Кейс 1. Деятельность ФТС России по осуществлению содействия развитию внешнеэкономической деятельности

В 2013 году деятельность ФТС России была направлена на достижение целей, определенных Концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года
и другими документами Правительства Российской Федерации.

ФТС России продолжала работу по внедрению новых прогрессивных технологий таможенного администрирования, оптимизации таможенных процедур, развитию таможенной инфраструктуры и ее технической оснащенности, что способствовало формированию благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставления государственных услуг.

Все это оказывало позитивное влияние на решение задач по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации, содействию активизации внешнеторговой деятельности и повышению конкурентоспособности российской экономики. По показателю «Международная торговля» в рейтинге Всемирного банка «DoingBusiness» Российская Федерация поднялась на 5 пунктов – со 162 до 157 места.

В результате последовательного исполнения плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 июня 2012 г. № 1125-р, уменьшилось количество необходимых для осуществления импорта документов, время проведения таможенными органами государственного контроля в пунктах пропуска на границе Таможенного союза сократилось в среднем на 40 минут и в настоящее время составляет 40-45 минут, более 90 % ввозимых товаров оформляется в течение 24 часов, а товары,
не облагаемые вывозными пошлинами, – не более 4 часов.

В соответствии с Перечнем государственных программ Российской Федерации (далее – госпрограммы), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р,
ФТС России в 2013 году заявлена для участия в 10 госпрограммах (2 из которых не утверждены до настоящего времени:«Обеспечение обороноспособности страны» и «Развитие пенсионной системы»).

Участие ФТС России в госпрограммах «Экономическое развитие
и инновационная экономика», «Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности», «Социальная поддержка граждан», «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», «Социально-экономическое развитие Калининградской области», «Противодействие незаконному обороту наркотиков» ограничено исполнением отдельных мероприятий, направленных на повышение качества и доступности образовательных услуг, поддержку социально незащищенных слоев населения, обеспечение высоких стандартов личной безопасности и общественного порядка, повышение результативности противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р утверждена госпрограмма «Развитие внешнеэкономической деятельности», в которую включена подпрограмма ФТС России «Совершенствование таможенной деятельности».

Работа, проводимая ФТС России в рамках реализации Плана для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации, обеспечения максимального содействия внешнеторговой деятельности, позволила в 2013 году достичь:

· увеличения до 56 % доли участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами;

· увеличения до 58 % доли деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях.

Работа по обеспечению полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, повышению конкурентоспособности российской экономики позволила в 2013 году обеспечить:

· выполнение прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет – 101,6 % от запланированного уровня;

· увеличение до 87 % доли решений таможенных органов по таможенной стоимости, не отмененных судебными органами, в общем объеме корректировок таможенной стоимости;

· снижение до 0,2 % доли платежей, возвращенных участникам внешнеэкономической деятельности в результате судебных решений
о корректировке таможенной стоимости, в общем объеме платежей, взысканных таможенными органами, и до 0,19 % – доли таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме поступивших таможенных платежей в федеральный бюджет.

Источник:customs.ru - Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России.

Задание:Ответьте на поставленные ниже вопросы.

· Какие документы для ФТС РФ являются основополагающими для реализации стратегических планов?

· Какие мероприятия были проведены с целью повышения эффективности системы управления ФТС РФ?

· Охарактеризуйте достигнутые результаты деятельности ФТС РФ за представленный период.

· Какие важные цели и задачи поставлены перед ФТС РФ на перспективу?

Вопрос 1

Таможенный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ);

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе»;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ);

4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

5. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;

6. Федеральные законы о федеральном бюджете.

Вопрос 2. В 2012 – 2013 годах развитие бюджетной системы Российской Федерации осуществлялось в рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.

Указанной программой был предусмотрен переход в 2011 – 2012 годах к программному бюджету, формируемому на основе перечня государственных программ Российской Федерации (далее – государственные программы), определяющих все основные направления экономической и социальной политики Правительства Российской Федерации, охватывая до 97% расходной части федерального бюджета.

В соответствии с заявленными планами государственные программы должны были стать инструментом повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и обеспечивать достижение целей Правительства Российской Федерации, ориентированных на значимые для населения страны конечные результаты.

В целях обеспечения нормативно-правового регулирования реализации новых подходов к программно-целевому принципу организации деятельности утверждены:

Перечень государственных программ Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р);

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588);

Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. № 690).

В конце 2013 года был издан ряд правовых актов Правительства Российской Федерации, содержащих меры по совершенствованию системы государственного управления и дальнейшей модернизации бюджетного процесса:

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года (утверждены 31 января 2013 г.);

Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р).

В указанных документах сказано о необходимости развития системы стратегического планирования в тесной увязке с бюджетным планированием, а государственные программы определены в качестве инструмента повышения эффективности бюджетных расходов в условиях дальнейшего внедрения в деятельность федеральных органов исполнительной власти программно-целевых методов государственного управления.

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» предусмотрен переход к формированию бюджетов главных распорядителей бюджетных средств в структуре государственных программ.

Федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в структуре государственных программ.

3. За период 2012 – 2013 годов Правительством Российской Федерации были утверждены 39 государственных программ.

Указанные государственные программы представляют собой документы среднесрочного стратегического планирования, определяющие цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей Правительства Российской Федерации.

Основными направлениями государственных программ в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р являются:

инновационное развитие и модернизация экономики;

обеспечение национальной безопасности;

новое качество жизни;

сбалансированное региональное развитие.

ФТС России участвует в рамках своих полномочий в реализации 10 государственных программ по 4-м названным направления

4. Стратегическая цель № 1 «Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов» достигается решением следующих тактических задач.

Задача 1.1. Сокращение задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных платежей, в том числе за счет усиления контроля и оптимизации применения мер, предотвращающих возникновений такой задолженности.

Задача 1.2. Усиление контроля за достоверностью декларирования товаровЗадача 1.3. Повышение эффективности валютного контроля. Задача 1.3. Повышение эффективности валютного контроля. Задача 1.3. Повышение эффективности валютного контроля. Стратегическая цель № 2 «Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем» достигается решением следующих тактических задач.

Задача 2.1. Упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров

Задача 1.4. Совершенствование законодательства Российской Федерации, применение которого относится к компетенции таможенных органов и осуществление контроля его соблюдения. Повышение уровня законности принимаемых (совершаемых) таможенными органами решений действий, (бездействия) в сфере таможенного дела. Задача 2.2. Повышение информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов Задача 2.3. Создание благоприятных условий для осуществления транзита товаров через территорию Российской Федерации. Задача 2.5. Смещение таможенного контроля товаров с этапа основного таможенного оформления на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также на этап после выпуска товаров в свободное обращение. Задача 2.4. Внедрение выборочных методов таможенного контроля на основе применения системы управления рисками, уменьшение субъективизма при принятии решений о выпуске товаров. Задача 2.6. Противодействие коррупционным проявлениям и должностным правонарушениям в таможенных органах. Стратегическая цель № 3 «Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен» достигается решением следующих тактических задач.

Задача 3.1. Обеспечение полного контроля за перемещением запрещенных и ограниченных к ввозу товаров.

Задача 3.2. Укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков, контрафактной продукцией и другими правонарушениями в таможенной сфере.

Наши рекомендации