Базовые понятия теории конкуренции
Как известно, любая наука формулирует результаты своих исследований в определенном языке, образующем основу некой логической структуры, которая охватывает систему гармонично связанных между собой исходных посылок, закономерностей, законов, принципов, подходов и методов. В случае конкуренции как научной дисциплины приходится констатировать, что разработка ее языка к настоящему времени еще далека от завершения. В нем много аналогий, априорно введенных и заимствованных из других наук терминов и утверждений. Принятые высказывания слабо увязаны между собой, между ними отсутствует внутреннее единство. К тому же они толкуются неоднозначно: каждый автор вводит «свою» систему обозначений.
Избегая дискуссии по отмеченным и другим пробелам в языке теории конкуренции, отметим, что наиболее четко и непротиворечиво ее «языковая» проблема решена А.Ю. Юдановым в учебно-практическом пособии, на которое уже делались выше ссылки. Учитывая, что это пособие написано прекрасным языком, одновременно простым и строгим, будем по возможности сохранять его текст в заимствованных фрагментах без пресловутого пересказа «своими словами», как это делают паразитирующие в науке псевдоученые (см., например, «труд» М.И. Кныша «Конкурентные стратегии», опубликованный издательством «Любавич» в Санкт-Петербурге в 2000 г.).
Следуя использованной в, логике изложения, обсудим последовательно исходные понятия теории конкуренции и проследим их взаимосвязь и взаимопроникновение. Начнем с определения роли конкурентных отношений в рыночной экономике, а затем перейдем к анализу понятийного аппарата конкуренции как науки.
1.3.1. Роль конкуренции в рыночной экономике
В рыночной (капиталистической) экономике индивидууму (фирме) предоставляется свобода, почти граничащая с произволом, что обуславливается проявлением ряда факторов.
Так, господство частной собственности означает, что большей частью национального богатства владеют, пользуются и распоряжаются частные лица, а не общество в целом. При этом, если не нарушен закон, никто не вправе запретить владельцу распорядиться своей собственностью даже в ущерб общим интересам.
Свобода предпринимательства дает индивидууму право приобретать ресурсы и организовывать производство товара по своему усмотрению. Предприниматель сам решает, что именно, в каких количествах и с помощью каких технологий будет производиться. Обладает суверенитетом и потребитель. Его поведение не ограничивается какими-либо "нормами потребления".
Общей нормой поведения в рыночной экономике является приоритет личного интереса. Каждая экономическая единица делает только то, что ей выгодно. Этим объясняется, в частности, тот факт, что любые процессы в хозяйстве начинают происходить только тогда, когда они соответствуют интересам достаточно могущественных групп людей. Напротив, даже осознанные общественные потребности, если их удовлетворение не выгодно никому конкретно, не имеют прямого механизма реализации и могут длительное время игнорироваться.
Наконец, ограниченная роль государства означает, что общество в целом признает широкие экономические свободы личности, считает их оправданными и не стремится подчинить своему контролю. Конечно, государство и в условиях рынка вмешивается в экономику, причем во многих случаях это вмешательство имеет значительные масштабы. Однако ни в одной рыночно ориентированной стране важнейшие параметры функционирования экономики – объем производства, его структура, уровень цен и т.п. – не устанавливаются государством сверху.
Индивидуализм капиталистической экономики лежит в основе одновременно и сильных, и слабых ее сторон. Именно на почве индивидуализма развивается инициатива и предприимчивость частных лиц, закладывается база гибкости экономики и энергичного научно-технического прогресса. Вместе с тем индивидуализм как принцип организации экономики сопряжен для хозяйства и с существенными недостатками. Не сдерживаемые ничем корыстные интересы частных лиц способны подорвать нормальный ход функционирования экономики, а значит, в конечном счете, и базу их собственного существования.
Основным же препятствием на пути неблагоприятного развития событий служит конкуренция. Важнейшей предпосылкой ее существования является расщепление экономической власти. Продавец (и покупатель) на рынке лишь в порядке исключения может занимать позицию полного монополиста. В большинстве же случает аналогичный товар предлагают (соответственно покупают) другие фирмы. Возникает возможность выбора: даже из двух хороших товаров потребитель может выбрать лучший. Именно эта возможность ограничивает «рыночную власть» как продавцов так и покупателей.
Таким образом, конкуренция является дополнением и противовесом индивидуализму капиталистической экономики. Если личные интересы дают сильнейшую мотивацию участникам хозяйственных процессов (все, что они делают, делается исключительно для себя, для собственной выгоды), то конкуренция направляет их деятельность в благоприятное для всего общества русло. Ведь в ней побеждает тот, кто лучше удовлетворяет интересы потребителей.
Подчеркнем, что конкуренция является очень тонким (селективным) и гибким механизмом. Первое проявляется в том, что от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции и т.п. Напротив, самые сильные фирмы могут даже в трудное время процветать, поскольку к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами.
Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. В тот же самый момент, как произошли перемены, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые больше к ним приспособлены. Разумеется, адаптация неизбежно занимает какое-то время. Важно, однако, что стимулы для нее конкуренция создает сразу же.
1.3.2. Принцип «невидимой руки» Адама Смита
Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. Адамом Смитом в его знаменитом принципе "невидимой руки". Смит обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. А именно, показал, что каждый капиталист стремится только к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что преследуя собственный интерес, он одновременно реализует и интересы всего общества. Причем часто делает это более эффективно и добросовестно, чем если бы специально ставил перед собой только альтруистические цели.
Феномен «невидимой руки» А. Смит сформулировал в своем труде «Благосостояние наций»следующим образом:
«...Каждый «человек» стремится к достижению только своей личной выгоды и он в этом, как и во многом другом, ведом незримой рукой к достижению конечного результата, который часто может быть далек от цели, которую он ставил перед собой. Но это не всегда бывает плохо для общества.
Преследуя свои личные интересы «человек» часто непреднамеренно - действует даже больше в интересах общества, нежели в тех случаях, когда он действительно действует в его интересах»(цитируется по [ ]).
Действительно, получается так, будто невидимая рука правит миром. Дергая за ниточки марионеток-предпринимателей, она заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики. При этом «ниточками», т.е. конкретным механизмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки», служит как раз конкуренция.
Отметим, что с идеей принципа «невидимой руки» А. Смита корреспондирует концепция социально-этичного маркетинга, ориентирующая на достижение триединой цели, связанной с обеспечением прибыли фирмы, удовлетворения потребностей покупателей и благосостояния общества. Однако к достижению указанной цели продавцы (производители) должны стремиться осознанно, а не стихийно, как это происходит под воздействием «невидимой руки».
Таким образом, в соответствии с принципом «невидимой руки» конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.
Адам Смит (Adam Smith, 1723-1790) –основатель классической школы экономической мысли – был во многом первопроходцем. Он родился в маленьком шотландском городке, где в тс времена в качестве денег для местных платежей использовались гвозди. В возрасте четырех лет его сначала похитили, а затем бросили цыгане. Несмотря на жизненные перипетии, он окончил Оксфордский университет. В 1751-1764 гг. он преподавал логику и философию морали в университете Глазго. В 1759 г. выпустил первую большую работу «Теория нравственных чувств», которая сразу привлекла внимание общественности.
В 1776 г. был издан его основной научный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Как настоящий профессор, Смит был не без странностей. В жестоком мире нищеты и детской эксплуатации он, как говорили его современники, жил «в башне из слоновой кости», был очень рассеянным, витал в абстрактном мире своих мыслей. Помимо преподавания призванием Смита было сочинительство и интеллектуальные дискуссии с другими выдающимися мыслителями его времени.
Идеи А. Смита благотворно повлияли на развитие классической экономической школы и нашли отражение в художественной литературе. Так Евгений Онегин не только терзал Татьяну, но и изучил экономику.
Бранил Гомера, Феокрита: