Понятие Режима в ИУ и СИЗО, средства его обеспечения
В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (ч. 1 ст. 82) режим в исправительном учреждении - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида ИУ, назначенного судом, изменение условий отбывания наказаний
Изучение содержания режима в ИУ и СИЗО позволяет нам с уверенностью утверждать, что обязательное условие и основа функционирования режима есть своевременное и надлежащее исполнение каждого его требования. В этой области, нашими предшественниками были высказаны различные мнения, каждое из которых безусловно имеет свое место в истории становления и существования исправительных учреждений в общем, так и понятия режима и средств его обеспечения в частности.
Ведь применение режимных ограничений это не самоцель, и их назначение состоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответствии с его целями, установленными уголовным законодательством[2]
Казалось бы, ничего сложного: материальные нормы, определяющие содержание режима, то есть его основные требования, предполагают наличие комплекса процедурных норм, регулирующих правовой механизм реализации режима. В систему процедурных норм входят также нормы, устанавливающие средства обеспечения режима в исправительных учреждениях и следственных изоляторах. Они адресованы всем субъектам отношений, вовлеченным в сферу, связанную с такими институтами как лишение свободы и мера пресечения в виде заключения под стражу, но, прежде всего, администрации учреждений, исполняющих указанные меры государственного принуждения. Средства обеспечения режима не входят в его содержание, лежат за его пределами и предназначены для обеспечения нормального порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы (меры пресечения в виде заключения под стражу) всеми субъектами уголовно-исполнительных (уголовно-процессуальных) правоотношений, поскольку его нарушения, кем бы они не допускались, препятствуют достижению целей уголовно-исполнительного (уголовно-процессуального) законодательства, обеспечение исполнения которого является обязанностью исправительных учреждений и следственных изоляторов. Иначе говоря, средства обеспечения режима выполняют служебную функцию по отношению к нему и его содержанию.
В истории изучения данной темы было не мало сказано по поводу классификации средств режима, различные авторы приводят свои обоснования и своё деление всех средств на определенные подгруппы и количество таких классификаций варьируется разными учеными от 10 до 15 различных по своим критериям и происхождению[3]. В своей работе мы бы хотели затронуть несколько классификаций средств обеспечения режима, которые наиболее актуальны на данном этапе развития уголовно-исполнительной системы, о которых будет изложено в отдельном параграфе исследования.
Необходимость четкого разделения понятий «содержание режима» и «средства обеспечения режима» заставляет нас вести поиск дополнительных критериев, способных разрешить образовавшееся противоречие. Учитывая наличие группы компонентов, претендующих на объединение под тем или иным указанным выше наименованием, мы предполагаем, что и содержание режима и средства его обеспечения являются по своей сути отдельными системами. Понятие «система» предполагает совокупность элементов, входящих в нее. Но не любой набор элементов составляет систему, а лишь такой, где они, взаимодействуя, образуют единое целое. Это важный признак системы. Главным же системообразующим фактором, обеспечивающим целостность системы при всех возможных ее изменениях, выступает внутренне присущая данной системе цель, для достижения которой она создана и функционирует.
Таким образом, пенитенциарная безопасность является важным направлением и компонентом современной политики госуда- рева в области борьбы с преступностью, включающим в себя комплекс общегосударст- венных и специально криминологических ме- роприятий.[4].
Говоря о целях двух вышеназванных систем – содержания режима и средств его обеспечения – следует уловить для себя основное: первая направлена на определение неких постулатов, наличие которых принципиально важно для существования режима как института в целом, так как именно они формируют режим, являются его неотъемлемыми составляющими, а вторая – на обеспечение охраны и реализации этих постулатов, закрепленных в нормах уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства.
Проанализировав различные подходы авторов и законодателя к пониманию средств обеспечения режима, мы согласны с М.А. Громовым, считающим, что их следует рассматривать в двух аспектах:
1) как деятельность субъектов;
2) как совокупность предметов, применяемых в деятельности.
При этом полагаем правильным единое применение предложенных М.А. Громовым критериев. Такой подход позволяет классифицировать средства обеспечения режима в исправительных учреждениях и следственных изоляторах следующим образом:
1) Общие (повседневные) средства (направленные на реализацию внутреннего распорядка в учреждениях).
2) Сопутствующие средства (связанные с проведением различного рода так называемых «режимных» мероприятий, в том числе обысков и досмотров).
3) Дисциплинарные средства (меры поощрения и взыскания).
4) Инженерно-технические средства (в том числе оборудование ИУ и СИЗО).
5) Оперативно-профилактические средства.
6) Особые средства (применяемые при введении режима особых условий).
7) Специальные средства (вызванные применением мер безопасности: физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия)[5].
В деятельности администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов по обеспечению режима рассмотренные средства играют различную роль.
Только их комплексное применение позволит обеспечить поддержание и укрепление порядка исполнения и отбывания лишения свободы. При этом большое значение имеет творческое применение данных средств для решения конкретных задач, использование положительного опыта их реализации, совершенствование действующих и разработка новых составляющих таких средств.
Так же в статье 82 УИК РФ представлены пункты в которых говориться о таких средствах как обыска и досмотры. Многие ученые спорят , относятся ли данные мероприятия к средствам обеспечения режима[6].В практической деятельности такие средства называют режимными. По всей видимости, это справедливо, поскольку в них получает выражение режим исполнения наказания и режим отбывания наказания.[7].