Этапы вложения венчурного капитала
Первый этап финансирования | |
Предстартовый капитал | Относительно небольшие суммы, необходимые для подготовки технико–экономического обоснования и финансирования связанных с ним исследований |
Стартовый капитал | Промышленное проектирование товара и выпуск оптовой партии, финансирование, необходимое для того, чтобы компания фактически начала что–то производить |
Финансирование расширения и развития фирмы | |
Второй этап | Оборотный капитал для поддержания первоначального роста; прибыли еще нет |
Третий этап | Главный этап расширения компании, на котором быстро растет объем сбыта, самоокупаемость фирмы находится на нулевом уровне или только пошла в гору, но фирма все еще является частной компанией |
Четвертый этап | Переходное финансирование для подготовки компании к превращению в АО |
Финансирование скупки и выкупа с подзаемом | |
Традиционная скупка | Приобретение прав собственности на другую компанию и перевод ее под контроль фирмы |
Выкуп с подзаемом | Руководство компании решает выкупить ее у нынешних собственников |
Приватизация | Некоторые собственники или менеджеры компании скупают все ее акции в обороте и опять превращают фирму в частную |
Инновационный потенциал – это способность к инновациям, которая зависит как от имеющегося научно-технического потенциала, так и от инвестиционной политики предприятия и инвестиционного климата в стране.
Для эффективного функционирования предприятий в условиях рыночной экономики необходимо желание и готовность предприятий и государства инвестировать в инновации и проводить политику по поддержке рискованных, но перспективных инноваций.
Поэтому можно определить следующий эффект от инноваций в управлении, в том числе и антикризисном, предприятием.
Во-первых, инновации являются основой для антикризисного управления и финансового оздоровления. Антикризисное управление в центр способов финансового оздоровления предприятий-банкротов ставит особые антикризисные процессные и продуктовые инновации. Об этом свидетельствует российская практика антикризисного управления. Например, таким способом осуществляет антикризисное управление российская Федеральная служба по делам о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротствам).
Финансовое оздоровление предприятия с сохранением его как действующего и сохранением рабочих мест и источников налоговых поступлений предполагает в случае наступления банкротства предприятия только три возможных выхода:
1) налаживание нормальной работы за срок внешнего управления – пока действует мораторий на истребование просроченной кредиторской задолженности предприятия;
2) налаживание за этот же срок тех же регулярных денежных потоков от выпуска и продаж рентабельной продукции, которые хотя и не позволяют успеть погасить все просроченные долги, но позволяют выйти на стабильное положение;
3) налаживание денежных потоков по ставшей рентабельной продукции (старой или новой).
Все эти меры направлены на то, чтобы увеличить денежные потоки от выпуска рентабельной продукции. Следовательно, основная задача антикризисного управления – это сделать продукцию предприятия рентабельной. Для этого необходимо либо снизить издержки, либо увеличить объем реализации.
Процессные антикризисные инновации по снижению издержек – это ресурсосберегающие и ресурсозаменяющие технологии. Однако данные технологии не должны требовать больших капиталовложений и должны быстро окупаться. По сути, подобные инновации оказываются новшествами уровня рационализаторских предложений, которые предполагают небольшие доработки конструкции и технологического процесса.
Продуктовыми антикризисными инновациями обычно выступают расширение выпуска рентабельных видов продукции, имеющих спрос и для которых имеются производственные мощности, или освоение новой рентабельной продукции, которую можно освоить при имеющемся научно техническом заделе, с опорой на существующие производственные мощности с возможной полной сменой системы сбыта и переключением на иные товаропроводящие цепочки. Любые другие антикризисные мероприятия могут служить лишь обеспечением центральных продуктовых и процессных инноваций.
Во-вторых, инновации являются наиболее рациональным способом поддержания и наращивания конкурентоспособности предприятия. Если рынок, на котором работает предприятие, является рентным, то коммерческий успех предприятия зависит от его способности к ценовой и продуктовой конкуренции.
Ценовая конкуренция заключается во временном понижении цен на продукт, чтобы вытеснить с рынка конкурентов, которые не в состоянии выдержать подобного снижения цен, когда их продукция становится нерентабельной и им не хватает финансовых резервов для продолжения убыточной работы. Потенциал к ценовой конкуренции резко увеличивается, если предприятие имеет задел процессных инноваций, способных снизить себестоимость продукции за счет внедрения ресурсосберегающих и ресурсозаменяющих технологий. В России примером актуальных ресурсосберегающих технологий для многих производств являются новые энерго- и топливосберегающие технологии, так как тарифы на электроэнергию и цены на топливо уже являются высокими и будут продолжать расти. Новые ресурсозаменяющие технологии ориентированы на замену дорожающих ресурсов на более дешевые с сопутствующим изменением как технологии выпуска продукции, так и, возможно, ее конструкции, рецептуры или состава. В России после практически четырехкратного падения курса рубля по отношению к американскому доллару в 1998 году и резкого удорожания импортных покупных ресурсов наиболее актуальными стали импортозамещающие технологии.
Продуктовая конкуренция требует таких инноваций в выпускаемую продукцию (продуктовых инноваций), которые бы, улучшали соотношение между качеством продукции и ценой, расширяли спектр нужных потребителям функций и параметров продукта улучшали именно те показатели, за которые потребители готовы платить дополнительные деньги. Все эти инновации позволяют удерживать и расширять свою долю на рынке. Такая ситуация характерна для рынков высокотехнологичной быстро обновляемой продукции и морально стареющей продукции, а также продукции, на которую потребитель готов тратить значительные суммы, так как она представляет собой инвестиционный товар длительного пользования.
И ценовая, и продуктовая конкуренции зачастую имеют место одновременно. Чтобы выдержать обе конкуренции, предприятие должно иметь надежный доступ к новым технологиям, необходимым для освоения процессных и продуктовых инноваций. На практике могут существовать три вида такого доступа:
· приобретение новых технологий;
· размещение и оперативное выполнение заказов на разработку новых технологий;
· создание необходимых новых технологий собственными силами.
В-третьих, для финансового оздоровления предприятий в инновации могут являться способом максимизации текущих и ожидаемых монопольных прибылей. Создав и освоив новую технологию или новый продукт, предприятие получает и закрепляет за собой право на инновационную монополию. Такая монополия представляет собой способность в течение некоторого времени быть единственным, кто может выпускать и продавать товар, удовлетворяющий новые потребности, или применять технологический процесс, обеспечивающий резкое повышение качества и существенную экономию ресурсов. Такая монополия доступна любому предприятию крупного, среднего или малого бизнеса.
Инновационную монополию используют для:
- максимизации временных монопольных сверхприбылей за счет установления завышенных цен на новую продукцию (ценовая политика «снятия сливок»);
- закрепления клиентуры по принципиально новому или дешевому по цене товару, когда он пока продается по умеренной цене ради максимизации повторных продаж тем же клиентам и будущей максимизации массы прибылей при стабильно удерживающемся высоком уровне объема продаж;
максимизации временных монопольных сверхприбылей в результате сохранении цен на становящийся по себестоимости гораздо более дешевым известный рынку и, возможно, более качественный продукт.
Закрепление клиентуры при этом обеспечивается не только умеренной ценой на новшество или продукт, изготовленный с применением нового технологического процесса, но и использованием ряда специфических маркетинговых приемов. Например, включение в конструкцию большого количества оригинальных конструктивных решений, индивидуальная работа с клиентами, заключение долгосрочных контрактов на поставку впервые освоенного изделия и др.
В-четвертых, для предприятий инновации могут рассматриваться как метод наращивания ценности имущества и рыночной капитализации фирмы.
Для определения категории инвесторов предприятия главный материальный мотив, обуславливающий решения по инвестированию средств, состоит в том, что инвесторы планируют через заранее известное значительное время выходить из предприятия с перепродажей своего пакета акций за гораздо более значительные деньги, чем те, которые были вложены в предприятие. Такие инвесторы помогают в осуществлении инновационных проектов своими связями с поставщиками материалов и технологий, банками, товаропроводящими цепочками, государственными органами. Особенностью инновационных проектов оказывается то, что как раз возможность получения коммерчески прибыльной инновационной монополии, если она становится очевидной для фондового рынка, и повышает рыночную стоимость компании.