Внешняя экономическая политика: сущность, виды, инструменты.
Внешняя эк-ая пол-ка гос – система мероприятий, направленная на достижение эк-ки страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров. Основной задачей явлется формирование благоприятных внешних экономических условий для расширения воспроизводственного процесса в стране, а т. ж. оптимизация участия страны в международном разделении и кооперации труда. Два вида внешней эк-ой пол-ки: протекционизм (защита), фритрейдество (свобода). Основные составляющие: торговая политика, политика в области иностранных инвестиций, валютная политика.
2 Экономические и административные методы гос регулирования внешн эк-ой пол-ки.Экономические методы, используемые в механизме гос регулировании предполагают косвенное воздействие на внутрихозяйственные экономические процессы. Они реализуются через финансовую и банковскую сферы экономики, по средствам изменения ставки процента, скидок и субсидий, а т. ж. налоговой системы таможенных инструментов системы страхования, стимулирование экспорта ценового механизма. Административные методы основаны на нормативных актах правительства или управленческих решений. Они включают различного рода запреты и ограничения, квотирование или лицензирование, технические нормы и правила безопасности, «добровольные» ограничения экспорта. Организационно-правовые методы- антимонопольное регулирование. Эти методы базируются на законодательной основе, определяющие права различных предпринимательских структур и устанавливающие правила конкуренции, тем самым обеспечивается защита интересов производителей и потребителей.
3 Таможенно-тарифное регулирование.Таможенный тариф в зависимости от контекста может определятся как: – инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товаром перемещаемых через границу и систематизированы в соответствии с ТН ВЮД.; – конкретная ставка таможенной пошлины подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взымаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющимся условием импорта или экспорта. Основные функции таможенной пошлины: фискальная, протекционистская, балансировочная. Классификация таможенной пошлины. По способу взымания: специфические, адвалорные, смешанные. По объекту облажения: импортные, экспортные, транзитные. По характеру: сезонные, антидемпинговые, компенсационные. По типу ставок: постоянные, переменные. По способу вычисления: номинальные, эффективные.
4 Нетарифное регулирование .Среди нетарифных методов выделяют: количественные, методы скрытого протекционизма , финансовые. Количественные ограничения – это административная форма нетарифного гос регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к импорту и экспорту. Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта определенным количеством или суммы на определенный промежуток времени. По направленности действия квоты делятся на : импортные и экспортные. По охвату квоты делятся на : глобальные и индивидуальные. Лицензирование – регулирование внешней экономической деятельности через разрешение выдаваемое гос органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Наиболее распространенными механизмами распределения лицензии явл : Аукцион, система явных предпочтений, распределение лицензий на в неценовой основе. Методы скрытого протекционизма: 1). Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные, технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. 2) внутренние налоги и сборы. 3) политика в рамках гос закупок. 4) требования о содержании местных компонентов. Наиболее распространенными методами торговой политики являются субсидии, кредитование, демпинг.
5 Международное регулирование торговли.Международная торговая пол-ка - согласованная политика государств в целях ведения между ними торговли, а т. ж. его развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества в целом. Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках: ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) ВТО (Всемирная торговая организация) ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.
6. Сущность, формы и причины международного движения капитала. По источникам происхождения капитал, осуществляющий международное движение можно подразделить на официальный и частный. Официальный капитал представляет собой средство государственного бюджета, перемещенный за рубеж или принимаемый из−за рубежа по решению правительств, а так же межправительственных организаций. Частный капитал – это средство частных фирм, банков и др. негосударственных организаций, перенесенные за рубеж, или принимаемые из−за рубежа по решению руководительских органов этих организаций. Международные инвестиции могут осуществляться в 2ух основных формах:1.Производственный(предпринимательский) капитал. 2.Ссудный капитал. Производственный капитал – это капитал, вложенный непосредственно в производство с целью получения прибыли. Причины зарубежных инвестиций предпринимательского капитала:1)Стремление разместить капитал там, где он будет приносить макс прибыль. 2)Стремление сократить уровень налогообложения. Производственный капитал подразделяется на прямые инвестиции и портфельные. Прямые инвестиции – это либо создание собственного предприятия за границей, либо покупка контрольного пакета акций зарубежного предприятия. Портфельные инвестиции – это покупка акций предприятия в обмене, которые не даёт право участвовать в управлении предприятием. Производя прямые зарубежные инвестиции компания по существу создает зарубежный филиал.Такой филиал может иметь различные организационно−правовые формы:1.Дочерняя компания.2.Ассоциировнная компания.3.Определение компании. Формами международного движения ссудного капитала явл международный кредит, т е денежный капитал, отдаваемый собственникам в ссуду, приносящий процент и обслуживающий круговорот функционального капитала. Основные причины международного кредита:1.Возвратность2.Срочность3.Платность4.Обеспеченность. Классификация форм международного кредита:1.по видам а)Товарные кредиты б)Валютные кредиты 2.По валюте займа а)В валюте страны должника б)В валюте страны кредитора в)В валюте третьей страны г)Кредиты в международной счётной единице(СДР) 3. По срокам а)сверхсрочные (до 3х месяцев) б)краткосрочные (до года) в)среднесрочные(от 1 до 5) г)долгосрочные(свыше 5). 4. По обеспеченности а)обеспеченные б)бланковые. 5 По формам предоставления кредита а) наличные(зачисленные на счет в распределении должника) Б) безналичные
7. Регулирование международного движения предпринимательского капитала.Способы регулирования инвестиций можно разделить на национально правовой и международно правовой. Национально правовое регулирование основано прежде всего на использование в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права, но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса. Сегодня во многих странах имеется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. В большинстве развитых стран законодательство включает положения который предоставляет иностранным инвесторам национальный режим принимающей страны т.е. закрепляется отсутствие дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Однако законодательство как правило вводит определенные ограничения исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности. Международно правовой режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно правовой режим может действовать на двухсторонней и многосторонней основах. Двухсторонние международные соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, кроме того эти соглашения содержат положения о защите инвестиций инвесторами и принимающим государством. Многосторонний международный правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах-соглашениях заключенных в рамках международных организаций. В настоящее время приняты и действуют следующие универсальные конвенции: 1. Вашингтонская конвенция 1965 «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами». 2. Сиульская конвенция 1985 г. О создании международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций(МАСИЧИ). Можно выделить следующие особенности международного движения капитала на современном этапе: 1. Основными участниками международного движения капитала продолжают оставаться страны с развитой рыночной экономикой; 2. Ужесточается конкуренция за привлечение иностранных инвестиций; 3. Происходит переоценка факторов, которые являются привлекательными для иностранного капитала; 4. В последние годы преобладают инвестиции на приобретение или поглощение иностранных предприятий и фирм, а не на их создание; 5. Мировые финансовые кризисы выявили негатив последствия использования иностранных кредитов и портфельных инвестиций.
8. Понятие и причины международой миграции рабочей силы. Миграция р.с.- перенаселение трудостопобного населения из одних государств в другие. Сроком более чем на 1 год, вызванная причинами экономического и иного характера.
Иммиграци- вьезд в страну, эмиграция-выезд. Миграционное сальдо-разница между эммиграцией и иммиграцией. «Утечка мозгов»- международнаая эммигарция высококвалифицированных кадров.реэмиграция-возвращение эммигрантов на пмж. Междун-ая миграция сущ-ет в разных формах:1.трудовой.2.семейной.3.реакрациоонной.4.туристической.5.и др.. причины миграции:1.экономическая.2.неэкономическая. к неэкон-им относят: климатические условия, военные.политические,национальные,религиозные,семейный,и др..причины экономического хар-ра кроются в различном уровне эк.развития разных стран. Сущ-ым эк.фактором явл. Наличие органической безработицы во многих слаборазвитых стран.основы эмиграц-ых потоков составляют рабочие, в меньшей степени-служащие. Можно выделить 5 направлений междун-ой миграции р.с.:1. Из развивающихся в промышленноразвитиые страны.2.в рамках развитых стран.3. в рамках развивающихся стран.4. стран с переходной экономикой в развитые.5. из промышленных в развивающиеся.
9.Социально-экономические эффекты...страны получающие рабоч.силу получают след. Преимущества:. 1. Повышается конкурентоспособность производственных страной товаров.2.инностранные раочие предьявляют допол. Спрос на товары и услуги, стимулирют рост произ-ва, а соотвественно и дополнительную занятость.3. при импорте квалиф-ой рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и проф.подготовку.4. инностранные рабочие часто рассматриваются как опред-ый амортизатор в случай кризиса безработицы.5.иностр-ые раотники не обеспечиваются пенсиями и не учит-ются при реализации различного рода соц.программ. к отрицательным относят: 1.возникновение элементов соц.напряженности.2.междунар-ая неприязнь.3.развитие националистических движений. Преимущества стран экспортеров: 1. Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления в страну.3ю бесплатная для странфы экспортера обучающей рабочей силы, новым проф.навыком знакомства с передовой орган-ей труда и др.
10. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.Система регулирования международной миграции рабочей силы вкл законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы миграции, межгосударственные соглашения, международные конвенции и др. нормативные документы. Координируют деятельность национальных миграционных служб система постоянного наблюдения за миграцией(СОПЕМИ). В разрешении проблем эмиграции задействованы как минимум 3 государственных ведомства: 1)Министерство иностранных дел 2)Министерство юстиции в лице миграционных служб 3)Министерство труда. Характерные черты нормативно− правовой базы, регулируемей международную миграцию рабочей силы:1)Качественные требования к иностранной рабочей силе 2)Ограничения личного характера 3)Наличие квотирование 4)Финансовое ограничение 5)Временные ограничения 6)Географические приоритеты 7)Запреты(явные и скрытые). 8)Система санкций.