Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг, их динамика (коэффициент удовлетворения потребности, общие и индивидуальные индексы потребления товаров и услуг).
Показатели сравнительной оценки потребления товаров и услуг исчисляются путем сравнения фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем, что в результате дает возможность определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.
Коэффициент удовлетворения потребности в каком-либо товаре имеет вид:
,
Коэффициент удовлетворения потребностей может вычисляться и в агрегатной форме, тогда он показывает удовлетворение потребности населения по всем потребительским товарам и услугам и записывается в стоимостном выражении.
– индивидуальный индекс общего объема потребления i-того товара:
,
где Sqi1, Sqi0 – объемы потребления i-того товара в базисном и текущем периодах; iq – индивидуальный индекс среднедушевого потребления i-того товара
14. Дифференциации потребления. Изучение зависимости объема потребления от уровня доходов. Понятие эластичности потребления.
Как было отмечено ранее, одной из задач статистики потребления является исследование структуры потребительских расходов населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Обычно структура потребления населения обуславливается структура его потребительских расходов. В укрупненном виде выделяются следующие виды расходов: продукты питания; непродовольственные товары; алкогольные напитки; оплата услуг. Структура потребительских расходов населения изучается по материалам выборного исследования бюджетов домашних хозяйств. Структура потребительских расходов дифференцируется по социальным группам с разными доходами. Здесь и по сей день, действует закон Энгеля (середина 19 века) – чем ниже доход, тем большая доля расходов должна быть предназначена на питание. С ростом доходов возрастает доля расходов на удовлетворение культурных потребностей.
Существуют и другие эмпирические законы:
- закон Швабе (1868 г.) – чем беднее семья, тем большая доля расходов идет на жилище;
- закон Райта (1875 г.) – чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходе;
- закон Хини – если продовольственные расходы больше или меньше в арифметической прогрессии, то виды расходов стремятся изменится в обратном направлении и в геометрической прогрессии.
Дифференциация потребления может рассматриваться с различных аспектов:
1) дифференциация по доле удовлетворения в жилище;
2) дифференциация по степени удовлетворения потребностей в товарах культурно-бытовом назначении, товар длительного пользования: н-р, в низкодоходных группах в 1,5 раза больше холодильников, в 9 раз – фотоаппаратов, в 12 раз пылесосов, чем в высокодоходных группах;
3) дифференциация в потреблении в зависимости от состава домохозяйств. Здесь имеется устойчивая тенденция уменьшения среднедушевых потребительских расходов с ростом числа членов домохозяйства. По мере прибавления еще одного человека они уменьшаются на 24%. Н-р, если принять потребление благ общедомашнего пользования для хозяйства без детей за 100% (в среднем на человека), то при одном ребенке эта величина уменьшится до 81%, 2-х до 63%, 3-х – 53%, 4-х – 48%.
Этот феномен получил название относительная экономика домохозяйства.
Наиболее общим показателем оценки структурных различий в потребительских расходах является интегральный коэффициент структуры сдвигов Гатев (Болгария).
;
где - доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.
Этот показатель имеет значение от 0 до 1. Если → 0, то сравниваемые структуры неизменны, если → 1, то структура расходов в отчетном периоде изменилась.
Этот же коэффициент можно посчитать и по-другому:
;
где Vi, Vj – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов; i и j номера сравниваемых групп по душевому доходу.
Этот показатель используется, когда есть данные о группировке населения по доходам, обычно сравнивают высокодоходные группы (i) с низкодоходными (j).
Изучение дифференциации потребления использует практически весь основной аппарат статистики:
- изучение вариационных рядов по размеру среднедушевого потребления (средняя, дисперсия, ХХ, ХХХ, эксцесс, ассимиляция);
- расчет основных показателей доходов (темп роста, …);
- структурные сдвиги в потреблении;
- аналитическое выравнивание рядов по разным функциям.
Рассмотрим некоторые аспекты выравнивания.
Рассматривается связь между доходами и расходами населения (х и у). Могут использоваться следующие виды зависимостей:
- множественная зависимость: у=а0+а1×t (если потребление и доходы по определению товаров и услуг изменяются год от года одинаково);
- степенная зависимость: ( если потребление товаров и услуг в силу насыщения все более отстает от изменения доходов);
- параболическая функция: (если по мере доходов потребление возрастает все более быстрыми темпами).
С помощью известных процедур РА строится адекватная зависимость объема потребления услуг от дохода (х), или зависимость между ценами на товары и услуги (х) и уровнем потребления (у).
Примеры
Расчет показателя структуры сдвигов Гатева.
Структура потребления расходов населения при потреблении услуг.
Оказанные услуги | Расходы на потребление услуг в % | (V0-V1) | ||
1993 (V0) | 1994 (V1) | |||
Бытовые | 18,8 | 12,9 | 34,8 | 519,8 |
Пассажирский транспорт | 38,0 | 39,3 | 1,69 | |
Связи | 8,4 | 10,4 | 178,7 | |
Жилье | 14,7 | 18,4 | 13,7 | 554,6 |
Содержание в д/с | 2,8 | 2,4 | 0,16 | 13,6 |
Культуры | 2,1 | 1,6 | 0,25 | 6,97 |
Туризм | 2,5 | 1,7 | 0,64 | 9,14 |
Физ-ра и спорт | 0,2 | 0,2 | 0,08 | |
Здравоохранение | 1,8 | 1,9 | 0,01 | 7,03 |
Санатории | 6,5 | 5,3 | 1,2 | 62,9 |
Правового характера | 1,9 | 1,2 | 0,49 | 3,72 |
Другие | 2,3 | 4,7 | 0,36 | 32,88 |
S=57,3 |
x, тыс | y | t | t2 | y×t | g | |
3,8 | -3 | -204 | 69,113 | |||
4,09 | -2 | -134 | 69,5 | |||
4,8 | -1 | -67 | 66,57 | |||
7,5 | 65,285 | |||||
62,7 | ||||||
61,4 | ||||||
S=457 | -405 | S=458,5 |
у=65,285 – 1,285t
Методы РА применяются и для исследования эластичности потребления.
Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины (н-р, потребления) на изменение другой (цен или дохода).
По значению коэффициента а1в уравнении регрессии можно сделать вывод о том, насколько в среднем изменится значение (потребление) при изменении фактора х(н-р, дохода) на одну единицу в пределах фактической вариации фактора х.
Товарооборот. Коэффициент эластичности потребления показывает на сколько % в среднем изменится величина услуг (потребления) с изменением величины х на 1%.
Для разных форм связи этот показатель имеет вид:
- линейная зависимость - степенная зависимость - параболическая зависимость |
Эти коэффициенты рассчитываются по выравненным данным их называют теоретические коэффициенты Эп.
Эмпирические коэффициенты Эп рассчитываются по формуле Маршалла:
где х и у – начальный доход и потребление.
Δх и Δу – их приращение за период.
При сравнении эластичности потребления 2-х групп населения с разным уровнем динамики применяется формула:
где xi и yi – доходы и потребление i-той группы населения.
хi+1 и yi+1 – доходы и потребление высшей группы населения.
Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг.
Товары, для которых Эп < 0, называются малоценными. В этом случае коэффициент означает, что с увеличением доходов потребления этих товаров уменьшается. (хлеб, продукты).
Чем выше Эп ,тем быстрее растет потребление товаров при росте доходов (и наоборот). Принято выделять товары с малой эластичностью (0<Эп<1), средней »(Эп»1) и высокой Эп>1.
Общая закономерность: большей эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров и товаров ограниченного спроса (ювелирные украшения …) и индивидуальных транспортных средств.
Менее эластично потребление товаров первой необходимости (одежда, обувь). Среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов, менее картофель и хлеб