Основные способы совершения мошенничества с использованием неэмиссионных ценных бумаг

Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием[20].

Объектом хищения являются общественные отношения между людьми по поводу материальных благ, их производства и распределения. При мошенничестве, в отличие от других видов хищений, характерными являются способы. В уголовном праве под способом мошенничества принято считать такую ситуацию, при которой потерпевший сам передает мошеннику имущество или право на него, полагая, что тот действует правомерно.

В последнее время в обществе наметился рост этого вида преступления и резко возросла его общественная опасность. Мошенничество в сфере вексельного оборота является одним из разновидностей мошенничества в области кредитно-расчетных отношений. К данной категории относятся такие правоотношения, которые возникают между субъектами гражданско-правового обязательства и кредитной организацией (в определенных случаях только между субъектами названного обязательства) в связи с отсутствием платежей за переданное имущество (выполненные работы, оказанные услуги) или по другим основаниям.

Финансовые трудности вынудили многие компании чаще использовать неденежные формы расчетов, в частности вексель. Сложившейся ситуацией сразу воспользовались мошенники. По данным МВД, к началу кризиса оборот фальшивых векселей составил 12 трлн. руб. и стал сопоставим с денежной массой. О том, сколько составила выручка от поддельных векселей в кризис, можно лишь догадываться. При этом арсенал проверенных приемов обмана пополнился новыми, подчас завуалированными, методами. Так или иначе, в результате использования любого из этих методов компания, вовлеченная в вексельный оборот, может понести убытки.

Призрачный вексель.

Вексель – идеальное орудие для отъема чужой собственности. Несмотря на то, что большинство мошеннических схем раскрыто, аферы с использованием векселей и их копий проворачиваются регулярно

За последние годы у обывателя сложилось мнение, что вся финансовая сфера находится под жестким контролем, а крупные денежные аферы остались в прошлом вместе с пирамидами типа МММ. Но, как считают эксперты, это не совсем так. Вексельные мошенничества продолжают процветать. Конечно, официальной статистики по объемам афер с использованием векселей нет. Ведь о большей части проведенных мошеннических операций становится известно не сразу. В случае с векселями обман может вскрыться и через год-два, и через десять лет.

Однако о большом количестве афер говорит развитой и процветающий теневой рынок торговли копиями реально существующих векселей, которые потом используют для реализации мошеннических схем. Так, по мнению Александра Сотова, заместителя директора департамента налогов и права, руководителя группы финансовых расследований московской коллегии адвокатов «ФБК-Право» «торговля копиями векселей сейчас поставлена на широкую ногу».[21]

Процветание мошеннических схем, основанных на нелегальном использовании векселей, легко объяснить. Вексель выпустить не сложно, как и продать. А с помощью нескольких перепродаж этой ценной бумаги можно так запутать документацию, что не каждый суд разберет. Например, лишь в начале этого года завершилось громкое дело компании New Century Securities Management Anstalt (NCSM) из княжества Лихтенштейн, которая пыталась отсудить более $320 млн. у Ангарской нефтехимической компании (АНХК). Сумма иска равна стоимости всех активов этой фирмы. Суть претензий NCSM в том, что она требует оплаты векселя, который был выдан АНХК в 1996 году. Сумма иска получилась такой большой по причине того, что вексель был выдан на долгий срок и под 50% годовых. Впрочем, для «лихих девяностых» это вполне нормальная ставка.

Дело NCSM рассматривалось уже в четырех арбитражных судах. На первом суде иск удовлетворили, однако ответчик (АНХК) обжаловал это решение. Девятый арбитражный апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции: теперь правой признали АНХК. Экспертиза векселя, ставшего яблоком раздора, в Институте криминалистики ФСБ России показала: ценная бумага NCSM является не оригиналом, а просто распечаткой с цветного принтера. Компания из Лихтенштейна не сдалась и подала иск на банк, от которого получила вексель. Однако впоследствии от этого дела фирма отказалась и обратилась с новым иском к АНХК, но уже в Высший арбитражный суд РФ. Последний, впрочем, оставил решение предыдущего суда в силе и отказал NCSM в удовлетворении претензий.

Несмотря на то, что вексельные аферы в России часто реализуются топорным способом, как в случае с АНХК, встречаются и более сложные методы применения векселей для «относительно честного отъема денег» у предприятий. Эти схемы проводят не с помощью подделки векселей, а путем прокрутки в отчетности компании–жертвы аферы данных реального векселя. Одна из самых известных схем мошенничества, работающих по данной технологии, так называемый дружественный вексель. Эта махинация не очень сложна в исполнении, но распознать ее достаточно трудно. Схема применяется для «незаметного» вывода реального векселя из собственности компании. Зачастую после совершения махинации он вполне легально погашается или продается, а денежки оседают в карманах мошенников и менеджеров предприятия, из которого вексель «увели».

Копии векселей — основа «дружественной» схемы. Она реализуется быстро, было бы желание. Компания владеет подлинным ликвидным векселем; его хочет украсть наемное руководство предприятия. Для этого заключается договор обмена векселей с подставной, подконтрольной мошенникам компанией. По словам председателя совета Ассоциации участников вексельного рынка Александра Макеева, создать такую фирму стоит недорого, всего $200–300. После совершения всех необходимых действий подставные фирмы исчезают: расходы по созданию фирмы мизерны в сравнении с объемом мошеннической операции.

Через подставную компанию настоящая бумага обменивается на «призрак» (копию реального и тоже ликвидного векселя). «Призрак» потом перепродают с рассрочкой (желательно лет на десять) уже в другую, тоже подставную компанию, а она скрывается и гасить задолженность не торопится. Получается, что вексель «уплыл», а у предприятия появился сомнительный должник в виде фирмы, которой была перепродана копия векселя.

Перепродажа и долг нужны для того, чтобы замаскировать аферу. Этот метод эффективно работает. К оформлению всех сделок, задействованных в схеме, придраться сложно, а значит, и заметить мошенничество не так-то просто. Как правило, владельцы обманутой компании спохватываются только после того, как в фирму приходит новый менеджер или главный бухгалтер, который натыкается на сомнительный долг. Однако даже если он замечен, распутать схему будет непросто, ведь по документам проходят реальные векселя: копия, на которую обменен «уведенный» вексель, была снята с реально существующего, и если позвонить его эмитентам, они подтвердят существование бумаги. Остается только распутывать цепочку владельцев векселя и доказывать, что компания, с которой произошел обмен векселями, передала не реальную бумагу, а лишь ее копию.

Торговля копиями векселей открывает для мошенников огромные перспективы. «Дружественная» схема — это лишь одна из вариаций мошеннических приемов. Но есть и более изощренные способы применения копий реально существующих векселей, которые еще называют векселями-призраками. Их можно использовать для вывода любых активов из компании, а также при желании ее обанкротить. «Мошенники, вступив предварительно в сговор с кем-либо из руководства предприятия, заключают фиктивный договор купли-продажи векселя, — рассказывает Александр Сотов. — После этого приобретенный вексель перепродают какому-либо другому лицу, которое скрывается, не заплатив за ценную бумагу».

Суть мошенничества заключается в том, что при заключении первого договора фактической передачи векселя не было, использовали лишь его копию. Раньше для подобных афер применяли векселя несуществующих организаций, но в связи с упорядочением вексельного обращения и развитием информационных сетей прежний образ действий стал опасным. А при использовании «призрачного» векселя мошенникам нечего бояться: если кто-то из службы безопасности и ревизионной комиссии свяжется с векселедателем и наведет справки, факт выпуска векселя подтвердят. Иногда недобросовестные менеджеры даже сами инициируют такие запросы, чтобы впоследствии снять с себя обвинение в недобросовестности, считают эксперты.

Заплатить за «призрачный» вексель можно как деньгами, так и активами, а значит, при желании из предприятия можно увести не только деньги, но и любое другое имущество. Если аппетиты мошенников еще больше, то они с помощью похожей схемы могут даже обанкротить компанию или произвести недружественное поглощение. Для этого им нужно создать фиктивную задолженность. Она получается за счет того, что компания покупает вексель-призрак с отсрочкой платежа и тут же перепродает копию векселя подставной фирме, которая исчезает, не оплатив свою покупку. Через некоторое время первый продавец требует у предприятия, ведомого к банкротству, немедленно расплатиться за вексель. Для такой аферы используют векселя, выданные на крупные суммы, поэтому требования кредитора могут привести к банкротству компании и ее последующему захвату.

Фальсификация векселей.

Подделки можно разделить на собственно изготовление фальшивых векселей и выпуск векселя, не отвечающего требованиям законодательства, который по этой причине не может считаться ценной бумагой.

Техническая подделка — самый распространенный и нехитрый способ обмана эмитента векселя и контрагента. Чаще всего встречается подделка реально существующих векселей крупных компаний и банков с целью расплатиться ими или предъявить к погашению.

Несмотря на высокую степень защиты ценных бумаг, подделки достигают значительного сходства с подлинными. Но обычно поддельные векселя легко выявляются самими работниками эмитентов при попытке сбыть их в банк или при обращении для проверки их подлинности.

Наряду с технической подделкой часть преступлений совершается с использованием похищенных подлинных бланков ценных бумаг, в которые вносятся ложные сведения об их выдаче и предыдущих держателях, проставляются оттиски поддельных печатей. Кроме того, известны случаи, когда, покупая реальный вексель, в дальнейшем мошенники изготавливают несколько его копий и пытаются сбыть различным контрагентам. Сложность для выявления в этом случае возникает из-за того, что любая проверка (например, если эмитент векселя сам регистрирует его историю и каждый переход от одного держателя (индоссанта) к другому) показывает, что он действительно принадлежит компании-продавцу. Оперативно проконтролировать, сколько раз контрагент уже реализовал копию одной и той же ценной бумаги, будет затруднительно.

Интеллектуальный подлог. К более сложным способам фальсификации можно отнести выдачу векселей с заведомыми пороками, что влечет признание их недействительными. В этом случае эмитент векселя надеется на плохое знание приобретателем нормативных актов и, как показывает практика, не напрасно.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 11.03.97 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», вексель может быть составлен только на бумаге[22].

1) Завладениевекселем под видом его покупки, с использованием поддельных документов об оплате.

Хищение под видом покупки характерно для тех случаев, когда вексель находится на ответственном хранении вне пределов организации – векселедателя, в депозитарии. Нередко указанное место хранения векселя избирается по инициативе мошенников.

В процессе подготовки к «покупке» векселей мошенники заключают договор и таким образом завладевают образцами бланков, печати и подписей уполномоченных лиц. После перевода векселей в банк-депозитарий (или филиал) под благовидным предлогом откладывают на некоторый срок завершение сделки (иногда задержка оплаты может быть оговорена заранее под предлогом перевода денежных средств из других регионов). Одновременно изготавливаются поддельные документы об оплате векселей, которые мошенники предъявляют организации-депозитарию и завладевают ценными бумагами.

По аналогичной схеме совершаются хищения векселей, переданных по той или иной причине на ответственное хранение в филиал или представительство выпустившего их банка. Необходимым условием реализации преступного замысла является выведение похищаемых векселей из непосредственного владения векселедателя в распоряжение третьей организации – банка депонента либо филиала банка-векселедателя.

Иллюстрацией описанного способа мошенничества может служить хищение простых векселей ООО «Ресурс» номиналом 50 млн. руб.. А именно: 4 июля 2004 г. АКБ «Интеллект-Банк» (ЗАО) заключил договор о покупке названных векселей у ЗАО «Наса и Ко». По условиям приобретения ценных бумаг ЗАО «Наса и Ко» поместило векселя на хранение в депозитарий Сбербанка России сроком до 20 июля 2004 г. Затем один из сотрудников «Интеллект-Банка» в соучастии с другими лицами изготовил поддельные документы об оплате векселей продавцу. В целях подделки использовалась информация, полученная в процессе подготовки договора покупки веселей. Векселя были получены по поддельным документам в депозитарии неустановленными лицами и 9 июля 2004 г. погашены в структурных подразделениях Сбербанка России[23].

Совершению подобного рода мошенничества способствуют просчеты в организации операций с векселями; утечка конфиденциальной информации о планирующейся сделке, реквизитах векселя и других документов, связанных с покупкой ценной бумаги.

2) Подмена подлинного векселя на поддельный в процессе обмена документами (в процессе заключения «сделки» либо иных действий, связанных с временным выходом векселя из владения) с потерпевшим.

Механизм обмана заключается в следующем. Мошенник приобретает вексель на весьма значительную сумму и, имея в своем распоряжении подлинник, изготавливает высококачественную копию ценной бумаги. Затем в оговоренный срок он предъявляет поддельный вексель вместо подлинного к оплате векселедателю. Плательщик, как правило, оплачивает ценную бумагу без тщательной проверки подлинности векселя. Недостатку внимания с его стороны способствуют: подтверждение факта выдачи бумаги с указанными реквизитами данными информационной системы плательщика, внутренними учетными документами и документами, сопровождающими выдачу векселя (договор купли-продажи, акт приема-передачи) организации - векселедателя; иногда «хорошо» знакомый контрагент – первый векселедержатель.

В указанной мошеннической схеме могут быть использованы одновременно два документа – подлинник и подделка. В этом случае первоначально предъявляется к оплате подлинный вексель. После проверки его подлинности ценная бумага под заранее продуманным предлогом на короткое время передается в руки мошенника, который производит ее подмену на подделку практически в присутствии плательщика по векселю. Подлинный вексель мошенник продает другому лицу, которое затем также предъявляет его к оплате.

,,Ноу-хау” из-за границы.

В последние два-три года широкое распространение получил следующий вариант мошеннических действий с использованием векселей, якобы выпущенных иностранными компаниями.

Компания «А», находящаяся в России, заключает договор с компанией «В», находящейся за границей, о поставке в адрес «А» бланков векселей. «В» высылает их бандеролью или заказным письмом, не выставляя номинал, но, заполняя все реквизиты, и, проставляя все подписи, и даже печати Бланки проходят границу без пошлин и досмотра (сотрудники таможни могут просканировать бандероль, но не имеют права ее вскрыть). Компания «А» проставляет на бланках векселей номинал и использует их в различных сделках. Разумеется, компания «В» не собирается платить по ним, поскольку в договоре сказано, что она поставляет лишь бланки ценных бумаг. В результате обманутый держатель такого «векселя» может обратиться с иском о взыскании вексельной суммы только к предыдущему держателю (индоссанту)[24].

Подводя итог этой главы можно сделать следующие выводы:

Один из рассмотренных вопросов вексельного обращения в России – документарная форма векселя. Из-за этого вексельный оборот подвержен следующим рискам – дефект формы, возможность утраты, кражи и подделки, и др. Бумажная форма определяет необходимость дополнительных расходов и издержек, связанных с транспортировкой, проверкой подлинности, хранения векселей.

Следующая проблема, рассмотренная выше – возможность криминального использования векселей. Следует признать, что вексель был и остается одним из самых простых инструментов привлечения средств и работы с задолженностью. Отсюда и неугасающий интерес к нему со стороны недобросовестных участников рынка.

Еще одна из рассмотренных проблем выше – это способы совершения мошенничества с векселями. Предусмотреть все возможные схемы мошенничества при работе с векселями, разумеется, нельзя. Как правило, компании вырабатывают определенный порядок взаимодействия с контрагентами при вексельных расчетах и минимизируют риск мошенничества доверием и взаимной выгодой.


Наши рекомендации