А. Страшный неурожай зерновых в рыночной экономике
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы.
· Как можно более полно опишите последствия гипотетического неурожая, особое внимание уделяя тому, какие последствия будут, а какие не будут проявляться в рыночной экономике.
· Будет ли ощущаться дефицит зерна в стране?
· Как изменятся цены на зерно и продукты его переработки?
· Как изменятся спрос и предложение на другие товары (например, на картофель, хлебопекарные дрожжи, автомобили)?
· Каковы вероятные социальные последствия неурожая?
· Как может отреагировать на них государство и какие явления вызовет это вмешательство в экономике страны?
· Введите в анализ внешнеэкономический фактор.
· Дайте графическую интерпретацию данной ситуации.
· Попробуйте приложить ваш прогноз последствий экстремального развития событий к России.
Б. Можно ли применить теорию спроса в практической деятельности фирмы?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы.
· Должен ли менеджер знать размеры и динамику рынка своего товара?
· Как взаимосвязаны выручка и эластичность спроса? Какую ценовую политику следует обдумать при неэластичном и при эластичном спросе на товар?
· Известны ли менеджеру характеристики кривой спроса на товар, выпускаемый его фирмой? Какими способами их можно установить?
· Есть ли разница между общеотраслевой кривой спроса и кривой спроса на продукцию данной фирмы?
· Какое значение для фирмы имеет перекрестная эластичность спроса на ее товар и товары фирм-конкурентов? Влияет ли на ситуацию наличие или отсутствие близких аналогов?
В. Свободное эссе по проблемам спроса и предложения.Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.
Тема 5. Потребительское поведение
Логика курса
А.Ответьте на следующие вопросы.
1.Что такое полезность блага? Какие виды полезности используются в экономической теории? В чем состоит значение выделения каждого вида?
2.Охарактеризуйте общую и предельную полезность: их функции и взаимосвязь. Дайте графическую интерпретацию. На основе каких предпосылок выводится функция полезности? Каковы свойства функции полезности?
3.При каких условиях структура потребления, максимизирующая полезность, является единственной?
4.Ответьте на вопрос (парадокс А.Смита): «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у не столь необходимых алмазов такая высокая цена?»
5.Являются ли предпочтения индивида стабильными? Чем отличаются полезность и предпочтение? Каковы свойства предпочтений?
6.Каковы основные черты экономического выбора индивида? Что такое ожидаемая полезность и какова ее роль в экономическом выборе индивида?
7.От чего зависят рыночные возможности потребителя? Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?
8.Какие виды ограничений характерны для экономического выбора? Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? Каким образом изменяется набор факторов, влияющих на благосостояние потребителя, при переходе от одного типа экономической системы к другой?
9.Сопоставьте объяснение процессов рыночного ценообразования теориями предельной полезности и трудовой стоимости. Какое из них представляется вам более обоснованным?
10.Обсудите возможности практического использования теории потребительского поведения в деятельности российских предприятий.
Б.Каким образом государство влияет на благосостояние потребителя?
С помощью кривых безразличия и линий бюджетного ограничения покажите изменение благосостояния потребителя при введении новых налогов, например подушевого и потоварного?
В.Каковы преимущества и недостатки количественного измерения полезности (кардиналистские теории полезности) и порядковой оценки полезности (ординалистские теории полезности)?Заполните таблицу:
Преимущества | Недостатки | |
Кардиналистский подход | ||
Ординалистский подход |
Тесты
Тест | Обоснование |
1.Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда: а)предельная полезность равна «0» б)предельная полезность имеет максимальное значение в)предельная полезность имеет минимальное значение г)все ответы неверны |
2.Условие равновесия потребителя достигается, когда: а)предельные полезности благ равны предельной полезности денег б)взвешенные по ценам предельные полезности благ равны в)предельные полезности благ равны г)взвешенные по цене предельные затраты равны предельной полезности денег д)верны все ответы |
3.Кривая безразличия показывает: а)полезность экономического блага б)различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность в)одинаковые по полезности потребительские блага г)замену одного блага другим д)действие эффекта дохода |
4.Кривая «доход - потребление»: а)это линия, соединяющая точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями при равно кратном изменении цен на товары б)показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода в)показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага г) все ответы верны |
5.Кривая «цена - потребление»: а)показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с изменением цены на одно из благ б) показывает последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с равномерным изменением цен на блага в)это функция спроса на товар г)отражает изменение потребления при изменении цен на товары, входящие в набор потребителя при фиксированном доходе д)все ответы верны |
6.Потребитель достигает оптимума в потреблении, когда: а)каждый приобретаемый товар приносит одинаковую предельную полезность б)достигается максимизация общей полезности при имеющемся бюджетном ограничении в)тратится одинаковая сумма денег на покупку каждого вида блага г)достигается максимальный объем потребляемых благ д)возрастание покупок одного вида блага сокращает закупки другого |
7.Парадокс Смита (низкая цена воды и высокая алмазов) разрешается, если исходить из того, что: а)цена товара не связана с реальной пользой товара для людей б)предметы первой необходимости имеют более низкую цену, чем предметы роскоши в)цена товара определяется только издержками на его производство г)цена товара определяется предельной полезностью д)цена товара определяется общей полезностью |
8.Точка равновесия потребителя: а)это точка, где потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе б)называется также точкой потребительского оптимума в)это точка, где потребитель тратит свой доход г)это точка, где потребитель не может повлиять на цены товаров д)это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия |
9.Предельная норма замещения двух товаров: а)всегда постоянна в рыночном обмене б)это характеристика кривой безразличия в)выражает убывающую предельную полезность благ г)это характеристика кривой Энгеля д)равна соотношению цен на товары е)показывает количество товара Х, которое потребитель согласен отдать в обмен на единицу товара Y так, чтобы потратить весь свой доход ж)равна отношению величин спроса на них |
ЭССЕ
А.Можно ли применить теорию потребительского поведения в практической деятельности фирмы?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Должен ли менеджер знать потребительские предпочтения?
· Каким образом можно выявить и сравнить потребительские предпочтения?
· Как можно оценить полезность блага?
· От каких факторов зависит полезность блага?
· Какие факторы ограничивают выбор рационального потребителя?
· Возможно ли увеличение предельной полезности?
· Каким образом спрос связан с полезностью блага?
· Каким образом можно повлиять на потребительские предпочтения?
· Раскройте в терминах теории потребительского поведения преимущества и недостатки т.н. «программ стимулирования потребителя» (подарки, начисление очков, дополнительные услуги постоянным клиентам и т.п.). От каких факторов зависит их стимулирующее воздействие? Возможен ли оптимум потребителя в условиях реализации «программ стимулирования потребителя»?
Б.Свободное эссе по проблемам потребительского поведения.Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.