Политико-юридические условия

Организации тратят массу времени и денег на выполнение правительственных распоряжений, но влияние этих правил и норм выходит далеко за пределы их компетенции и в немалой мере ограничивает свободу действий управленческого персонала. Политические условия зависят от общей стабильности стран, на территории ко­торых действует организация, а также от отношения к бизнес-сфере со стороны пра­вительства.

Социальные условия

Менеджеры должны уметь приспосабливать методы своей работы к изменяющим­ся ожиданиям общества, в котором функционирует их организация.

Демографические условия

Демографические условия охватывают тенденции в физических характеристиках населения: пол, возраст, уровень образованности, географическое расположение, уровень доходов, состав семей и т л. Изменения этих характеристик очень сильно влияют на то, как планируют, организуют, руководят и контролируют менеджеры

Технологические условия

Если говорить об общей внешней среде, то самые стремительные перемены в по­следнюю четверть прошлого века происходили именно в технологиях. Технологический прогресс радикально изменяет фундаментальные способы структуризации компаний и методы управле­ния, которыми пользуются современные менеджеры.

Глобализация

Современные менеджеры больших и малых организаций очень сильно озабочены ростом количества глобальных конкурентов и потребитель­ских рынков как части внешней среды, в которой работают их компании.

20. Сущность планирования в стратегии организации. Планирование как принцип, как функция, как метод. Что общего и в чем различие?

Планирование (planning).

Процесс, который включает определение целей или задач организации, установление общей стратегии для достижения этих целей и разработку всесторонней иерархической структуры планов для объединения и координации всей деятельности компании.

Планирование позволяет определить направление деятельности компании, снизить влияние на организацию изменений во внешней среде, свести к минимуму потери и нерациональные расходы времени и ресурсов и установить конкретные стандарты и нормы для контроля над ходом работ.

Сущность планирования заключается в следующем:

  • Постановка целей и организационное планирование
  • Планирование и эффективность
  • Типы планов

- типы планов

- стратегические и операционные планы

- краткосрочные и долгосрочные планы

- конкретные и общие планы

  • Цели – основа планирования

- разнообразие целей

- фактические и заявленные цели организации

- традиционный подход к установке целей

- управление по целям

Планирование как принцип подразумевает основные те­оретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам планирования относятся:

· непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесроч­ные и долгосрочные планы должны систематически пересмат­риваться и корректироваться с учетом изменившихся обсто­ятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

· научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в миро­вом сообществе государств;

· нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности про­изводства и на достижение максимальной прибыли;

· принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализа­ции. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;

· принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в рабо­те между ними.

Планирование, как функция, является одной из 5 важнейших составляющих процесса менеджмента. Без данной составляющей процесс менеджмента неосуществим, так как именно планирование отвечает аза выбор целей и определение путей их достижения.

Планирование как метод подразумевает обеспечение реализации целей организации.

Планирование включает следующие методы и инструменты:

  • Методы оценки внешней среды

- наблюдение за внешней средой

- прогнозирование, сценарии, типы прогнозов, методы

  • Бюджеты

- типы бюджетов: доходов, расходов, прибыли, ресурсов

- постоянный и переменный бюджеты

  • Инструменты производственного планирования
  • Менеджмент проектов

- проект – это серия взаимосвязанных работ, имеющая определенные начальную и конечную точки по времени

- менеджмент проектов – это организация выполнения определенных видов работ в срок, в рамках выделенного бюджета и в соответствии с техническими требованиями

Взаимосвязь
Общее заключается в том, что планирование позволяет определить цели организации, а так же задачи, решение которых необходимо для достижения целей. С какой бы стороны мы не смотрели на планирование, оно все равно остается инструментом достижения эффективности, результативности, и как итог – получения прибыли.
Различие заключается в подходах рассмотрения сущности планирования.

21. Сущность стратегии в управлении организацией. Как «Стратегия 2020» Правительства Российской Федерации обеспечивает развитие конкурентных преимуществ российских организаций на рынках.

Стратегияесть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Стратегия — это системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее направление роста. Сущность выработки и реализации стратегии состоит выборе нужного направления роста из многочисленных альтернатив, которые трудно поддаются оценке, а также направлении усилий многочисленного, коллектива в нужное русло. Именно в такой момент стратегия становится управленческим инструментом, жизненно важным и крайне необходимым. Стратегия призвана отражать возникающие во внешней среде угрозы и возможности.

Важнейшими элементами стратегии являются:

• Ключевые ценности и убеждения

• Предназначение

• Миссия

Хорошо продуманная стратегия включает рассмотрение следующих вопросов:

· сфера деятельности- выбор продукции, которую будет производить фирма, рынков ее сбыта и уровня вертикальной интеграции, к которой она будет стремиться. Принимаемые решения определяются миссией компании, ее стратегией и способностью ответить на вопросы: каким бизнесом мы занимаемся в данный момент и каким мы хотим его видеть?

· задачи. Стратегия должна определить основные заинтересованные группы компании, критерии оценки деятельности и установить показатели, которых фирма может добиться в соответствии с избранными критериями,

· идентификация стратегических бизнес – единиц. Руководству компании необходимо структурировать организацию на бизнес - единицы, во главе которых находятся ответственные за их деятельность и подотчетные руководству менеджеры.

· размещение ресурсов. Основная стратегическая задача компании - распределение имеющихся ресурсов между бизнес – единицами, продуктами, рынками, функциональными отделами и основными видами деятельности.

· развитие отличительных конкурентных преимуществ.

· эффективные функциональные стратегии. Стратегия развития конкурентоспособности продукции компании должна подкрепляться эффективными действиями в области производства, рыночного позиционирования, совершенствование товарных линий, ценовой политики, рекламной деятельности и продвижения, распределения продукции.

· синергизм. Компания должна стремиться к поиску ресурсов и возможностей, дополняющих и взаимно укрепляющих их усилия.


Существует 5 основных конкурентных стратегий:

1. Стратегия лидерства по издержкам предусматривает снижение полных издержек производства товара или услуги, что привлекает большое количество покупателей.

2. Стратегия широкой дифференциации направлена на придание товарам компании специфических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов, что способствует привлечению большего количества покупателей.

3. Стратегия оптимальных издержек дает возможность покупателям получить за свои деньги большую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные (самые низкие) издержки и цены относительно производителей продукции с аналогичными чертами и качеством.

4. Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентирована на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства.

5. Сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит своей целью обеспечение представителей выбранного сегмента товарами или услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.

Практическое применение. Стратегия 2020 базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Новая модель роста необходима, поскольку исчерпала себя прежняя модель, опиравшаяся на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта. Без новой модели роста невозможна и новая социальная политика: России необходимы темпы роста экономики как минимум на 5 % в год. При этом это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья и государственном перераспределении ресурсов из сырьевого сектора в сектора экономики с низкой эффективностью и высокой занятостью.

Одна из основных идей Стратегии 2020 — маневр, который позволяет задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности — высокое качество человеческого потенциала, научный потенциал. Новая социальная политика должна учитывать не только интересы незащищенных слоев населения, но и тех, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Это средний класс, который с экономической точки зрения характеризуется возможностью выбирать модели трудового поведения и потребления.

Новая модель роста может быть выстроена при последовательном снижении инфляции и принятии бюджетных правил, регулирующих расходы бюджета в зависимости от долгосрочной цены нефти. Это необходимо для того, чтобы бюджет был стабилен и сбалансирован, чтобы остановить неоправданный и неэффективный рост расходов. Второй комплекс мер, связанных с формированием новой модели, связан со снятием институциональных барьеров для экономического роста. Это попытка сделать внешнюю среду менее агрессивной по отношению к бизнесу, улучшить деловой климат, развить конкурентную среду. Стратегия-2020 выделяет основные проблемы и препятствия в госрегулировании, сдерживающие экономический рост и спрос экономики на инновации.

Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в ее основе — сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. В этой области у России есть конкурентные преимущества, но они быстро растрачиваются в силу устойчивого недофинансирования социальных систем и неэффективного управления ими. В основе предложений Стратегии-2020 в социальной сфере — стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины.

Для этого оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квази-монополией, где некоммерческие и частные операторы допускаются лишь к услугам, которые государственная соцсистема предоставить не может. Необходима реструктуризация бюджетной сферы, равенство организаций всех форм собственности (включая некоммерческие организации и частный бизнес) при оказании бюджетных услуг, развитие профессиональных сообществ и передача им части регулирующих функций и, конечно, конкурентоспособная оплата в бюджетном секторе.

Такой подход требует «бюджетного маневра» — частичной смены приоритетов в расходах бюджета. К 2020 году предлагается увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4 % ВВП, для поддержания сбалансированности бюджета сократив при этом другие расходы на 4 % ВВП (в основном за счет расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям).

Оценивая перспективы развития каждого из направлений, рассмотренных в Стратегии, разработчики рассматривали несколько сценариев — инерционные (если реформы не проводятся), сценарии жесткой реформы (при ее проведении проигрывающим сторонам не компенсируются их потери) и сценарии оптимальной реформы, максимально учитывающие интересы различных заинтересованных групп. Таким образом, у политиков, анализирующих стратегию, есть возможность выбора.

Наши рекомендации