Кейс 5 «Новая волна приватизации» в России
1. Какие этапы приватизации в России выделяют экономисты?
1) Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989 - 1991г.
2) Ваучерный (массовый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.)
3) Денежный этап приватизации продолжался с 1 июля 1994 г. По настоящее время.
2. Какие цели и задачи ставились на каждом этапе, были ли они достигнуты?
1) Как таковых целей и задач первого этапа не было. На этом этапе приватизация осуществлялась в отсутствии необходимой нормативной базы. При этом реальные ее масштабы были неизвестны. По оценкам ОЭСР к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно».
2) На данном этапе за 22 месяца каждому жителю страны был выдан приватизационный чек – ваучер. С помощью этих чеков происходила бесплатная передача гражданам государственных предприятий, имущества, акций и долей в акционерных обществах.
Цели второго этапа:
1.Формирование широкого слоя частных собственников;
2.Повышение эффективности и хозяйственной деятельности предприятий;
3.Создание конкурентной среды и содействие демонополизации экономики;
4.Привлечение в реальный сектор экономики инвестиций, в том числе иностранных;
5.Уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие доходов от частичной продажи предприятий.
3) Отличие его от ваучерного этапа: акции приватизируемых предприятий продавались за «живые» деньги. Кроме того, предполагалось также и сокращение пакетов акций уже приватизированных предприятий в руках государства Предполагалось, что в этот период должен был заработать фондовый рынок.
Основные цели этого этапа:
1.пополнение госбюджета;
2.инвестиционная поддержка приватизированных предприятий.
Положительные результаты приватизации:
1.ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности;
2.новый класс собственников не только сформировался, но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу;
3.возник российский фондовый рынок;
4.созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций;
5.масштабное перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений.
Отрицательные результаты приватизации:
1.не сформировался “эффективный собственник”. В подавляющем большинстве приватизированные предприятия не имеют определённого собственника, на них 2.возникло сложное переплетение прав собственности между государством, директорским корпусом, трудовым коллективом и внешними инвесторами;
3.не произошло сколько-нибудь заметного повышения эффективности приватизированных предприятий;
4.не были привлечены крупные инвесторы в российскую экономику;
5.не оправдались надежды на денежную приватизацию как важный источник доходов государственного бюджета;
6.произошедший в результате «залоговых аукционов» (характеризующихся высокой степенью непрозрачности и обвинениями организаторов в корупции в пользу ограниченного числа победителей аукционов) переход наиболее «лакомых кусочков» российской промышленности в руки отдельных ФПГ не был эффективен для бюджета экономически и создал основу для будущих дискуссий о деприватизации;
7.произошло усиление социальной дифференциации не только по доходам, но и по имуществу.
3. Проанализируйте необходимость приватизации с позиции эффективности частной и государственной собственности.
Проведение приватизации дает развитие частной собственности. Частная собственность стимулирует экономическую активность и предприимчивость, эффективное, рациональное ведение хозяйства, без нее невозможно товарное производство, товарный обмен, рынок.
Напротив, государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.
4. Основываясь на данной информации, определите риски, ограничения и последствия «нового этапа приватизации». Обоснуйте свою точку зрения.
Риски и ограничения:
1.расширение государственного (квазигосударственного) сектора на фоне приватизационных процессов.
2.при недостаточности усилий по развитию отраслевого регулирования приватизация крупных компаний в последующем приведет к усилению неформального воздействия на них со стороны государства.
3.нечеткость условий и критериев приватизации крупных компаний с привлечением в их развитие инвестиций, возможные расхождения в представлениях государства и собственников таких компаний о взаимных обязательствах.
4.качество имеющихся в распоряжении государства инструментов управления государственной собственностью (имеются в виду унитарные предприятия и акционерные участия) достигло, по всей видимости, объективного предела.
Последствия:
«Новый этап приватизации»
1.позволит снизить долю государства в управлении экономикой
2.станет толчком к более быстрому развитию частной собственности
3.приведет к развитию конкуренции, однако это не всегда приводит к снижению цен на товары и услуги
4.разоряющиеся крупные государственные компании получат стимул к развитию
5.развитие получат также новые инновационные предприятия, в связи с развитием науки и техники и развитием конкуренции в отраслях