ох). отражается кумулятивное число фирм, которые предварительно ранжированы по размеру от большего размера к меньшему. По оси ординат (Оу) нарастающим итогом отражается процент выпуска (или процент реализации) продукции, который можно рассматривать как показатель размера фирмы, функционирующей на рынке.
На рисунке 2.3 изображены кривые концентрации для трех гипотетических отраслей А, В и С Кривые выпуклы вверх, поскольку Вдоль оси абсцисс фирмы ранжированы от большей к меньшей. Кривая концентрации будет построена в виде отрезка прямой, если все фирмы, функционирующие на рынке, одинакового размера. Таким образом, степень вариации размеров фирм отражается с помощью характера выпуклости кривой концентрации. Абсцисса точки пересечения кривой концентрации с прямой ,параллельной оси абсцисс и соответствующей 100% уровню выпуска(или реализации)продукции в отрасли, показывает число фирм на рынке.
Рис. 2.3. Кривые концентрации
Согласно определению рыночной концентрации разумно предположить, что концентрация выше в той отрасли, для которой кривая концентрации на всем протяжении Лежит выше кривой концентрации другой отрасли. В этом случае крупных фирм в одной отрасли контролируют больший процент реализации продукции, чем г крупных фирм в другой отрасли, для любого значения параметра г. Чтобы сравнить уровень концентрации в отраслях В и С (см. рис.2.3), необходимо ввести оценки значимости различныхучастков кривых концентрации рассматриваемых отраслей.
Ханна и Кей1 предложили несколько критериев для оценки показателей рыночной концентрации. Рассмотрим наиболее важные из них:
1) критерий ранжирования отраслей с помощью кривых концентрации;
2) принцип трансферта объема продаж (передачи права на реализацию товара);
3) условие входа и выхода;
4) условие поглощения или слияния фирм, В соответствии с первым критерием индекс концентрации должен принимать большее значение, если кривая концентрации отрасли на всем протяжении лежит выше кривой; концентрации другой, отрасли,
Передача права на реализацию товара от маленькой фирмы к большой должна увеличить уровень концентрации в отрасли. Такого рода трансферт приведет к увеличению выпуклости кривой концентрации на определенном участке, как показано на рисунке 2.3 с помощью пунктирной линии.
При заданном распределении рыночных долей вход на рынок небольшой фирмы должен понизить уровень концентрации и, наоборот, выход небольшой фирмы из отрасли должен увеличить уровень рыночной концёнтрации. Третье условие можёт не выполняться, если размеры фирмы достаточно велики. Ханна и Кей считают, что вход на рынок копировальной техники корпорации «Хегох» может служить практическим примером такого эффекта.
Слияние (поглощение) двух и более фирм должно увеличить уровень концентрации, поскольку слияние можно рассматривать как передачу права на реализацию товара от маленькой фирмы к большой с одновременным выходом. с; рынка условно выбранной небольшой фирмы.
- Критерии, предложенные Ханна и Кеем, получили признание в среде специалистов по экономике отраслевых рынков, если не считать некоторых сомнений по поводу четвертого критерия. Рассмотрим основные показатели рыночной концентрации с точки зрения выполнения сформулированных требований к ним.
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию. Возможности их практического применения.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов, среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.
Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, рентабельность, производительность труда и т.д.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а потом могут ухудшаться.
Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции, независимо от того, по каким нормам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.
Рост концентрации производства обуславливает получение большого экономического эффекта и конкурентных преимуществ.
Экономический эффект обеспечивается за счет экономии: на масштабе производства (технологическая экономия); на масштабе сферы деятельности (экономия на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта); на трансакционных расходах (экономия на сделках, операциях, контрактах, договорах). Кроме того, экономический эффект зависит от получения конкурентных преимуществ на рынках (экономия от координации рыночного поведения объединяемых корпорацией фирм, внутрифирменного и межстранового перераспределения ресурсов, регулирования цен тарифов).