I. Расчетно-графическая часть.
Заполните таблицы, рассчитав долю каждого показателя в ВВП (табл. 1) и в итоговой сумме (табл. 2).
II. Аналитическая часть.
1. Проанализируйте изменения структуры доходов и расходов консолидированного бюджета и бюджетов бюджетной системы с 2015 по 2018 г.
2. Рассчитайте:
а) какова доля доходов различных уровней бюджетов бюджетной системы в консолидированном бюджете РФ и каковы тенденции ее изменения;
б) какова доля расходов консолидированного бюджета по каждому разделу в общем их объеме и каковы тенденции ее изменения; составьте рейтинг разделов расходов по планируемым показателям, начиная с наиболее значимых, и охарактеризуйте его;
Вопросы к кейсу
1. Охарактеризуйте приоритетные векторы развития бюджетной системы РФ.основываясь на анализе структуры и динамики доходов и расходов консолидированного бюджета.
Таблица 1. Основные прогнозные параметры бюджетов бюджетной системы РФ
Показатель | Год | ||||||||||||
млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | млрд руб. | % ВВП | ||||||
Доходы, всего | 25 711,60 | 28 298,20 | 30 726,20 | 33 293,90 | |||||||||
В том числе: | |||||||||||||
Федеральный бюджет | 12 539,70 | 13 958,80 | 14 916,60 | 15 932,70 | |||||||||
В том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 12 423,20 | 13 872.6 | 14 916.6 | 15 932,70 | |||||||||
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 9133,7 | 9783,5 | 10 669,30 | 11 359,40 | |||||||||
В том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 7686,3 | 8428,3 | 9142,2 | 9984,4 | |||||||||
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего | 9286,1 | 10 341,10 | 11 068.3 | И 839,1 | |||||||||
Расходы, всего | 29 807,20 | 30 886,40 | 32 924,00 | 34 173,90 | |||||||||
В том числе: | |||||||||||||
Федеральный бюджет | 15 215,00 | 15 865,00 | 16 650,50 | 16 598,60 | |||||||||
В том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 10 723,70 | 10 806,70 | 11 401,40 | 11 502,50 | |||||||||
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 9804,8 | 10 425,10 | И 217,7 | 11 733,80 | |||||||||
В том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 9183,6 | 9803,2 | 10 557,30 | 11 040,50 | |||||||||
Бюджеты государственных внебюджетных фондов (с территориальными ФОМС), всего | 10 016,30 | 10 362,90 | 10 965,40 | 11 630,90 | |||||||||
Дефицит (-)/Профициг (+), всего | -4095,6 | -2588,4 | -2197,8 | -880 | |||||||||
Для справки: Объем ВВП | 73 119,00 | 83 208,00 | 90 063.0 | 99 572,00 | |||||||||
Таблица 2. Функциональная структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ
Показатель | Год | ||||||||||||
млрд руб. | % к итогу | млрд руб. | % к итогу | млрд руб. | % к итогу | млрд руб. | % к итогу | ||||||
Расходы, всего | 29 807,2 | 100,0 | 30 886,4 | 100,0 | 32 924,0 | 100,0 | 34 173,9 | 100,0 | |||||
Общегосударственные вопросы | 1642.5 | 1729,3 | 1887,9 | 1682,7 | |||||||||
Национальная оборона | 3109,9 | 2933,0 | 3067,0 | 3067,7 | |||||||||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2169,3 | 2194,8 | 2095,5 | 1910,4 | |||||||||
Национальная экономика | 3777,2 | 3808,2 | 3879,3 | 3848,8 | |||||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1029,1 | 1050,9 | 1055,4 | 1085,6 | |||||||||
Охрана окружающей среды | 72.4 | 77,1 | 75,5 | 77,5 | |||||||||
Образование | 3150,8 | 3327,6 | 3564,0 | 3786,3 | |||||||||
Культура, кинематография | 432,9 | 480,0 | 524,7 | 589,2 | |||||||||
Здравоохранение | 2745,8 | 2852,7 | 3186,8 | 3351,2 | |||||||||
Социальная политика | 10 640,9 | 11 244,8 | И 910,6 | 12 617,0 | |||||||||
Физическая культура и спорт | 239,5 | 273,9 | 287,7 | 269,2 | |||||||||
Средства массовой информации | 115,4 | 101,6 | 105,8 | 106,8 | |||||||||
Обслуживание государственного и муниципального долга | 681,5 | 812,6 | 867,4 | 951,3 | |||||||||
Условно утверждаемые расходы | 416,3 | 829,9 | |||||||||||
Объем ВВП | 73 119,0 | 83 208,0 | 90 063,0 | 99 572,0 | |||||||||
Дефицит бюджета | |||||||||||||
Источник: Основные направления бюджетной политики на 2016год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Официальный сайт Министерства финансов РФ. www.minfin.ru
Задача 8.
Себестоимость товара составляет 108 руб. Товар попадает в розничную продажу через оптового посредника. Рассчитать цену, по которой приобретет товар конечный покупатель, если наценка производителя составляет 10%, оптового торговца – 20%, розничного – 25%.
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
Задача 9.
По мере того, как усиливается конкуренция, доля компании ежегодно снижается на 5%. Но, в тоже время, сам рынок будет расти со скоростью около 200 тыс. ед. в год. На настоящий момент емкость рынка – 800 тыс. ед., доля компании на нем – 35%; прибыль с единицы продукции – 2 у. е.
Используя полученную информацию, заполните таблицу. Проанализируйте динамику прибыли компании.
Таблица
Год | Доля рынка компании, % | Объем продаж, тыс. ед. | Валовая прибыль, тыс. у. е. |
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
Задача 10.
Рассчитайте цену, используя метод «издержки +» и следующие данные:
Переменные издержки 60 у.е. (на единицу изделия);
Постоянные издержки 15 000 у.е. (на весь объем);
Ожидаемый объем
реализации 5000 единиц;
Уровень рентабельности – 40%
Методика расчета:
1. Цена (Р) = Выручка(RF)/Объем реализации (Q)
2. Выручка (RF) = Прибыль (PF)+Полная себестоимость (TС)
3. Полная себестоимость (TС)= Переменные издержки (VC)+Постоянные издержки (FC)
4. Уровень рентабельности (Ур)= (PF/ TС) ×100%
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
Задача 11
Обратите внимание на возможную зависимость между процентом налогового изъятия прибылей и суммой поступления налога на прибыль в государственный бюджет, используя данные таблицы.
Таблица
Процент налогового изъятия | ||||||
Общая сумма поступлений налогов в бюджет, млрд.д.е. |
Пользуясь приведенными данными, начертите кривую Лаффера; объясните, почему с определенного повышения налоговых ставок общая сумма собранных налогов не растет и даже уменьшается.
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
Теоретическая справка:
Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.
.
Рис. - Кривая Лаффера
Задача 12
Величина налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ – 550 млн. руб., сумма безвозмездных поступлений составляет – 400 млн. руб., из них дотации 100 млн. руб., субсидии 50 млн. руб., субвенции 250 млн. руб. Величина расходной части бюджета субъекта РФ – 1300 млн. руб. Рассчитайте: а) состояние бюджета субъекта РФ; б) предельный объем государственного долга субъекта РФ; в) предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ (при решении задачи необходимо руководствоваться нормами БК РФ).
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте.
а) Доходы бюджета субъекта РФ = 550+400 = 950 млн. руб.
Расходы по условию = 1300 млн. руб.
Следовательно, имеет место бюджетный дефицит = 950 - 1300 = -350 млн. руб.
б) предельный объем государственного долга субъекта РФ в соответствии с ч.2 ст.107 БК РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Предельный объем государственного долга субъекта РФ = 550 млн. руб.(т.е. только сумма налоговых и неналоговых доходов)
в) Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ со ст.111 БК РФ, не должен превышать 15 % объема расходов бюджета субъекта РФ, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.
Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ = (1300 - 250) *0,15 = 157,5 млн. руб.
Полученные данные могут быть использованы при разработке и реализации политики в сфере межбюджетных отношений, долговой политики в части планирования государственных займов субъекта РФ в целях соблюдения норм БК РФ.
Задача 13
В стране N ВВП при полной занятости экономических ресурсов может составлять 400 млрд. $, фактический ВВП равен 320 млрд. $. Сумма налогов в совокупности составляет 15% от ВВП (при этом допускается, что налоги являются единственным источником доходов государственного бюджета). Государственные расходы равны 52 млрд. $.
а) Что такое полная занятость ресурсов?
б) Определите фактическое состояние бюджета.
в) Определите состояние бюджета при полной занятости ресурсов.
г) Сделайте вывод о характере взаимосвязи между состоянием макроэкономических показателей и состоянием государственного бюджета.
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
а) Полная занятость ресурсов - это такая ситуация в экономике, которая предполагает загрузку производственных мощностей на 85-90% и наличие в экономике только естественной безработицы (сумма фрикционной и структурной безработиц) в пределах от 2 до 5,5%. При полном использовании всех экономических ресурсов фактический ВВП может быть равен потенциальному ВВП.
б) Доходы фактические = 320*0,15=48 млрд $
Расходы фактические = 52 млрд $(по условию)
Следовательно имеет место фактический дефицит, равный 4 млрд $
в) Доходы при полной занятости = 400*0,15=60 млрд $
Расходы при полной занятости по условию не меняются, т.е. = 52 млрд $
Следовательно имеет место профицит бюджета, равный 60-52=8 млрд $
г) чем больше ВВП в стране и чем ближе он к потенциальному (т.е. к ВВП при полной занятости ресурсов), тем лучше состояние госбюджета. Так, в задаче, если экономика производит на уровне потенциального ВВП, в бюджете наблюдается профицит. Когда экономика производит меньше потенциально возможного это приводит к недополучению доходов и следовательно к бюджетному дефициту.
Полученные данные могут быть использованы при разработке и реализации экономической и финансовой политики государства.
Задача 14
В стране может N макроэкономическая ситуация охарактеризуется следующими показателями: ставка подоходного налога, взимаемого пропорционально, равна 20%; государственные расходы – 200 млрд. ден. ед.; фактические доходы населения – 600 млрд. ден. ед.; возможные доходы населения при полной занятости – 1200 млрд. ден. ед.
Определите:
а) фактическое состояние бюджета (Дефицит/профицит фактический)
б) структурное состояние бюджета (Дефицит/профицит структурный)
в) циклическое состояние бюджета (Дефицит/профицит циклический).
Сделайте вывод по задаче.
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
а) доходы фактические = 600*0,2=120 млрд. ден. ед.
расходы фактические по условию 200 млрд. ден. ед.
Следовательно имеет место фактический дефицит в размере 120-200= - 80 млрд. ден. ед.
б)доходы структурные = 1200*0,2=240 млрд. ден. ед.
расходы фактические по условию 200 млрд. ден. ед.
Следовательно имеет место структурный профицит в размере 240-200=40 млрд. ден. ед.
в) Циклическое состояние определяется как фактическое состояние минус структурное. Следовательно, имеет место циклический дефицит =-80-40= - 120
Полученные данные могут быть использованы при разработке и реализации экономической, бюджетной и налоговой политики государства в части взаимосвязи состояния экономики и состояния бюджета, поиске источников финансирования бюджетного дефицита; в социально-экономическом прогнозировании.
Задача 15
На начало 2016 года государственный долг страны N составлял 4000 ден.ед., процентная ставка по государственному долгу составляет 8 % годовых. Государственные расходы за 2016 год составили 3000 ден. ед., трансферты – 20 % ВВП. Доходы государственного бюджета составляют 50 % ВВП. ВВП составляет 10000 ден.ед. Определите уровень долговой нагрузки на экономику (бремя долга) на конец 2016 г.
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
Доходы госбюджета составляют 0,5 * 10000 =5000 ден.ед.
Расходы госбюджета составляют 3000 + 0,2 * 10000 + 0,08 * 4000 = 680 ден.ед.
Бюджетный дефицит = 0,5 * 10000 – (3000 + 0,2 * 10000 + 0,08 * 4000) = 5000-3000-2000-320 = - 320 ден.ед.
Государственный долг возрастет на 320 ден.ед. и составит 4000+320=4320 ден. ед.
Уровень долговой нагрузки (бремя долга) = (долг /ВВП)*100%= 4320: 10000 *100 % = 43,2 %.
Полученные данные могут быть использованы при разработке и реализации долговой политики, бюджетной политики в части источников финансирования бюджетного дефицита.
Задача 16
Государство N имеет следующие макроэкономические показатели:
Год | ВВП, млрд.$ | Доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, % | Доходы бюджета, млрд.$ | Расходы бюджета, млрд. $ | Состояние (сальдо) бюджета, млрд.$ |
а) Рассчитайте состояние государственного бюджета за указанный период.
б) Сделайте вывод о характере взаимосвязи объемом ВВП, доходами бюджета и состоянием государственного бюджета.
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
а) доходы бюджета = ВВП*долю ВВП, перераспределяемую через бюджет
Состояние бюджета = доходы минус расходы
Год | ВВП, млрд.$ | Доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, % | Доходы бюджета, млрд.$ | Расходы бюджета, млрд. $ | Состояние (сальдо) бюджета, млрд.$ |
16 | - 4 (дефицит) | ||||
19,8 | -1,2(дефицит) | ||||
25 | 0 (сбалансированный бюджет) | ||||
29,7 | 4,7(профицит) |
б) В стране имеет место экономический рост, т.к. увеличивается ВВП.
Экономический рост приводит к увеличению доходов бюджета (см. динамику в задаче), а также к возможности государства расходовать больше средств из бюджета. Соответственно, экономический рост положительно влияет на состояние бюджета (при максимальном в задаче ВВП имеет место бюджетный профицит)
Полученные данные могут быть использованы при разработке и реализации экономической, бюджетной политики государства в части взаимосвязи состояния экономики и состояния бюджета, поиске источников финансирования бюджетного дефицита; в социально-экономическом прогнозировании.
Задача 17
В государстве N государственные закупки равны 1400 ден.ед. Функция налогов имеет вид: Т = 0,6Y; функция государственных трансфертных платежей: TR= 0,2Y. Объем государственного долга составляет 1500 ед. и обслуживается по процентной ставке 10%. Фактический объем ВВП (Y) составляет 3000 ед., а потенциальный ВВП (Y*) может составлять 3500 ед.
а) Какова будет величина фактического (общего) бюджетного дефицита?
б) Имеется ли в экономике государства первичный дефицит или первичный профицит?
в) Определите величину циклического бюджетного дефицита (профицита).
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
а) Фактические доходы = 0,6*3000 = 1800 ден.ед
Фактические расходы = госзакупки + трансферты + % по госдолгу = 1400+600+1500*0,1= 2150 ден.ед
Фактический дефицит = 0,6*3000 - (1400+600+1500*0,1)= -350 ден.ед.
б) Первичный дефицит (профицит) не учитывает расходы на обслуживание государственного долга = 0,6*3000 - (1400+600)= -200 ден.ед.
в) Циклический дефицит (профицит) = Фактический дефицит (профицит) минус структурный дефицит (профицит)
Структурный дефицит (профицит) = доходы структурные - расходы структурные = 0,6*3500 - (1400+700+1500*0,1)= -150 ден.ед., следовательно имеет место структурный дефицит
Циклический дефицит (профицит)= -350 -(-150) =- 200 ден.ед., следовательно имеет место циклический дефицит
Полученные данные могут быть использованы при разработке и реализации долговой политики, бюджетной политики в части источников финансирования бюджетного дефицита; в социально-экономическом прогнозировании.
Задача 18
Норма обязательных резервов составляет 15%. Сумма депозитов составляет 15 000 д.е. Банк может выдать кредиты на сумму не более 12150 д.е. Сколько составляют избыточные резервы коммерческого банка в абсолютной сумме и в процентах от депозитов?
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
Избыточные резервы - это резервы сверх обязательных резервов, установленных ЦБ РФ.
Обязательные резервы = Депозиты*норма резервов = 15000*0,15 = 2250 д.е.
Сумма свободных средств, остающихся в распоряжении коммерческого банка составляет = 15000 - 2250 = 12750 д.е.
Величина избыточных резервов = 12750-12150 = 600 д.е. (в абсолютном выражении) и 4% (в относительном)
Полученные данные могут быть использованы при разработке и реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ (в части регулирования кредитных организаций, денежной массы, уровня инфляции); в социально-экономическом прогнозировании.
Задача 19
Трудовые ресурсы в базисном периоде – 6054 тыс. чел., в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте 95,3 %, работающие лица старше трудоспособного возраста и подростки до 19 лет – 4,7 %. В прогнозном периоде численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте увеличится на 1 %, численность работающих лиц старше трудоспособного возраста и подростков до 16 лет снизится на 4 %. Определите трудовые ресурсы и их изменение в прогнозном периоде.
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте
Задача 20
В результате внедрения технического мероприятия себестоимость единицы продукции снизится с 240 тыс. руб. до 228 тыс. руб. Годовой объем реализации этого вида продукции – 85 тыс. шт. Средний годовой ссудный процент – 14 %. Налог на прибыль – 18 %. Определите экономический эффект и прирост прибыли после уплаты налогов во 2-м и 3-м годах действия внедряемого мероприятия.
Для каких управленческих решений в государственном или муниципальном управлении могут использоваться полученные данные ? Ответ обоснуйте.
Задача 21
В городе Загорье приближается праздник – 500 лет со дня основания. Городская Дума решила отметить эту круглую дату, провести праздники, а заодно обеспечить пополнение городского бюджета. И вот мы присутствуем на заседании, где обсуждаются детали. Надо решить, где проводить праздник – на открытом воздухе или в здании городского театра. Финансовый результат праздника зависит от погоды, которая будет в тот день. При хорошей солнечной погоде все Загорье выйдет на улицы. А если дождь? Загорцы – патриоты своего города, праздничные концерты, качели и карусели не будут пустовать, но их посетителей, празднующих под зонтиками, будет, конечно, значительно меньше, чем в солнечную погоду.
Второй вариант – празднование в здании. Он явно выигрывает в случае дождя – праздновать под крышей лучше, чем под зонтиками. Однако в солнечную погоду многие жители Загорья предпочтут радоваться солнцу, гулять или работать в садах или огородах, но не праздновать в здании.
Итак, каждый из двух вариантов решения имеет плюсы и минусы. Для принятия решения явно не хватает следующей количественной информации:
– насколько вероятна в день праздника солнечная погода, насколько – дождливая;
– каковы финансовые результаты праздника при различных сочетаниях погоды и места проведения (а таких сочетаний четыре: солнечно – проведение на открытом воздухе, праздник под дождем, в театре при солнце, в здании при дожде).
На первый вопрос Дума поручает ответить городскому гидрометеоцентру, на второй – группе режиссеров праздника, бухгалтеров и представителей торговых фирм.
Перед началом следующего заседания думцы Загорья получают запрошенные ими количественные данные, сведенные в табл. 1.
Таблица
Прибыль города при различных вариантах проведения праздника,
Тыс. руб.
погода | Праздник на открытом воздухе | Праздник в здании |
Солнечно (60%) | ||
Дождь (40%) |
В Думе началась дискуссия.
Какое решение приняли бы Вы? Почему?
Задача № 22
Вас пригласили на должность директора по персоналу в крупную российскую компанию, с численностью персонала более 1000 человек с развитой филиальной сетью.
Основное направление деятельности компании–услуги. Текучесть персонала на уровне 5–6% в год. Управление (структура компании) построена по принципу вертикальных связей с четко выделенными направлениями деятельности. Плюсом является полная налоговая прозрачность компании, т.е., как сейчас принято говорить «в компании «белые» зарплаты». Средний уровень заработной платы составляет 1000 $ после налогообложения.
В представленной ситуации компания переживает период бурного роста, т.е. в компанию принимается ежемесячно порядка 10–15 человек на самые разные позиции.
На данный момент в компании нет четкой системы немонетарной мотивации.
Предложите принципы формирования немонетарной системы мотивации для сотрудников компании. Предложить структуру пакета немонетарной мотивации.
Какие шаги Вы будете предпринимать, какие ресурсы Вам понадобятся для реализации намеченной программы?
Задача № 23
В целях стимулирования совокупного спроса правительство решает осуществить дополнительные расходы, что приводит к возникновению бюджетного дефицита. Подумайте и выскажите мнение по следующим вопросам:
а) Зависят ли последствия такой политики правительства от целевой направленности государственных расходов?
б) Связаны ли последствия стимулирующей фискальной политики правительства с тем, каким способом будет профинансирован бюджетный дефицит? Каковы могут быть краткосрочные и долгосрочные последствия такой политики при разных способах финансирования дефицита? (Подсказка: как известно, бюджетный дефицит может быть профинансирован двумя основными способами – через выпуск и размещение государственных облигаций (долговое финансирование) либо с помощью дополнительной денежной эмиссии (монетизация дефицита). Выпуск государственных облигаций отвлекает часть денежной массы, и, таким образом, на денежном рынке несколько сокращается предложение денег для частных инвесторов. В то же время вызванный дополнительными государственными мерами рост совокупного спроса через эффект мультипликатора ведет к увеличению выпуска (дохода) и соответственно росту спроса на деньги в экономике. При этом Центральный банк не увеличивает предложение денег в экономике, что в итоге ведет к росту процентной ставки. С другой стороны, монетизация дефицита создает угрозу инфляции.
в) Может ли политика увеличения государственных расходов привести к росту ВВП в долгосрочном периоде? Если да, то, при каких условиях?
Задача № 24
Проанализируйте плюсы и минусы следующих способов регулирования отрицательного внешнего эффекта:
· Количественные ограничения на производство;
· Регулирование прав собственности и создание эффективного рынка отрицательного внешнего эффекта;
· Налоги и субсидии для устранения разрыва между предельными частными и общественными издержками.
Какие из них являются предпочтительными для экономики России в настоящее время?
Задача № 25
Что вы можете сказать по поводу того, что правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах на первый план выдвигают обычно выполнение подчиненных задач, а не достижение главной цели (благосостояние общества). В программах же правительств социалистических стран отмечалась преимущественно главная цель. Попытайтесь объяснить это различие.
Задача № 26
Проанализируйте направления, обеспечивающие улучшение уровня жизни населения в России.
Постройте «дерево целей» по реализации одного из отмеченных вами направлений. Количество уровней «дерева» должно быть не менее трех.
Задача № 27
Предположим, что в связи с качественными преобразованиями в организации денежного обращения в стране скорость обращения денег, как и ожидалось, возросла. Если ЦБ, способный контролировать массу денег в обращении, будет поддерживать предложение денег на неизменном уровне, то произойдут ли, по вашему мнению, изменения в объёме производства и ценах? Должен ли ЦБ стремиться к тому, чтобы масс денег в обращении оставалась неизменной или нет? Приведите аргументы в защиту вашей позиции.
Задача № 28
Инвестиции могут быть увеличены как за счет сокращения налогообложения частных сбережений, так и за счет снижения дефицита государственного бюджета. Подумайте:
а) почему так трудно организовать обе эти политики одновременно?
б) что необходимо знать о частных сбережениях, чтобы оценить, какая из этих политик окажется более эффективной в плане стимулирования инвестиций?
Задача 29
Оценка тенденций развития бюджетной системы Российской
Федерации на основе прогнозируемых параметров
Цель кейса: на основе анализа прогнозных данных о доходах и расходах консолидированного бюджета, представленных в Основных направленияхбюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, охарактеризовать тенденции развития бюджетной системы РФ.
Ситуация
В Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов содержатся характеристика состояния и прогноз параметров бюджетов бюджетной системы РФ. Последний построен с учетом особенностей ситуации, сложившейся в экономике страны, на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016—2018 гг.
Задание. На основе анализа данных, представленных в табл. 1 и 2, проанализируйте изменения доходов и расходов консолидированного бюджета и бюджетов бюджетной системы на 2016—2018 гг. и на этой основе охарактеризуйте тенденции развития бюджетной системы РФ.