Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг).

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг исчисляются путем сравнения фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем, что в результате дает возможность определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.

Коэффициент удовлетворения потребности в каком-либо товаре имеет вид:

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru ,

Коэффициент удовлетворения потребностей может вычисляться и в агрегатной форме, тогда он показывает удовлетворение потребности населения по всем потребительским товарам и услугам и записывается в стоимостном выражении.

– индивидуальный индекс общего объема потребления i-того товара:

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru ,

где Sqi1, Sqi0 – объемы потребления i-того товара в базисном и текущем периодах; iq – индивидуальный индекс среднедушевого потребления i-того товара

14. Дифференциации потребления. Изучение зависимости объема потребления от уровня доходов. Понятие эластичности потребления.

Как было отмечено ранее, одной из задач статистики потребления является исследование структуры потребительских расходов населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Обычно структура потребления населения обуславливается структура его потребительских расходов. В укрупненном виде выделяются следующие виды расходов: продукты питания; непродовольственные товары; алкогольные напитки; оплата услуг. Структура потребительских расходов населения изучается по материалам выборного исследования бюджетов домашних хозяйств. Структура потребительских расходов дифференцируется по социальным группам с разными доходами. Здесь и по сей день, действует закон Энгеля (середина 19 века) – чем ниже доход, тем большая доля расходов должна быть предназначена на питание. С ростом доходов возрастает доля расходов на удовлетворение культурных потребностей.

Существуют и другие эмпирические законы:

- закон Швабе (1868 г.) – чем беднее семья, тем большая доля расходов идет на жилище;

- закон Райта (1875 г.) – чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходе;

- закон Хини – если продовольственные расходы больше или меньше в арифметической прогрессии, то виды расходов стремятся изменится в обратном направлении и в геометрической прогрессии.

Дифференциация потребления может рассматриваться с различных аспектов:

1) дифференциация по доле удовлетворения в жилище;

2) дифференциация по степени удовлетворения потребностей в товарах культурно-бытовом назначении, товар длительного пользования: н-р, в низкодоходных группах в 1,5 раза больше холодильников, в 9 раз – фотоаппаратов, в 12 раз пылесосов, чем в высокодоходных группах;

3) дифференциация в потреблении в зависимости от состава домохозяйств. Здесь имеется устойчивая тенденция уменьшения среднедушевых потребительских расходов с ростом числа членов домохозяйства. По мере прибавления еще одного человека они уменьшаются на 24%. Н-р, если принять потребление благ общедомашнего пользования для хозяйства без детей за 100% (в среднем на человека), то при одном ребенке эта величина уменьшится до 81%, 2-х до 63%, 3-х – 53%, 4-х – 48%.

Этот феномен получил название относительная экономика домохозяйства.

Наиболее общим показателем оценки структурных различий в потребительских расходах является интегральный коэффициент структуры сдвигов Гатев (Болгария).

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru ;

где Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru - доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.

Этот показатель имеет значение от 0 до 1. Если → 0, то сравниваемые структуры неизменны, если → 1, то структура расходов в отчетном периоде изменилась.

Этот же коэффициент можно посчитать и по-другому:

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru ;

где Vi, Vj – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов; i и j номера сравниваемых групп по душевому доходу.

Этот показатель используется, когда есть данные о группировке населения по доходам, обычно сравнивают высокодоходные группы (i) с низкодоходными (j).

Изучение дифференциации потребления использует практически весь основной аппарат статистики:

- изучение вариационных рядов по размеру среднедушевого потребления (средняя, дисперсия, ХХ, ХХХ, эксцесс, ассимиляция);

- расчет основных показателей доходов (темп роста, …);

- структурные сдвиги в потреблении;

- аналитическое выравнивание рядов по разным функциям.

Рассмотрим некоторые аспекты выравнивания.

Рассматривается связь между доходами и расходами населения (х и у). Могут использоваться следующие виды зависимостей:

- множественная зависимость: у=а01×t (если потребление и доходы по определению товаров и услуг изменяются год от года одинаково);

- степенная зависимость: Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru ( если потребление товаров и услуг в силу насыщения все более отстает от изменения доходов);

- параболическая функция: Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru (если по мере доходов потребление возрастает все более быстрыми темпами).

С помощью известных процедур РА строится адекватная зависимость объема потребления услуг от дохода (х), или зависимость между ценами на товары и услуги (х) и уровнем потребления (у).

Примеры

Расчет показателя структуры сдвигов Гатева.

Структура потребления расходов населения при потреблении услуг.

Оказанные услуги Расходы на потребление услуг в % (V0-V1) Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru
1993 (V0) 1994 (V1)
Бытовые 18,8 12,9 34,8 519,8
Пассажирский транспорт 38,0 39,3 1,69
Связи 8,4 10,4 178,7
Жилье 14,7 18,4 13,7 554,6
Содержание в д/с 2,8 2,4 0,16 13,6
Культуры 2,1 1,6 0,25 6,97
Туризм 2,5 1,7 0,64 9,14
Физ-ра и спорт 0,2 0,2 0,08
Здравоохранение 1,8 1,9 0,01 7,03
Санатории 6,5 5,3 1,2 62,9
Правового характера 1,9 1,2 0,49 3,72
Другие 2,3 4,7 0,36 32,88
      S=57,3

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru

  x, тыс y t t2 y×t g
3,8 -3 -204 69,113
4,09 -2 -134 69,5
4,8 -1 -67 66,57
7,5 65,285
62,7
61,4
    S=457   -405 S=458,5

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru

у=65,285 – 1,285t Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru

Методы РА применяются и для исследования эластичности потребления.

Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины (н-р, потребления) на изменение другой (цен или дохода).

По значению коэффициента а1в уравнении регрессии можно сделать вывод о том, насколько в среднем изменится значение (потребление) при изменении фактора х(н-р, дохода) на одну единицу в пределах фактической вариации фактора х.

Товарооборот. Коэффициент эластичности потребления показывает на сколько % в среднем изменится величина услуг (потребления) с изменением величины х на 1%.

Для разных форм связи этот показатель имеет вид:

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru - линейная зависимость Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru - степенная зависимость Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru - параболическая зависимость

Эти коэффициенты рассчитываются по выравненным данным их называют теоретические коэффициенты Эп.

Эмпирические коэффициенты Эп рассчитываются по формуле Маршалла:

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru

где х и у – начальный доход и потребление.

Δх и Δу – их приращение за период.

При сравнении эластичности потребления 2-х групп населения с разным уровнем динамики применяется формула:

Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг). - student2.ru

где xi и yi – доходы и потребление i-той группы населения.

хi+1 и yi+1 – доходы и потребление высшей группы населения.

Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг.

Товары, для которых Эп < 0, называются малоценными. В этом случае коэффициент означает, что с увеличением доходов потребления этих товаров уменьшается. (хлеб, продукты).

Чем выше Эп ,тем быстрее растет потребление товаров при росте доходов (и наоборот). Принято выделять товары с малой эластичностью (0<Эп<1), средней »(Эп»1) и высокой Эп>1.

Общая закономерность: большей эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров и товаров ограниченного спроса (ювелирные украшения …) и индивидуальных транспортных средств.

Менее эластично потребление товаров первой необходимости (одежда, обувь). Среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов, менее картофель и хлеб

Наши рекомендации