Институциональная экономика
Понятие института. Роль институтов в функционировании экономики.
Понятие трансакции и трансакционных издержек. Динамика
трансакционных издержек. Принципы оценки трансакционных издержек Дж. Уоллиса и Д. Норта.
Основные элементы системы прав собственности. Континентальная и
англосаксонская традиции определения прав собственности. Права собственности: сущность, содержание, структура. Спецификация прав собственности. Пучок прав собственности.
Понятие контракта. Виды контрактов: классический, неоклассический, отношенческий. Эксплицитные и имплицитные контракты. Модели контрактных отношений. Оппортунизм и защита контрактов.
Институциональная теория фирмы. Эволюция фирмы. Контрактная природа фирмы. Основные характеристики организации. Границы организации. Формы хозяйственных организаций.
Институциональная теория государства. Теории возникновения государства. Типология государств. Бюрократическая модель управления.
Основные подходы к изучению теневой экономики. Теневая экономика: понятие и основные характеристики. Связь теневой экономики и институтов экономической преступности. Основные методы оценки масштабов теневой экономики. Количественные и качественные характеристики теневой экономики.
Норма как элемент базовых институтов. Ценности. Нормы. Правила. Соотношение и разграничение норм и правил. Отношенческие и дискретные нормы.
Институциональные ловушки: понятие, причины и свойства. Институциональные ловушки с точки зрения теории трансакционных издержек.
Культурная инерция и институциональный конфликт. Выход из институциональной ловушки. Институциональные ловушки российской экономики.
Институциональное равновесие. Роль организаций в институциональных изменениях. Причины изменения институциональной стабильности. Классификация институциональных изменений. Траектории институциональных изменений.
ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ
Технологические и институциональные факторы выбора границ фирмы. Горизонтальные границы. Минимальные эффективный выпуск. Относительное преимущество в издержках. Вертикальные границы фирмы. Выбор «покупать или производить». Организационная структура, размеры и эффективность фирм. Внутренняя структура фирмы. Влияние целей фирмы на рыночное поведение. Национальные модели корпоративного управления.
Монополия и регулирование. Аллокативная неэффективность. Производственная (Х – неэффективность), динамическая и распределительная неэффективность. Альтернативы тарифного регулирования на продукцию естественных монополий. Цены на уровне предельных и средних издержек. Ценовая дискриминация в регулировании. Цены Рамсея. Цены пиковкой и непиковой нагрузки: управление распределением потребителей между сегментами рынка. Необходимость и проблемы развития конкуренции в отраслях естественных монополий.
Стратегическое взаимодействие в краткосрочном периоде. Парадокс Бертрана. Предпосылки модели Бертрана и последствия отказа от них. Повторяющиеся взаимодействия и «народная теорема». Дифференциация продукта и ценовая конкуренция. Выбор цен в условиях ограниченных мощностей, модель Бертрана – Эджворта. Взаимосвязь моделей Бертрана и Курно.
Сговор. Повторяющиеся взаимодействия и стабильность сговора. Сговор и ценовые войны. Факторы, влияющие на стимулы к сговору. Антимонопольная политика в отношении сговора явного и молчаливого.
Рыночная структура и рыночная власть. Развитие теории рынков. Теория игр и развитие представлений о структуре рынков. Основные показатели концентрации и рыночной власти. Исследования, посвященные концентрации и конкуренции в России.
Действия крупного участника рынка (монополиста): влияние на положение покупателей и благосостояние. Сканирующие контракты и условия самоотбора. Предотвращение арбитража: меню тарифов, снижение качества (версификация).
Вертикальная интеграция и вертикальные ограничивающие контракты. Двойная надбавка. Внешние эффекты в отношениях между производителями и дистрибьюторами. Методы интернализации внешних эффектов. Влияние вертикальных ограничивающих контрактов на конкуренцию.
Дифференциация продукта и реклама. Горизонтальная дифференциация продукта, влияние на ценовую конкуренцию и равновесное число продавцов. Вертикальная дифференциация продукта, влияние на конкуренцию и структуру рынка. Асимметрия информации о качестве на рынках вертикально дифференцированного продукта. Сигналы качества, условия их эффективности. Альтернативные объяснения рекламы: информация, сигналы, конкуренция.
Стратегическое поведение в долгосрочном периоде. Ограничение входа в рамках стратегического взаимодействия продавцов. Избыточные мощности как барьер входа. Ограничения входа в условиях неполноты информации. Слияния и поглощения.
Структура рынка и стимулы к инновациям. Гипотеза Шумпетера. Стимулы к инновациям монополиста и участников конкуренции. Патенты и патентная защита. Оптимальная длительность патента.