Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей

Основная цель маркетингового анализа— изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельнос­ти. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и пред­приятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.

На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д.

Степень чувствительности спроса к изменению цены измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Ep)

Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей - student2.ru

Коэффициент эластичности спроса по доходу (Еd) характеризует степень чувствительности спроса на товар при изменении дохода потребителей:

Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей - student2.ru

Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичный — если меньше. При значении коэффициента эластичности равном нулю спрос абсолютно неэластичен: никакое изменение цены не собой изменение спроса на продукцию. Если коэффициент эластичности равен единице, то это значит, что темп роста спроса равен темпу снижения цены. Спрос бывает еще абсолютно эластичным, когда при неизменной цене или ее росте спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в инфляции.

Рост цены при снижении объема продаж эффективен до тех пор, пока величина дополнительного дохода на единицу продук­ции превышает величину дополнительных издержек на единицу продукции.

Большое значение в изучении факторов формирования спроса имеет корреляционный анализ. С его помощью оценивается и прогнозируется степень зависимости спроса от исследуемых факторов.

№9. Использование результатов анализа безубыточности для обоснования производственной программы и плана сбыта продукции.

Факторы изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности для одного и нескольких видов продукции. Методика расчета их влияния.

Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей - student2.ru Графики и анали-тические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, от уровня цен на продукцию. При повы-шении цен меньше реализовать продук-ции, чтобы получить необходимую выручку для компенсации постоянных издержек предприятия, А при сниже-нии уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению по­стоянных издержек. Оптимальным считается тот план, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продук­ции, уменьшить безубыточный объем продаж и увеличить зону безопасности.

Безубыточность объема продаж в стоимостном выражении: Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей - student2.ru , где А – постоянные затраты, Дмд – доля маржинального дохода, причем МД=В-Зпер

То же самое, но в натуральном выражении Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей - student2.ru ,где p – цена, b – переменные расходы на единицу продукции.

Точка критического объема: Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей - student2.ru

Объем реализации (натуральный) при заданной сумме прибыли: Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей - student2.ru , где П – прибыль от реализации продукции.

То же, но в денежном выражении: Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей - student2.ru . Зона безопасн: тоим. Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей - student2.ru ; натур. Значение анализа спроса. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса ни цену и доходы покупателей - student2.ru

Наши рекомендации