Эволюция управленческой мысли
1911 год всплеска интереса к управлению.
Книга Тейлора «Принципы научного управления на предприятии»
1й учебник по управлению
1ая конференция по научному управлению
4 подхода в развитии управленческой мысли:
1)Выделение различных управленческих школ(научного управления, административного управления,поведенческая школа(человеческих отношений), школа наук управления(количественного подхода))
2)Процессный подход(управление как непрерывный процесс реализации различных функций)
3)Системный подход(руководители рассматривают организацию как сыстемы)
4)Ситуационный подход(не существует какого-либо одного наилучшего способа управления, для каждой ситуации определяется способ наилучшего управления)
Школа научного управления.
Родоначальник – Тейлор
Раньше: проблема производительности труда- проблема работников.
Обобщенная методология:
I. Наблюдение за работой
II. Измерение
III. Анализ содержания работы(чем больше усталость, тем ниже производительность труда)
IV. Создание новых эффективных и нужных составляющих рабочих действий
V. Разрабатывались подробные предписания осуществления рабочих операций
VI. Обучение персонала нужным действиям
Основная задача: максимальное сочетание прибыли для предприятия и благосостояние для каждого, занятого на предприятии. Наука вместо традиционных навыков.
ТЕЙЛОР ВВЕЛ:
1)Операциональное разделение труда и узкая специализация труда на всех уровнях и производственной, и управленческой деятельности.
«изучение времени» - термин Тейлора. Работа разделялась на промежутки времени. Изучение, получение стандартизированных процессов – появилась для управленца база для планирования( расчет движений, перерывов для восстановления)
2)Тейлор 1ый разработал нормы производства и была разработана тарифная система оплаты труда – нормирование.
3)В основе рациональной кооперативной деятельности должны лежать конкретные задания, предписания(уроки) каждому сотруднику организации.
Параметры: конечный результат, технология выполнения, срок исполнения.
Если выполняется урок – премия (наоборот – штраф). За премии человек работает больше,чем за просто высокуюзарплату.
4)Научный отбор и обучение сотрудников.
5)Побудительный мотив зар/плат – мотивация должна строиться из ориентации личных потребностей.
Работа исполнителя и управленца определяется по-разному.
Мах задержка з/пл после работы – 2 недели.
6)Равномерное распределение труда и ответственности между работниками и управленцами.
Управленец отвечает за контроль, корректирующие действия.
«Управление – это специфическая профессиональная деятельность»- Тейлор(не терпел вмешательства профсоюзов).
Гильберт Фрэнк – усовершенствование труда на производственном уровне.
План продвижения своих сотрудников:
1)рабочий выполнил свою работу
2)обучил своего последователя(наставничество)
3)работник приобрел новые навыки,подготовил себя к более сложной работе.
ГЕНРИ ФОРД.
Дифференциация труда,предельное упрощение. Заменио 12 ч рабочий день на 8 ч.
Участие рабочих в компании(прибыль,акции – чувство единства с предприятией). Сочетание относительно высокой з/пл с относительно дешевой продукцией. Прибыль за счет оборота.
ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Родоначальник Онри Фаёль основывается на Максе Вебере(теория бюрократ.орг-ции).
Организация рассматривается как целое. Уделялось внимание работе больших групп людей. Управление – рационально построенный механизм. Разработка общих правил управления организации.
Фаёль: ОРГАНИЗАЦИЯ – административный безликий механизм управления, построенный на основе формализации целей, статусов, жесткой субардинации, стандартных функциональных связей, следовательно, организация – многоуровневая иерархия.
Сгруппировал 6 специффических видов деятельности:
1) техническая подготовка производства
2)коммерческая деятельность(закупка, продажа)
3)финансовая деятельность(поиск финансовых средств)
4)защитная деятельность(защита организации, работников)
5)бухгалтерская деятельность(учет)
6)административная деятельность(воздействие на персонал предприятия)
Администрирование он разделил на 5 функций:
1.предвидение
2.организация(строительство организационной структуры)
3.распорядительство(приведение персонала в действие)
4.координирование
5.контроль
14 принципов управления организации Фаёля :
- разделение труда(цель:увеличить производительность)
- полномочия,ответственность,власть права отдавать приказы,отвечать за их исполнение
- принцип дисциплины(повиновения)
- принцип единоначалия – указания от одного начальника
- принцип единства рук-ва(упр-я) – единый план, единый руководитель
- подчинение личных интересов общим
- цена труда(вознаграждения персонала)
- принцип централизации
- скалярная цепь(команды должны идти по скалярной цепи)
- порядок организации на рабочем месте, наличие ресурсов для работы
- принцип справедливости
- стабильность аппарата(устойчивость должностей личного состава)
- инициатива(поощрение-привлекало работников к разработке плана)
- принцип корпоративный дух(общий результат зависит от работы всех,поэтому мы команда)