Правила и основания для расчетов по перевозкам пассажиров и платному багажу
При выполнении авиаперевозок нередко возникает необходимость перевода сумм, полученных в оплату стоимости перевозки авиакомпанией, оформившей перевозочные документы авиакомпании-перевозчику. Эта стоимость рассчитывается в соответствии с информацией о маршруте, перевозчиках, тарифе, пункте назначения и расчете полученной суммы, указанной на полетном купоне.
Счета авиакомпании по перевозкам пассажиров и платного багажа должны быть подтверждены подлинными полетными купонами, МСО или другими документами, оформленными для перевозки.
Отказ от оплаты счета должен быть обоснован. Для этого оформляется счет-претензия, который должен содержать информацию, подтверждающую точку зрения перевозчика, отказывающегося от оплаты. Причины отказа могут быть следующими:
—неверное применение тарифа;
—неправильный расчет прорейта;
—ошибочное начисление комиссионных;
—нарушение требования индоссамента (передаточной надписи, только при наличии которой разрешается передача пассажира для перевозки на рейсе другой авиакомпании).
Если авиакомпания-перевозчик обнаружит, что полетный купон был оформлен по заниженному тарифу, она выставит дебет-счет с подтверждением своей точки зрения полетными документами.
Кроме того, перевозчик проверяет правильность заполнения продавцом раздела билета о перевозимом платном багаже, перевозчик должен убедиться, что эта информация проставлена на каждом купоне.
При ее отсутствии перевозчик может дебетовать авиакомпанию, оформившую документы, на сумму потерянных доходов. При расчете по групповым перевозкам важно соблюдение условия о минимальной численности группы. Впрочем, авиакомпания-продавец перевозки не обязана доказывать правомочность оформления документов для группы с установленной численностью, если авиакомпания-перевозчик не представит доказательства нарушения минимального разрешенного размера группы.
(Подробнее см. «Взаиморасчеты и финансовое планирование авиакомпании при выполнении международных воздушных перевозок» Костроминой Е.В., М., 1995 г.)
Опубликованные авиатарифы бывают сквозными (опубликованными) и рассчитанными (неопубликованными).
Опубликованные (сквозные) авиатарифы — это тарифы и сборы от аэропорта отправления до аэропорта назначения, помещенные в тарифных справочниках. Опубликованные тарифы имеют преимущество в применении перед любой более низкой комбинацией участковых тарифов между теми же пунктами. Это следует понимать таким образом, что если между двумя пунктами имеется опубликованный тариф, то перевозка должна осуществляться только по этому тарифу. Неопубликованные тарифы — это тарифы, которые образуются путем построения при отсутствии опубликованного тарифа между данными пунктами.
Неопубликованные тарифы образуются двумя способами:
—путем прибавления к опубликованному (сквозному) тарифу дополнительной суммы, так называемой суммы «add-on», публикуемой на оранжевых страницах справочников АРТ и АСТ;
—в случае отсутствия пропорционального тарифа — путем сложения участковых тарифов отдельных участков перевозки с соблюдением соответствующих правил построения тарифов.
Поскольку нередко авиакомпании участвуют в перевозках вместе с другими авиакомпаниями по сложному тарифу, а по существующим правилам построения тарифов приоритет имеют опубликованные (сквозные) тарифы, то возникает необходимость определения доли авиакомпании-перевозчика в этой общей стоимости перевозки. Такой расчет производится по прорейту, правила которого разрабатываются Авиационной прорейтовой дирекцией и являются обязательными для авиакомпаний — участников Многостороннего Прорейтового Соглашения (МРА).
В общем виде доля перевозчика в суммарной стоимости перевозки определяется пропорционально полным участковым тарифам по маршрутам перевозки.
В случае более сложных расчетов прорейта рекомендуется прикладывать этот расчет к выставляемому счету вместе с предъявляемым купоном. Причем этот расчет прикрепляется к задней стороне купона, и размер этого листка с расчетом не должен превышать размер купона. Если же расчет прорейта был представлен на рассмотрение отдельно от полетного купона, рекомендуется вернуть расчет при отклонении счета.
Полетные купоны и прочие документы, высылаемые вместе со счетами, должны быть представлены в том же порядке, что и записи в счете.
Если же полетный купон показывает неполную или противоречивую информацию для выполнения взаиморасчетов, перевозчик выставляет счет на сумму, не превышающую применяемый тариф или сбор за перевозку платного багажа, приложив к счету полетный купон, помеченный штампом «Дебет по неполной информации». Авиакомпания-продавец авиаперевозок может отклонить счет на разницу между правильным тарифом или сбором и суммой счета только тогда, когда разница составляет более 30 долларов или соответствующего эквивалента.
Расчеты по МСО производятся следующим образом: сумма, которую авиакомпания рассчитывает получить от обмена купона МСО, не должна превышать суммы, указанной на каждом купоне и в разделе «COUPON VALUE» всего МСО. Если эта сумма превышает 5000 USD или эквивалент этой суммы(по банковскому курсу покупки), то требуется согласие перевозчика, оформившего этот документ.
В случае сборов за платный багаж авиакомпания, оформившая документы на перевозку, должна передать авиакомпании-перевозчику полную стоимость перевозки багажа, на которую оформлен полетный купон. Если авиакомпания, оформившая перевозку, обнаружила недостачу из-за безответственности или неверного применения правил, она должна оплатить разницу между этим сбором и счетом.
В случае наземной транспортировки расчет стоимости производится так: когда производится перевозка по земле, и пассажир транспортируется к ближайшему аэропорту или пункту назначения, указанному в билете, стоимость такой перевозки будет оплачена авиакомпанией, выполнившей эту перевозку.
Существуют некоторые особенности расчетов по «недопущенным» к перевозке пассажирам. Общая стоимость их перевозки и все дополнительные нетранспортные сборы взимаются последним перевозчиком. В этом случае пассажир оплачивает обратный билет, или при этой перевозке учитывается стоимость неиспользованного купона. Недополученные суммы и/или дополнительные нетранспортные сборы, превышающие 25 USD или эквивалент этой суммы, делятся на прорейтовой основе в соответствии с Многосторонним Прорейтовым Соглашением авиакомпаний по пассажирам (МРА-Р).
Расчеты возмещения пассажирам
В практике авиакомпаний нередки случаи, когда происходит возврат части или всей суммы, полученной за перевозку, то есть производится возмещение пассажирам.
Авиакомпания при выполнении перевозки по более низкой цене может возмещать пассажиру эту разницу напрямую в зависимости от формы оплаты наличными/чеками или через кредитную фирму.
Обычная процедура возмещения затрагивает расчеты по эксплуатационным тарифам, студенческим и агентским скидкам, семейным перевозкам, скидкам служащим и их детям при изменении класса обслуживания или сокращения мильного расстояния, по пересчитанным тарифам или двойной оплате. Проблема взаиморасчетов авиакомпаний возникает, если одна авиакомпания продала перевозку на рейс другой.
Документы по возмещению предъявляются оформившей перевозку авиакомпании на стоимость купона с подтверждением соответствующими документами. Причем при отсутствии МСО или полетного купона никакие согласования между авиакомпаниями не производятся, если сумма возмещения составляет менее 2 USD на билет.
Расчеты по пассажирам на базе «сэмплинга»
Рост объемов взаиморасчетов и усложнение тарифного, прорейтового и валютного регулирования явились основными причинами роста цен на проведение взаиморасчетов. Для снижения этих цен, в особенности в части оплаты труда квалифицированного персонала, необходимого для такой работы, многие авиакомпании используют технику «сэмплинга» для расчетов по пассажирским билетам других авиакомпаний.
В основе «сэмплинга» лежит то обстоятельство, что характеристика совокупности данных может быть определена точным вычислением процента или фиксированного числа (Samle), выбранного из этой совокупности случайно.
При применении этих научных принципов случайности выборки к расчетам по пассажирским перевозкам авиакомпании требуется точно расценить незначительное количество (Sample) общего числа купонов (совокупности) для определения суммарной их стоимости.
В упрощенном виде этот расчет выглядит следующим образом:
— все полетные купоны, полученные в течение месяца (совокупность), расцениваются по усредненному участковому тарифу (ALF);
— часть совокупности, определенная в процентах к общему количеству документов или по фиксированному объему полетных купонов(Sample), расценивается точно;
— суммарная стоимость всех купонов (совокупности) рассчитывается так:
(Общая оценка стоимости всей совокупности
Сумма ALF (Average Local Fare) по купонам совокупности рассчитывается как произведение участкового тарифа на общее количество купонов за месяц. Сумма ALF по купонам выборки (Sample) определяется как произведение участкового тарифа на количество купонов в выборке.
Размер выборки устанавливается авиакомпаниями на двусторонней основе. Многие авиакомпании, производящие расчеты по пассажирским перевозкам на базе «сэмплинга», заключили многостороннее соглашение, называемое «Стандартное соглашение о взаиморасчетах по пассажирским перевозкам на базе сэмплинга. В случае, если предлагаемая Стандартным Соглашением процедура расчетов не полностью удовлетворяет авиакомпании, они могут разработать альтернативную процедуру на двусторонней основе.
В заключение отметим, что при переходе на расчеты по «сэмплингу» существенно снижается стоимость взаиморасчетов, а сокращение трудоемкости расчетов достигает 80%. Однако расчеты по «сэмплингу» по уровню точности существенно уступают скрупулезной расценке каждого купона с учетом пр орейта. В последнее время в связи с бурным ростом компьютерных технологий, повышением мощности ЭВМ и развитием средств телекоммуникации большинство авиакомпаний отказывается от «сэмплинга», переходя на точную расценку авиакупонов.