Анализ мировых тенденций развития туризма
Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристической индустрией, является лишь одним из составных компонентов. Экономические проблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспекта жизнедеятельности туризма.
Туризм (от фр. Torisme < Тоuг - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации явилась объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.
На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа - туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.
Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм». Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.
В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степени охвата доминирует над международным. На долю внутреннего туризма приходится 75-80% общего числа туристов в мире, соответственно по финансовым результатам во многих странах он значительно превосходит иностранный.
Исследования современных экспертов показывают, что состояние мировой индустрии туризма, несмотря на объективные трудности последних лет, в целом демонстрирует стабильность и сохраняет позиции крупнейшего, высокодоходного и быстро развивающегося сектора мировой экономики. Этим объясняется повышенный интерес к сфере туризма со стороны правительств большинства стран мира, имеющих влиятельные структуры исполнительной власти для обеспечения эффективной государственной политики его развития. В ближайшие годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти вследствие увеличения доступности туризма для более широких слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока (табл.1)
Таблица 1
Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам мира
Международные туристские прибытия, млн.чел.) Стржалковский В.И. Макроэкономические условия развития сферы туризма. //Автореферат дисс...канд. экономич. наук. Институт экономики переходного периода. - М., 2005. С.8.
Регионы мира | Прибытия | Прогноз | |||||
Всего | 327,1 | 457,2 | 565,4 | 667,7 | 1006,4 | 1561,1 | |
Африка | 9,7 | 15,0 | 20,2 | 27,4 | 47,0 | 77,3 | |
Америка (Сев. и Юж.) | 64,3 | 92,8 | 108,9 | 130,2 | 190,4 | 282,3 | |
Восточная Азия (Тихоокеанский регион) | 31,1 | 54,6 | 81,4 | 92,9 | 195,2 | 397,2 | |
Европа | 212,0 | 282,7 | 338,4 | 393,4 | 527,3 | 717,0 | |
Ближний Восток | 7,5 | 9,0 | 12,4 | 18,3 | 35,9 | 68,5 | |
Южная Азия | 2,5 | 3,2 | 4,2 | 5,5 | 10,6 | 18,8 | |
На диаграмме 1 изображена доля регионов в общемировом рынке.
Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления все большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения. В результате этого страны, стремящиеся сохранить, либо упрочить свои позиции на международном рынке, осуществляют планирование туризма на основе принципов устойчивого развития, предусматривают долгосрочные инвестиции в данную сферу и имеют четкие государственные стратегии развития туризма. Соответственно, повышается роль государственной политики развития туризма страны в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских продуктов на отечественном и международном рынках (диаграмма 2) При построении диаграммы использованы данные, приведенные в Автореферате Стржалковского В.И. // Стржалковский В.И. Макроэкономические условия развития сферы туризма. С.8.
Основные составляющие стратегий, которые используются в мировой практике: детальный анализ собственных рынков с оценкой соотношения традиционных и перспективных направлений, учет общемировых тенденций и мультипликативного эффекта от развития туризма, проведение ежегодных международных кампаний под определенными запоминающимися девизами, а также широкое использование возможностей передовых информационных технологий как базовой платформы общения с потребителями туристских услуг.
Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства и укрепления международных позиций России. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру.
3. Экономическое воздействие туризма
Обмен услугами международного туризма между странами является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на показатели экспорта и импорта страны. Доля поступлений от международного туризма составляет 9% всех поступлений мирового экспорта (диаграмма 3) При построении диаграммы использованы данные, данные, представленные в книге: Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999. С. 79.
Диаграмма 3. Место туризма в структуре
мирового экспорта в 1980-1991 гг.
Туризм охватывает множество секторов экономики, что усложняет оценку количества работающих в данной сфере. Однако, очевидно, что туризм оказывает большое воздействие на занятость в экономике. В некоторых (особенно небольших) странах до 50% трудоспособного населения прямо или косвенно вовлечено в сферу туризма. По данным Международного бюро труда, примерно 100 млн. человек во всем мире заняты в туризме. Численность занятых в некоторых странах представлена на диаграмме 4 При построении диаграммы использованы данные, представленные в книге: Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999. С. 87..
Из диаграммы видно, что наибольшее число занятых в данной сфере в: Канаде (768 тыс. чел.), Германии (692,7 тыс. чел.) и Великобритании (603,7 тыс. чел.).
Таким образом, влияние туризма на развитие мировой экономики сложно переоценить и оно постоянно увеличивается. Однако в России экономическое воздействие туризма остается в целом незначительным. Проанализируем причины сложившегося положения.
3. Состояние и перспективы российского туристского рынка
в структуре мирового рынка
Несмотря на относительно стабильное развитие внутреннего отечественного туристского рынка в СССР, должного внимания раз-витию международного туризма не уделялось. Страна неэффективно использовала огромный ресурсный потенциал, что в значительной мере объясняется преобладанием в социально-эконо-ми-ческой полити-ке идеологических установок. В основном из СССР выезжали диплома-ты, граждане, уезжающие по частным приглашениям к родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, спортсмены, а также ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало так-же ограниченное число зарубежных гостей в составе организованных туристских групп. Капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были низкими, хотя государство субсидировало развитие внут-рен-него туриз-ма как части всей социальной политики.
Самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 году. Затем оно медленно пошло на спад из-за по-литической и экономической нестабильности. После распада СССР к обра-зования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 году, около 3 млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти. Папирян Г.А. Международные экономические отношения. С. 195.
В целом туризм являлся одной из немногих сфер хозяйства, которая во многих российских регионах достаточно активно и устойчиво развивалась в 90-е годы - годы глубокого социально-экономического кризиса в стране. Получили значительное развитие различные виды туризма, международного выездного и въездного. Этому способствовали многие благоприятные факторы, в том числе высокая эффективность туризма, относительно небольшие сроки организации туристического бизнеса, небольшие объемы первоначальных вложений капитала и быстрая их окупаемость.
Вопросы международного сотрудничества в сфере туризма очерчены в главе VIII Закона РФ о туристской деятельности. В статье 18 записано, что правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры РФ, заключаемые в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах РФ».
В статье 19 Закона о туристской деятельности говорится о воз-можности создания федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма представительств за пределами РФ. Цель созда-ния таких пред-ставительств - продвижение туристского про-дукта на мировом туристском рынке. Порядок создания, деятельности и ликвидации представи-тельств определяется Правительством РФ в соответствии с международ-ными договорами РФ.
Специалисты отмечают, что рост массовости и доступности между-народного туризма, взаимосвязь международного туристского обмена с экономико-социальными, интеграционными процессами в обществе обусло-вили появление в мире множества правительственных и неправительствен-ных организаций и агентств, связанных с развитием туристской индуст-рии в мировом сообществе. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 39.
Таким образом, для России перспективы международного сот-рудничества в сфере туризма, можно сказать, безграничны. При этом та-кое сотруд-ничество наиболее эффективно может реализоваться в системе международных туристских организаций.
Но если туристский бизнес в целом демонстрирует высокие показатели профессионального и качественного роста, все более активное использование информационных технологий, то роль государ-ственных органов в регулировании туристской деятельности в России по-прежнему остается крайне неэффективной. Чаще всего она ограничива-ется лишь допуском на туристский рынок через механизм лицензирования и аккредитации, разработку законов и регламентирующих актов. Осуществляя координацию деятельности предприятий сфе-ры туризма путем подготовки и реализации общих и целевых программ раз-вития на федеральном и региональном уровне, органы законодательной и исполнительной власти не вникают порой в сущность проблем, реально вол-нующих предпринимателей, не используется дифференцированный подход к решению тех или иных вопросов развития туристской индустрии. Хотя во многих программах про-декларировано, что для развития туризма и эффек-тивного управления им на региональном уровне с учетом местного и меж-дународного опыта и научной методологии используется концепция «устой-чивого развития туризма».
Наглядный пример - особенности развития петербургской туристской индустрии, испытывающей немалые трудности в преодолении административных барьеров на пути своего развития и встраивания в мировой туристический рынок.
4. Проблемы развития петербургской индустрии туризма
Санкт-Петербург располагает действительно уни-кальными возможностями по удовлетворению культурных потребностей ту-ристов (посещение театров, музеев, кинотеатров, концертных залов, выс-тавок, картинных галерей, парков, аттракционов, природных и историче-ских заповедников, спортивных соревнований и других мероприятий). В последние годы появились широкие возможности по удовлетворению дело-вых и научных интересов туристов (участие в конгрессах, ассамблеях, различных конференциях, симпозиумах, совещаниях, ярмарках и выстав-ках).
Около половины иностранных туристов, приезжающих в Россию, посещают именно Санкт-Петербург. Вокруг города располагается своеобразное ожерелье, составленное из парков Петродворца, Павловска, Пушкина, Ломоносова, Гатчины с красивейшими дворцами. Замечательные памятники пейзажного и садово-паркового искусства стали теперь историко-художественными музеями. Однодневные экскурсии по этим городам, предлагаемые туристическими фирмами, являются одними из самых популярных в Санкт-Петербурге.
Культура Санкт-Петербурга, являясь «душой города», имеет исключительно большое значение в формировании его привлекательности на международном туристском рынке. Пятьдесят театров со всемирно известными творческими коллективами, в яркой палитре которых есть и Мариинский (Кировский) театр, и театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского. Свыше 300 музеев и постоянно действующих выставок всегда готовы гостеприимно распахнуть свои двери для гостей города.
Петербургская туристская индустрия сегодня представляет собой целостный хозяйственный комплекс, включающий: пассажирский транспорт (воз-душный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб; различные специализированные предприятия и предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера, так называемые «вторичные» отрасли (топливная промышленность, капиталь-ное и дорожное строительство, производство сувениров и т.д.), а также широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.
Но городская индустрия туризма испытывает серьезные трудности и не получает должной поддержки со стороны органов государственной власти. В принятой в 2002 году целевой программе «Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2002 - 2005 гг.» на развитие отрасли в 2004 году было предусмотрено выделение всего 35 миллионов рублей, что почти в десять раз меньше, чем выделяет для этих же целей правительство Москвы. Однако в проекте бюджета на 2004 год, внесенном Администрацией города на обсуждение Законодательного собрания Санкт-Петербурга, эти и так небольшие для крупного международного туристского центра деньги оказались кардинально урезанными. В итоге на развитие туризма город в 2004 году выделил только 6 миллионов рублей, при этом собственно на меры по реализации целевой программы (реклама, представление на выставках, разработка новых программ и т. п.) вообще предусмотрено только 500 тысяч рублей. В Москве в 2004 году на цели туризма было выделено свыше 300 млн. руб., в 2005 году цифра возросла до 900 млн. руб. В прошлом году городу хватило средств поучаствовать только в 4 международных выставках. В лучшие времена петербургский туристический рынок был представлен как минимум на 20. Несмотря на то, что Петербург по оценкам ЮНЕСКО входит в десятку самых привлекательных с точки зрения иностранного туризма городов мира, в Северную столицу с каждым годом едет все меньше и меньше гостей. Эксперты обозначили проблемы развития туриндустрии Петербурга. //[http://www.argo.argo-travel.ru/info/analit/24_12_2004/]
Сложившаяся ситуация вызывает удивление еще и потому, что 2 июля 2004 года вступил в силу Закон «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге», разработанный совместно экспертами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного собрания и Российского Союза Туристской Индустрии.
Интересный факт - в том же 2004 году только на разработку концепции развития туризма в Санкт-Петербурге Минэкономразвития РФ выделило 15 млн. рублей. Как сказала Валентина Матвиенко. «У нас до сих пор не было научного и экономического обоснования как, в каких направлениях и какие виды туризма развивать в Петербурге». Сайт компании UMACO // [http://new.umaco.org/main.php?m=2&sm=3&id=1284&act=show_news]. Непосредственной разработкой занялась компания Boston Consulting Group, победившая в тендере Минэкономразвития РФ. Результаты этой работы можно будет увидеть в ближайшие 5 лет.
Тем не менее, в XXI веке Санкт-Петербург продолжает жить эксплуатацией туристского образа города «белых ночей», созданного еще в советские времена. А белые ночи - это всего два месяца в году, и туристы, приезжающие сюда в это время, далеко не самые выгодные с точки зрения экономики. В основном это пожилые люди, которые путешествуют на средства социального страхования и больших денег не оставляют. Других «туристских брендов» Петербург в условиях сегодняшней жесткой конкуренции и борьбы за туристов предложить не может - не хватает средств для их продвижения, и это при том, что у города великолепный потенциал для развития делового, семейного, молодежного и культурного туризма, в том числе и зимой. Бороться с проблемой сезонности возможно только через активную рекламную кампанию низкого сезона, в том числе необходимо и возможно привлекать в город конференции, конгрессы и так далее.
Даже к 300-летию Петербурга в городе не было построено ни одного крупного отеля. Несмотря на планы городской администрации удвоить к празднику номерной фонд и настоящий бум гостиничных проектов, инвесторы не уложились в положенные сроки. Казалось бы, в этой ситуации действующие отели должны были обогатиться. Однако в мае 2003 года загрузка «Невского Паласа» составила всего 56,6%. Летом 2002 года Минэкономразвития РФ направило в 24 гостиницы, в основном относящиеся к первому и среднему классу, распоряжения о приостановлении или ограничении свободной продажи номеров на период с 15 мая по 5 июня. Аналогичные просьбы поступали в гостиницы и от городской администрации.
По факту официальных гостей оказалось значительно меньше - особенно в период с 15 по 24 мая. По предварительной оценке, в составе различных делегаций город посетили около 6000 человек, поэтому бронь частично оказалась невостребованной.
Приведем в виде диаграммы данные «горячей десятки» стран жители, которых посетили Санкт-Петербург как туристы в 2003 году Данные Комитета по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-Петербурга. //[http://www.argo.argo-travel.ru/info/analit/26_02_2004/].. (диаграмма 5)
Как показывает диаграмма, наибольшее число туристов прибыло в город из Финляндии (1033794), за ней следуют США (118089), Германия (111074), Франция (77691), Италия (64837), Великобритания (62730), Швеция (28166), Польша (20988), Испания (19058), Нидерланды (16970).
Сейчас город на Неве ежегодно посещают 3,5 млн. туристов, из которых 1,5 млн. - иностранцы и 2 млн. - соотечественники. При этом российские туристы проводят в северной столице в среднем 4-5 дней, а иностранцы - 1,5-2.
В то время, как по прогнозам Всемирной туристической организации, сегодня посетить город хотели бы порядка 30 млн. человек (в год).
Несмотря на пренебрежительное отношение к отрасли со стороны местных властей, по оценкам экспертов, около 10 процентов городского бюджета прямо и косвенно формируется за счет доходов от индустрии гостеприимства - в то время как эта цифра в Петербурге вполне может быть увеличена до 25 процентов. По мнению иностранных генеральных менеджеров «сетевых» петербургских отелей, для того, чтобы город серьезно выглядел на международном туристском рынке, только на рекламу его туристских возможностей необходимо тратить не менее 1 миллиона долларов ежегодно.
В условиях рынка нужен четкий бизнес-план с реальным финансированием, иначе сложно ждать результатов. Нельзя получать доходы, ничего не вкладывая. По данным той же Всемирной Туристской Организации, каждый доллар, вложенный в рекламу дестинации, как минимум шестикратно окупается за счет увеличения количества туристов. Очевидно, что 35 миллионов рублей - это крайне мало для поддержки развития туризма Петербурга, сокращение статьи до 6 миллионов вообще не требует комментариев.
Серьезно препятствует развитию туризма Санкт-Петербурга и неблагоприятная транспортная ситуация, она практически вышла из-под контроля властей. Постоянные пробки делают практически невозможными и активные деловые связи и вообще передвижение туристов по городу на автотранспортных средствах. Транспортная проблема возникла раньше, чем можно было ожидать, и не столько по объективным причинам, сколько по субъективным - из-за недостаточных усилий городских и федеральных структур по оптимизации дорожного движения и по согласованию ремонтных работ на улицах с транспортной ситуацией.
Кроме того, серьезное беспокойство предпринимателей вызывает неясность ценовой политики поставщиков услуг для туристических фирм, нехватка гостиниц (особенно 3-х и 4- звездных), перегруженность города туристами в летнее время (период Белых ночей) и крайне низкое их количество зимой. В городе строится много малых гостиниц, при этом инвесторы в сооружение крупных отелей вкладывают неохотно. Срок окупаемости больших гостиниц 6-7 лет. Учитывая общую непредсказуемость в российской внутренней политике, инвесторы неохотно вкладывают деньги в столь длинные проекты.
Таким образом, можно сказать, что петербургская туристская индустрия требует повышенного внимания как со стороны властей, так и бизнеса, последний готов вкладывать ресурсы в развитие отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой опыт развития туризма показывает, что эта индустрия входит в число приоритетов всех развитых государств мира. Все более прочные позиции занимает туризм и в развивающихся странах.
Однако в России сектор туризма представляет собой существенный недоиспользованный национальный ресурс, который должен стать не только рентабельным, но и стать существенным источником доходной части российской экономики. К сожалению, даже такой город как Санкт-Петербург не получает должного внимания со стороны органов власти и не занимает подобающего места в мировой индустрии туризма.
Цель политики развития сферы туризма на ближайшие годы состоит в формировании современного конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности как российских, так и иностранных граждан в туристских услугах, а также создающего условия для устойчивого развития туризма в России.
Для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках следует предпринять:
- широкомасштабное проведение peклaмнo-инфopмaциoнной кaмпaнии в средствах массовой информации в России и за рубежом;
- развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма, в тoм числе представление туристских возможностей страны единым российским национальным стендом;
- организация презентаций туристских возможностей России в странах, направляющих туристов в Россию;
- организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
- формирования современной статистики туризма.