Тема I. Комплексное представление о внешнеэкономической сфере страны

Понятие «внешнеэкономическая деятельность», ее сущность, предпосылки и условия осуществления. Современный подход к характеристике ВЭД.Классификация и сущность внешнеэкономических категорий. Внешнеэкономическая сфера страны. Роль внешнеэкономического фактора в развитии национальной экономики. Функции внешнеэкономической сферы в социально-экономическом развитии страны. Направления воздействия внешнеэкономического фактора на национальную экономику. Новые тенденции и цели делового партнерства во внешнеэкономической деятельности.

Этапы интернационализации деятельности предприятия и их характеристика.

Тема 2. Виды и формы внешнеэкономической деятельности

Общая характеристика современных и перспективных форм ВЭД. Виды и формы, субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности. Виды ВЭД как способ реализации экспортной стратегии предприятия и форма его работы на внешнем рынке: международное инвестиционное сотрудничество, производственная кооперация, внешнеторговая деятельность, валютные и финансово-кредитные операции.

Внешнеторговая деятельность как одна из основных форм ВЭД. Международное инвестиционное сотрудничество как один из видов ВЭД.

Валютно-финансовые и кредитные операции в составе видов ВЭД.

Особенности военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Науч­ное и научно-техническое сотрудничество с зарубежными партнерами на воз­мездной основе. Строительные и проектно-строительные услуги (техни­ко-экономическое сотрудничество).

Тема 3. Предприятие как главный субъект внешнеэкономической деятельности

Основные понятия. Предприятие как главный субъект реализации внешнеэкономической деятельности страны. Основные участники ВЭД. Производители-экспортеры. Специализированные внешнеэкономические организации - посредники. Внешнеторговые фирмы крупных предприятий.

Особенности деятельности смешанных обществ за границей, предприятия в свободных экономических и оффшорных зонах.

Факторы ограничения деятельности российских предприятий в зарубежных странах.

Транснациональные компании - качественно новые предприятия постиндустриального развития ВЭД России. Место и роль промышленно-финансовых групп России в системе внешнеэкономической деятельности. Перспективы развития транснациональных компаний России.

Тема 4. Конкурентоспособность и ценообразование во внешнеэкономической деятельности экспортоориентированных

Предприятий

Основные понятия конкурентоспособности. Сущность и методика оценки конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Идентификация продукции, ее значение в международной практике. Политика создания новых товаров в условиях международной конкуренции. Конкурентная стратегия предприятия. Конкурентоспособность и перспективы развития российского корпоративного сектора.

Ценообразование во внешнеэкономической деятельности экспортоориентированного предприятия. Особенности ценообразования и ценовой стратегии во внешнеэкономической деятельности предприятия. Способы внешнеторгового ценообразования и их характеристика. Определение цены на экспортную продукцию и его этапы.

Тема 5. Внешнеэкономические функции экспортоориентированных

Предприятий

Организационно-правовые и экономические условия выбора иностранного партнера. Выбор экспортной стратегии с учетом собственной материально-технологической базы и привлечения иностранных технологий в рамках избранной товарной номенклатуры ВЭД.

Организационно-экономические и оперативно-коммерческие функции как базовая основа для осуществления внешнеторговой деятельности экспортеров- производителей и внешнеторговых посредников.

Поиск и выбор партнера во внешнеэкономической деятельности предприятия. Классификация фирм, действующих на мировом рынке. Правовое положение и ответственность фирм.

Выбор иностранного партнера, методика и факторы, его определяющие. Значение правильного выбора для предприятия внешнеторгового партнера. Информационное обеспечение поиска иностранного контрагента.

Выход российских экспортеров на внешний рынок: его содержание, цикл процедур и их последовательность. Конъюнктурные и маркетинговые оценки внешних рынков сбыта, расчет экспортных цен на поставляемую продукцию. Основные показатели деятельности зарубежных фирм. Порядок подготовки «конкурентного листа» и «карты фирмы» по внешнеторговым сделкам.

Этапы переговорного процесса с зарубежным партнером и учет его национальных особенностей.

Наши рекомендации