Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП.
Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом Артуром Оукеном.
(Y* – Y)/Y= b x (U – U*),
где Y – фактический объем производства (ВВП); Y* – потенциальный ВВП (при полной занятости); U – фактический уровень безработицы; U* – естественный уровень безработицы (норма безработицы при полной занятости); b – параметр (коэффициент) Оукена, устанавливается эмпирическим путем (3%).
Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b %.
По расчетам Оукена, в 60-е годы в США, когда естественная норма безработицы составляла 4%, параметр bбыл равен 3%.
Разность между фактическим и естественным уровнями безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы (Uк).
Uк = U – U*
Фактический уровень безработицы подвержен колебаниям, которые определяют величину циклической (конъюнктурной) безработицы. Логично предположить, что при конъюнктурной безработице производственные мощности используются не полностью, и величина ВНП (валового национального продукта) меньше той, которая могла бы быть в условиях полной занятости.
Поэтому, разница между потенциально возможным объемом ВНП в условиях полной занятости (валовым национальным продуктом полной занятости – Y*) и фактически достигнутым в условиях конъюнктурной безработицы ВНП (валовым национальным продуктом – Y) и составляет конъюнктурный разрыв.
Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВВП по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3%.
Так, если в данном году фактический ВВП составил 4500 млрд дол., фактический уровень безработицы – 8%, а ее естественный уровень – 6%, то экономика недополучила продукции на 270 млрд дол., что составляет 3% х 2% = 6% фактически произведенного ВВП. Потенциальный ВВП при полной занятости составил бы 4770 млрд дол.
Согласно Оукену при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и техническим прогрессом, составляет порядка 2,7–3%. Именно такой ежегодный прирост реального ВНП необходим, чтобы уровень безработицы не возрастал.
Графическая интерпретация закона Оукена представлена на рис. 2.
Рис. 2. Закон А. Оукена
Проведенные на графике линии описываются формулой:
Из графика видно, что для поддержания уровня безработицы неизменным (Δuо= 0) необходим прирост реального ВНП на 3% (ΔQо = 3%).
Так называемое «правило 2 к 1» имеет существенное значение, так дает ориентиры роста реального ВНП, необходимого для снижения «ровня безработицы.
Так, если стоит задача снижения уровня безработицы с 8% до 6% (Δu' = – 2%), рост ВНП (ΔQ') должен составить: 3% – 2 х (–2%) = 7%.
Напротив, если безработица возросла с 6% до 8% (Δu" = 2%), это вызовет снижение реального ВНП (спад в экономике)
ΔQ " = 3% – 2 х (2%) = –1%.
Отметим, что изменение уровня безработицы является результатом кумулятивного эффекта экономического роста: повышение уровня безработицы может быть вызвано как экономическим спадом, так и медленным (ниже 3%) темпом роста реального ВНП в течение ряда лет. Современные экономисты оценивают показатели реального ВНП, необходимого для неизменного уровня безработицы в 2,5–2,7%, объясняя это менее интенсивным приростом численности рабочей силы и снижением темпов роста производительности труда по сравнению с началом 1960-х гг.
Вместе с ростом производительности экономики уровень естественной безработицы постепенно повышается. На каждом новом этапе развития общество получает возможность производить все больше товаров и услуг, используя для этого все меньшее количество работников. Поэтому государственная политика занятости должна быть постоянно направлена на расширение количества рабочих мест, повышение квалификации и переподготовку работников.
Последствия безработицы
В любом обществе безработица всегда связана с определенными экономическими и социальными издержками. Экономические потери общества измеряются стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению.
Происходит обесценивание, недоиспользование накопленного научно-образовательного потенциала общества, ухудшается качество жизни безработных и членов их семей. Уменьшается доля экономически активного населения в результате негативных изменений в уровне рождаемости, повышения смертности, снижения средней продолжительности жизни, усиления оттока наиболее квалифицированных кадров за рубеж.
Избыток предложения труда (циклическая безработица) ведет и к снижению уровня жизни населения: создаются предпосылки для снижения цены труда, а значит, доходов занятых, работающих по найму; доходы потерявших работу сокращаются до уровня пособия по безработице. Как следствие, сокращается потребительский спрос, уровень сбережений. Это способствует дальнейшему экономическому спаду.
Длительно безработные теряют квалификацию, профессиональные знания и навыки, что затрудняет возможность трудоустройства в будущем. Потеря работы (даже при удовлетворительном уровне пособий) является серьезной моральной травмой прежде всего потому, что человек превращается в индивида с крайне низким социальным статусом, чьи знания, опыт, способности не нужны, не востребованы обществом. И это известно его окружению – семье, знакомым. Социально-психологический стресс, вызванный безработицей, обусловливает связь роста ее уровня с ростом числа психических заболеваний и самоубийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и наркомании.
Отчаявшись в поисках работы, люди пополняют маргинальные слои населения, возрастает преступность. Именно в периоды массовой и хронической безработицы рост социальной напряженности в обществе может привести к установлению тоталитарных режимов.
Отмечается неодинаковое распределение бремени безработицы в обществе. Наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и пр. меньшинства.
В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты.
Безработица ведет к усилению социально негативных процессов, росту социальной напряженности в обществе («социальной патологии»). Безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию, но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенным в будущем.
Американский ученый М.Х.Бренер на основе анализа данных о населении США в 1970 г. отмечал, что на протяжении 30 лет увеличение безработицы на 1% при сохранении ее в течение шестилетнего периода приводит к увеличению показателей «социальной патологии»: общей смертности – на 2%, числа самоубийств – на 4,1, количества убийств – на 5,7, числа заключенных в тюрьмах – на 4, количества больных в результате психических заболеваний – на 4%. В целом же совокупные затраты общества, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных последствий безработицы, имеют довольно значительную величину.
Массовая безработица представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем и является реальной угрозой существованию общества и цивилизованным формам отношений между людьми. Поэтому борьбе с массовой безработицей в наиболее развитых странах Запада всегда уделялось самое серьезное внимание. В практической политике правительств этих стран программа улучшения занятости всегда занимала и занимает одно из центральных мест.
В современной западной экономической теории существуют различные подходы к регулированию занятости. Традиционно выделяют два главных направления: неоклассическое и кейнсианское.
Неоклассическое направлениеисходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.
Представители неокейнсианского направления считают, что рынок труда может достичь равновесного состояния даже при высоком уровне безработицы, но для этого необходимо государственное вмешательство и макрорегулирование рынка труда. Суть их рекомендаций сводилась к тому, что если основной причиной безработицы является снижение совокупных расходов в экономике, то государство путем стимулирования расширения платежеспособного спроса на рынке благ и услуг может значительно снизить безработицу. Этому должны способствовать поощрение государством инвестиционной активности бизнеса, увеличение госзаказов, снижение ставок подоходного налога, расширение национализированного сектора, рост управляемости экономикой, усиление контроля за расходованием бюджетных средств. Проведение такой политики должно привести к росту производства и занятости. Однако при этом возникает проблема увеличения дефицита госбюджета и роста инфляции.
Попытка решить данную проблему была предпринята английским экономистом А.Филлипсом в 50-е годы. В своем исследовании «Связь между безработицей и темпами изменения 1861–1957 гг.» он показал, что на протяжении изучаемого периода в Англии темпы роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы находились в обратной зависимости, т.е. чем выше были темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. Поскольку рост заработной платы является одним из важнейших факторов инфляции, то в модифицированном виде кривая Филлипса была представлена как обратная зависимость между ростом цен Р (инфляцией) и уровнем безработицы U.Кривая Филлипса в краткосрочном периоде Fsпредставлена на рис. 3.
Рисунок 3. Кривая Филлипса
Выведенные Филлипсом закономерности долгое время составляли основу при проведении макроэкономической политики большинства правительств на Западе: для снижения инфляции правительство допускало увеличение уровня безработицы, и, наоборот, рост занятости требовал ослабления контроля над инфляцией.
Однако продолжавшийся рост безработицы в 70–80-е годы при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что данные методы борьбы с безработицей стали неэффективными. Возникла потребность в разработке нового подхода к проблеме регулирования рынка труда.
Такой альтернативной концепцией стала теория «естественного» уровня безработицы, предложенная американским экономистом М. Фридменом. Она стала теоретическим обоснованием для проведения практической политики дерегулирования рынка труда.
В отличие от кейнсианцев монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна только в краткосрочном периоде, когда рост инфляции, вызванный государственной стабилизационной политикой достижения полной занятости, является совершенно неожиданным для наемных рабочих и предпринимателей. Так как работающее население недооценивает фактор роста цен, а темпы реальной инфляции оказываются выше ожидаемых, то номинальная заработная плата отстает от роста инфляции. В такой ситуации предприниматели расширяют производство и занятость, поскольку издержки производства растут медленнее цен.
В краткосрочном периоде, когда хозяйствующим субъектам трудно предвидеть те макроэкономические изменения, которые возникают при проведении правительством мер по регулированию совокупного спроса, обратная связь между инфляцией и безработицей вполне подтверждается.
Но в долгосрочном периоде при неоднократном проведении государством подобной политики адаптивные ожидания рыночных субъектов изменяются в сторону наиболее полной и объективной оценки предстоящих изменений в экономике на основе прошлых знаний. В такой ситуации работники, предвидя рост цен вследствие увеличения совокупного спроса, могут заранее предусмотреть при заключении трудовых договоров с администрацией фирм индексацию заработной платы. Предприниматели, в свою очередь, могут изменить свое поведение на рынке труда и скорректировать спрос на труд.
Поэтому в условиях адаптивных ожиданий, как бы правительство ни стремилось снизить «естественный» уровень безработицы путем активного стимулирования совокупного спроса, это может привести лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Под влиянием рыночного механизма при достижении экономикой долгосрочного равновесия произойдет рост безработицы. В долгосрочном периоде кривая Филлипса FLявляется абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости.
Западные экономисты считают, что выраженные в характере кривой Филлипса закономерности нашли подтверждение и в России в 90-е годы. За этот период рост цен во много раз превышал рост безработицы.
Проведение правительством в последующие три года активной антиинфляционной политики по ограничению денежной массы и совокупного спроса привело к некоторому сокращению темпов инфляции, но одновременно к росту темпов безработицы.
Стратегическая цель на кратко- и среднесрочную перспективу для России одна – торможение инфляции и сведение ее к минимуму при одновременном обеспечении пусть и небольшого, но стабильного роста производства и занятости (снижения безработицы), а в дальнейшем – постепенный переход к долгосрочной стратегии достижения устойчивого экономического роста.
Заключение
Выводы по лекции:
1. Макроэкономическая нестабильность является объективно присущей чертой современной рыночной системы, которая проявляется через такие сложные явления, как инфляцию, безработицу, экономические кризисы.
2. Безработица, как социально-экономическое явление, существует даже в условиях полного использования имеющихся ресурсов. Она порождает не только экономические, но и социальные явления – нищету, преступность, социальную напряженность.
3. Социальная политика государства осуществляется по двум основным направлениям: регулирование занятости и регулирование доходов.
Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.
Приложения
Задача 1
Решение:
Из условия:
1) Uф > Uе на 1 %
Yф < Yп на 2,5 %
следует:
2) Uф > Uе на 3 % (8%-5%)
Yф < Yп на 7,5 % (2,5 х (8%-5%))
3) 5300 х 7,5 % = 397,5
5300 – 397,5 = 4902,5
2 способ
5300 – 100 %
Х – 92,5 % (100 – 7,5)
отсюда Х= 5300 х 92,5 / 100 = 4902,5
Задача 2
Решение:
Из условия:
1) Uф > Uе на 1 %
Yф < Yп на 2,5 %
следует:
2) Uф > Uе на 4 % (10%-6%)
Yф < Yп на 10 % (2,5 х (10%-6%))
3) 2700 х 10 % = 270
2 способ
Х – 100 %
2700 – 90 % (100 – 10)
отсюда Х = 2700 х 100 / 90 = 3000
Yп – Yф = 3000 – 2700 = 300
[1] Самое вредное для человека, с точки зрения Форда, – утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. В этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только через труды». Благотворительности в оплате труда места нет. Каждый получает ровно столько, сколько заслуживает. Другое дело – уровень социальной политики государства. Оно (государство) призвано смягчить неравенство в доходах людей, чтобы не допускать чрезмерного социального расслоения и напряженности в обществе.
[2] По этому поводу выдающийся английский экономист XX в. лорд Джон Мейнард Кейнс как-то заметил: «Пока наука не одержит неизбежную победу, приходится выбирать между равным распределением нищеты и неравным распределением богатства».
[3] Именно громадная безработица и обнищание населения привели к власти в Германии в 1933 г. фашистскую партию Адольфа Гитлера.