Раздел 4.1 Общие требования
Введение
При пересмотре стандартов семейства ИСО 9000 наиболее важными целями были две:
a)разработка упрощенного комплекта стандартов, которые в равной степени будут применимы как к малым, так и к средним и большим организациям, и
b)чтобы объем и степень детализации требуемой стандартами документации в большей степени соответствовали желаемым результатам функционирования процессов организации.
Стандарт ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества – Требования» достиг этих целей, и задача этого дополнительного руководства - объяснить смысл той части этого нового стандарта, которая относится к документации.
В ИСО 9001:2008 значительно снижены требования к документации, и он является гораздо менее предписывающим, чем редакция этого стандарта от 1994 года. Он предоставляет организации больше гибкости в выборе способа документирования своей системы менеджмента качества (СМК). Это позволяет каждой отдельной организации разрабатывать минимальное количество документации, необходимой для того, чтобы демонстрировать эффективное планирование, функционирование и управление ее процессами, а также внедрение и постоянное улучшение результативности ее СМК.Особо обращаем внимание на то, что ИСО 9001 требует (и всегда требовал) «документированную систему менеджмента качества», а не «систему документов».
2. Что является "документом"? - Определения и ссылки
Некоторыми основными целями документации организации, вне зависимости от того, внедрила она официально СМК или нет, является следующие:
а) Распространение информации как инструмент для передачи и обмена информацией. Тип и объем документации будет зависеть от характера продукции и процессов организации, степени формализации систем коммуникации и уровня коммуникационных навыков внутри организации, а также от культуры организации.
б) Доказательство соответствия предоставление доказательств, что то, что планировалось, было действительно сделано.
в) Распространение знаний чтобы распространять и сохранять опыт организации. Типичным примером могут быть технические условия (спецификации), которые могут использоваться в качестве базы для проектирования и разработки новой продукции.
Перечень обычно используемых терминов, относящихся к документации, представлен в Приложении А (термины взяты из ИСО 9000:2008). Следует подчеркнуть, что согласно пункту 4.2 Требования к документации ИСО 9001:2008 документы могут быть на носителе любой форме или типа, при этом в определении термина "документ" в пункте 3.7.2 ИСО 9000:2005 даются следующие примеры носителей:
- бумага
- магнитный носитель
- электронный или оптический компьютерный диск
- фотография
- эталонный образец
Для дальнейшего руководства пользователи могут также обратиться к ISO/TR 10013 «Руководящие указания для документации систем менеджмента качества».
3. Требования ИСО 9001:2008 к документации
Раздел 4.1 Общие требования
ИСО 9001:2008 требует, чтобы организация «создала, документировала, внедрила и поддерживала в рабочем состоянии систему менеджмента качества, а также постоянно повышала ее результативность в соответствии с требованиями данного международного стандарта».
Раздел 4.2.1 Общие положения объясняет, что документация по системе менеджмента качества должна включать:
a) документально оформленные заявления о политике в области качества и целях в области качества
b) руководство по качеству
c) документированные процедуры, требуемые данным международным стандартом
d) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, функционирования и управления ее процессами, и
e) записи, требуемые данным международным стандартом.
Примечания 1 после раздела 4.2.1 поясняют, что в тех случаях, когда стандарт конкретно требует "документированную процедуру", процедура должна быть создана, документирована, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии. Здесь также подчеркивается, что объем документации СМК может отличаться в одной организации от другой в зависимости от:
• размера организации и видов деятельности
• сложности процессов и их взаимодействия между собой, и
• компетентности персонала.
Все документы, которые являются частью СМК, должны управляться согласно раздела 4.2.3 ИСО 9001:2008, или, в случае записей, являющихся особым видом документов, согласно раздела 4.2.4.
4. Руководство по разделу 4.2 ИСО 9001:2000
Следующие комментарии предназначены для того, чтобы помочь пользователям ИСО 9001:2008 понять смысл общих требований к документации данного международного стандарта.
a)Документально оформленные заявления о политике и целях в области качества:
• Требования к политике в области качества определены в разделе 5.3 ИСО 9001:2008. Документированная политика в области качества должна управляться согласно требованиям раздела 4.2.3. Некоторым организациям, которые, может быть, впервые пересматривают свою политику в области качества, для того чтобы удовлетворять требованиям ИСО 9001:2008, необходимо будет уделить особое внимание разделам 4.2.3 (c), (d) и (g).
• Требования к целям в области качества определены в разделе 5.4.1 ИСО 9001:2008. Эти документированные цели в области качества также подчиняются требованиям к управлению документами раздела 4.2.3.
b)Руководство по качеству
• Раздел 4.2.2 ИСО 9001:2008 устанавливает минимальное содержание для руководства по качеству. Выбор формата и структуры руководства является решением самой организации, и будет зависеть от ее размера, уровня культуры и сложности. Некоторые организации могут решить использовать руководство по качеству для других целей, помимо тех, которые связаны с просто документированием СМК.
• Небольшая организация может посчитать подходящим для себя включить в одно руководство по качеству полное описание всей своей СМК, включая все документированные процедуры, требуемые стандартом.
• Крупным и транснациональным организациям могут потребоваться несколько руководств на глобальном, национальном или региональном уровнях, и более сложная иерархия документации.
• Руководство по качеству является документом, который должен управляться согласно требованиям раздела 4.2.3.
c) Документированные процедуры:
ИСО 9001:2008 непосредственно требует, чтобы организация имела "документированные процедуры" для следующих шести видов деятельности:
• 4.2.3 Управление документами
• 4.2.4 Управление записями
• 8.2.2 Внутренний аудит
• 8.3 Управление несоответствующей продукцией
• 8.5.2 Корректирующие действия
• 8.5.3 Предупреждающие действия
• Эти документированные процедуры должны управляться согласно требованиям раздела 4.2.3.
• Некоторые организации могут посчитать более удобным для себя объединение процедур по нескольким видам деятельности в одну документированную процедуру (например, корректирующие действия и предупреждающие действия). Другие могут решить документировать деятельность, используя более чем одну документированную процедуру (например, внутренние аудиты). И то, и другое является приемлемым.
• Некоторым организациям (особенно большим организации или организациям с достаточно сложными процессами), для того чтобы внедрить эффективную СМК, могут потребоваться дополнительные документированные процедуры (особенно в отношении процессов создания продукции).
• Другим организациям могут потребоваться и дополнительные процедуры, однако размеры и/или уровень культуры организации могут позволить ей эффективно внедрить такие процедуры без их обязательного документирования. Вместе с тем, чтобы продемонстрировать соответствие ИСО 9001:2008, организация должна быть в состоянии предоставить объективные доказательства (не обязательно документированные) того, что ее СМК внедрена эффективно.
d)Документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, функционирования и управления ее процессами:
• Для того чтобы продемонстрировать эффективное внедрение своей СМК, организации может потребоваться разрабатывать документы, отличающиеся от документированных процедур. При этом единственными документами, конкретно упомянутыми в ИСО 9001:2008, являются:
- Политика в области качества (раздел 4.2.1.a)
- Цели в области качества (раздел 4.2.1a)
- Руководство по качеству (раздел 4.2.1.b)
- документация, включая записи, определенная организацией как необходимая для гарантии результативного планирования, выполнения и управления своих процессов (раздел 4.2.1.d)
• Существует несколько требований ИСО 9001:2008, при реализации которых организация могла бы добавить ценность к своей СМК и демонстрировать соответствие путем подготовки некоторых других документов, несмотря на то, что стандарт конкретно их не требует. Примерами таких документов могут быть:
• Карты процессов, блок-схемы процессов и/или описания процессов
• Организационные схемы
• Технические условия
• Рабочие инструкции и/или инструкции по проведению испытаний
• Документы, описывающие внутреннюю коммуникацию
• Производственные планы-графики
• Перечни допущенных поставщиков
• Планы проведения контроля и испытаний
• Планы качества
• Все такие документы должны в соответствии с областью применения управляться согласно требованиям раздела 4.2.3 и/или 4.2.4.
e)Записи:
• Примеры записей, непосредственно требуемых ИСО 9001:2008, даны в Приложении Б.
• Организации вправе создавать для себя другие записи, которые могут быть необходимы для того, чтобы демонстрировать соответствие своих процессов, продукции и системы менеджмента качества.
• Требования к управлению записями отличаются от требований к управлению другими документами - все записи должны управляться согласно требованиям раздела 4.2.4 ИСО 9001:2008.
5. Организации, готовящиеся к внедрению СМК
Следующие комментарии могут быть полезными для организаций, которые находятся в процессе внедрения СМК и желают удовлетворять требованиям ИСО 9001:2008.
• Для организаций, которые находятся в процессе внедрения или еще только собираются внедрить СМК, новый стандарт ИСО 9001:2008 особо подчеркивает значение процессного подхода, который включает в себя:
· Идентификацию процессов, необходимых для эффективного внедрения системы менеджмента качества
· Понимание взаимодействий между этими процессами
· Документирование процессов в такой степени, которая необходима для обеспечения эффективного функционирования и управления. (Возможно, для документирования процессов вполне будут подходить карты процесса. Однако, подчеркивается, что документированные карты процессов не являются требованием ИСО 9001:2008)
• Эти процессы включают те процессы, относящиеся к менеджменту, ресурсам, созданию продукции и измерениям, которые связаны с эффективным функционированием СМК.
• Основой для определения объема документации, необходимой для системы менеджмента качества, должен быть анализ процессов, учитывающий требования ИСО 9001:2008. Не должно быть документации, которая правит процессами.
6. Организации, желающие адаптировать имеющуюся СМК
Следующие комментарии предназначены для того, чтобы помочь организациям, которые в настоящее время имеют СМК, отвечающие требованиям ИСО 9001:2000 или 9002:1994, в понимании тех изменений в документации, которые могут потребоваться при переходе к ИСО 9001:2008 или облегчить этот переход.
• Организации с уже имеющейся СМК не нужно будет переписывать всю свою документацию, чтобы удовлетворить требования ИСО 9001:2008. В особенности это касается тех организаций, которые структурировали свою СМК на основе эффективной деятельности, использующей процессный подход. В этом случае существующая документация уже может быть адекватной и на нее можно будет просто сослаться в пересмотренном руководстве по качеству.
• Организации, которая не использовала процессный подход в прошлом, понадобится уделить особое внимание определению ее процессов, их последовательности и взаимодействию.
• Поскольку ИСО 9001:2008 является менее предписывающим, чем редакция стандартов от 2000 года, то организация может быть в состоянии провести некоторое упрощение и/или объединение существующих документов, чтобы упростить свою СМК.
7. Демонстрация соответствия ИСО 9001:2008
Организациям, желающим продемонстрировать соответствие требованиям ИСО 9001:2008 с целью сертификации/регистрации, по контрактным или другим причинам, важно помнить о необходимости предоставления доказательств эффективного внедрения СМК.
• Организации могут быть способны демонстрировать соответствие, не нуждаясь в создании объемной документации.
• Для того чтобы заявить соответствие ИСО 9001:2008, организация должна предоставить объективные свидетельства результативности своих процессов и своей системы менеджмента качества. Раздел 3.8.1 ИСО 9000:2005 определяет «объективное свидетельство» как «данные, подтверждающие существование или истинность чего-либо» и отмечает, что «объективное свидетельство может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами».
• Объективные свидетельства не обязательно зависят от существования документированных процедур, записей или других документов, кроме тех случаев, которые непосредственно указаны в ИСО 9001:2008. В некоторых случаях (например, в разделе 7.1(d) Планирование создания продукции и в разделе 8.2.4 Мониторинг и измерение продукции) сама организация может устанавливать, какие записи необходимы для того, чтобы предоставить эти объективные свидетельства.
• В тех случаях, когда организация не имеет специальной внутренней процедуры для определенного вида деятельности и это не требуется стандартом (например, пункт 5.6 Анализ со стороны руководства), то допустимо выполнять эту деятельность, используя в качестве основы соответствующий раздел ИСО 9001:2008. В этих ситуациях как внутренние, так и внешние аудиты могут использовать текст ИСО 9001:2008 для целей оценки соответствия.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Записи, требуемые ИСО 9001:2008
5.6 Анализ со стороны руководства
6.2.2(e) Образование, подготовка, навыки и опыт
7.1(d) Свидетельства того, что процессы создания продукции и получаемая продукция удовлетворяют требованиям
7.2.2 Результаты анализа требований, относящихся к продукции, и действия, вытекающие из этого анализа
7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки, относящиеся к требованиям к продукции
7.3.4 Результаты анализа проектирования и разработки и всех необходимых действий
7.3.5 Результаты верификации проекта и разработки и всех необходимых действий
7.3.6 Результаты валидации проекта и разработки и всех необходимых действий
7.3.7 Результаты анализа изменений проекта и разработки и всех необходимых действий
7.4.1 Результаты оценки поставщиков и всех необходимых действий, вытекающие из этой оценки
7.5.2(d) Если требуется организации, чтобы продемонстрировать валидацию процессов в тех случаях, когда конечные выходные данные не могут быть верифицированы последующим мониторингом или измерением
7.5.3 Однозначная идентификация продукции в тех случаях, когда прослеживаемость является требованием
7.5.4 Собственность потребителя, которая утеряна, повреждена или когда обнаружено, что она стала непригодной для использования
7.6(а) База, используемая для калибровки или поверки измерительного оборудования, в тех случаях, когда не существует международных или национальных эталонов измерения
7.6 Достоверность результатов предыдущих измерений, если обнаруживается, что измерительное оборудование не соответствует требованиям
7.6 Результаты калибровки и поверки измерительного оборудования
8.2.2 Результаты внутренних аудитов и последующие действия
8.2.4 Указание лиц(а), санкционирующих выпуск продукции
8.3 Характер несоответствий продукции и все последующие предпринятые действия, включая полученные разрешения на отклонения
8.5.2 Результаты корректирующих действий
8.5.3 Результаты предупреждающих действий
Пункт ИСО 9001:2008 | Требуемые стандартом виды записей по качеству | Пример реализации записей по качеству |
5.6.1 | Анализ со стороны руководства | Протокол анализа результативности СМК |
6.2.2 (е) | Сведения об образовании, подготовке, квалификации и практическом опыте | Сертификаты, аттестаты, данные кадрового учета |
7.1 ( d ) | Доказательства, что требования к процессам по выпуску продукции и требования к продукции выполнены | Акт сдачи-приемки работ |
7.2.2 | Результаты анализа требований, относящихся к продукции и действия, вытекающие из этого анализа | Протокол анализа рисков, Согласующие подписи в заявке на подготовку договора |
7.3.2 | Входные данные для проектирования и разработки, относящиеся к требованиям к продукции | ТЗ, задание на разработку, проектирование |
7.3.4 | Результаты анализов проектирования и разработки и все действия, признанные необходимыми | Протоколы анализа необходимых стадий проекта, заключение по проекту, результаты экспертизы проекта |
7.3.5 | Результаты проверки проектирования и разработки и все действия, признанные необходимыми | Подписи на проектных материалах , замечания по проекту |
7.3.6 | Результаты утверждения проектирования и разработки и все действия, признанные необходимыми | Акт приемки опытного образца, подписи на проектных материалах |
7.3.7 | Результаты анализа изменений проектирования и разработки и все действия, признанные необходимыми | Протокол изменений, лист изменений |
7.4.1 | Результаты оценки поставщиков и все действия, признанные необходимыми на основе этих оценок | Протокол оценки, утвержденный список поставщиков |
7.5.2 ( d ) | Записи по валидации процессов производства и обслуживания | Разделы или пункты в технологических картах процессов, программах качества |
7.5.3 | Сведения об особой идентификации продукции, для которой требуется прослеживаемость | Маркировка, бирки |
7.5.4 | Сведения о собственности потребителя, которая утеряна, повреждена или по другим причинам найдена неподходящей для использования | Извещение о браке, дефектная ведомость, акт списания в брак |
7.6 | Записи результатов калибровки и поверки | Свидетельство о калибровке, график поверки, паспорт на прибор |
8.2.2 | Результаты внутренних аудитов и последующие действия | Отчет об аудите, протоколы отклонений |
8.2.4 | Сведения, указывающие лицо или лиц, ответственных за выпуск продукции | Накладные приёмки, акт приёмки ОТК, сертификат соответствия, подпись ответственного за выпуск продукции |
8.3 | Характер несоответствий и все предпринятые последующие действия, включая сделанные уступки | Классификатор дефектов, карточки разрешений на отклонения, акт списания в брак, Протоколы контроля работ, Акт сдачи-приемки работ |
8.5.2 ( e ) | Результаты корректирующих действий | Отметка в контрольной карточке, отметка в плане корректирующих действий |
8.5.3 ( d ) | Результаты предупреждающих действий | Отметка в контрольной карточке, отметка в плане предупреждающих действий |
Перевод осуществлен В.В. Алексиным
под редакцией В.А. Качалова
изменения: Р.Е. Мелихов
ВОПРОС 3