Анализ влияния экономического развития страны на общий пассажирооборот транспорта
Каган Д.З., к.ф.-м.н.
Аннотация
В статье рассматривается влияние макроэкономических факторов на пассажирооборот транспорта. Исследуется зависимость между показателями пассажирских перевозок и ВВП. Методами корреляционного анализа определена теснота связи между пассажирооборотом и ВВП за различные периоды времени, показано, что связь между этими показателями – очень сильная, хотя и меняется со временем.
Ключевые слова
Пассажирские перевозки, прогнозирование, ВВП, пассажирооборот.
Транспортная отрасль является важнейшей составляющей экономики страны, обеспечивающей ее функционирование. В то же время состояние отрасли, количественные показатели работы транспорта, объемы перевозок связаны с общеэкономическим развитием страны, являются отражением состояния экономики.
В различных работах проводились исследования влияния экономических показателей на количественные характеристики транспорта. В работе [1] показана тесная корреляционная связь между грузооборотом железнодорожного транспорта и ВВП, которая сохраняется на протяжении многих лет. Для пассажирооборота имеет место более сложная связь, которую также интересно проанализировать.
Пассажирские перевозки имеют высокое социально-экономическое значение, они необходимы, как для производственной деятельности, так и для удовлетворения личных целей населения [2].
Итоговая оценка эффективности развития транспортной системы может быть осуществлена с применением статистических методов, позволяющих увязать работу транспорта с развитием экономики Российской Федерации и ее регионов [3, 4].
Очевидно, что главные показатели пассажирских перевозок, такие как объем перевезенных пассажиров и пассажирооборот зависят от экономического развития страны, а также изменения различных характеристик экономики. Однако, сложно определить силу этой связи, уровень и вид зависимости.
В данной работе проводится анализ зависимости между общим пассажирооборотом (в пассажиро-километрах) транспорта и главной (чаще всего используемой) характеристикой экономического развития страны – ВВП. Используются математические и статистические методы, позволяющие описывать подобные зависимости.
Для проведения анализа необходимо также учесть зависимость между пассажирооборотом на различных видах транспорта. С одной стороны, при общем подъеме экономики, растет и потребность в транспортных услугах, что может положительно сказаться на всех видах транспорта. С другой стороны, различные виды транспорта являются конкурентами.
На пассажирооборот влияют не только показатели общеэкономического развития страны, но и другие факторы. Среди наиболее важных факторов, которые необходимо учитывать при анализе развития транспорта в стране, оценке эффективности работы транспортных компаний, планировании и прогнозировании можно выделить качество работы транспорта [5], степень удовлетворенности пассажиров, количество личного автотранспорта у населения, уровень конкурентной борьбы между видами транспорта, личные располагаемые доходы населения.
Анализ пассажирооборота, его зависимостей от экономических, политических, социальных факторов необходим для формирования стратегии развития транспортных компаний [6].
По данным на 2013 год на железнодорожный транспорт приходилось 55% в междугородном и 70% в пригородном пассажирообороте. При этом, в междугородних перевозках основным конкурентом железнодорожного транспорта был транспорт воздушный, а в пригородных – автобусный.
В таблице 1 приводятся сведения, как о пассажирообороте, так и о рассматриваемой экономической характеристике – ВВП страны и изменении ВВП в процентах к предыдущему году.
Таблица 1 – Пассажирооборот и ВВП в ценах 1990 года
Общий Пассажирооборот | 751,8 | 680,9 | 596,2 | 552,3 | 528,1 | 511,7 | 481,5 | ||
ВВП | 570,4 | 541,9 | 463,3 | 369,3 | 354,1 | 341,3 | 346,1 | 327,6 | |
Общий Пассажирооборот | 469,9 | ||||||||
ВВП | 348,4 | 383,4 | 402,9 | 452,8 | 485,3 | 516,2 | 558,3 | ||
Общий Пассажирооборот | 532,5 | 554,8 | |||||||
ВВП | 637,8 | 587,9 | 614,4 | 640,6 | 662,6 | 671,3 | 675,3 |
При анализе таблицы можно увидеть, что общий пассажирооборот по всем видам транспорта растет с ростом ВВП. Заметим, что на годы с самым большим ростом или снижением ВВП приходятся аналогичные большие изменения пассажирооборота. Максимальное падение пассажирооборота пришлось на 1992, 1994 и 2009 годы. На эти же годы приходится и наибольшее снижение ВВП. Рекордный за рассматриваемый период рост ВВП произошел в 2000 году, что также совпало с заметным ростом пассажирооборота.
Основной количественной оценкой тесноты взаимосвязи двух различных величин и числовых характеристик является коэффициент корреляции [7]. Графически соотношение между общим пассажирооборотом транспорта и ВВП можно увидеть на графике 1. На этом графике нанесены кривые линии показателей ВВП и пассажирооборота по годам.
Рис. 1. Пассажирооборот транспорта и ВВП с 1990 по 2014 год.