Государственная политика перераспределения доходов

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. Эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов предполагает установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат, регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции, защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов включает аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и финансирование системы социальной защиты, включающей:

¾ а) систему социального страхования;

¾ б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители.

Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования.

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач:

¾ оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения.

¾ нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих граждан. Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д.

Список литературы

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник.4-е изд. / под общ. Ред. А.В. Сидоровича. М.: МГУ, Издательство "Дело и сервис", 2007. ( 447 с.)

2. Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года // Белорусский экономический журнал. 2006. №3. (4-19с.).

3. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. 2010. №9.(.23 – 27с.).

4. Кобрина Т.Р. Уровень жизни населения растет // НЭГ, № 9.2007.( 20-28с.).

5. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. М.: Финансы и статистика,2010. ( 368 с.).

6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. Минск: ООО "ФУАинформ", 2004 ( 389 c.)

7. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник для эк. вузов. В 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. пер. с англ. Москва: ИНФРА-М. Т.1.2008. (.387 с.)

8. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. М.: Новое знание, 2009.( 462 с.)

9. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2008 г – (400 с.)

10. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. – (415 с.)

12. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред.В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. Мн.: Выш. шк., 2009. –( 408 с.)

13. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред.В.Л. Клюни. Мн., ИП "Экоперспектива", 2010. –( 336 с.)

14. Сакс, Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход. / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен, пер с англ. Москва: Дело, 1999. – (447 с.)

15. Суриков А.Е. Статистика доходов населения. М.: Финстатинформ, 2011. – (239 с.)

Наши рекомендации