Влияние мирового экономического кризиса на экономику Казахстана
Текущий экономический кризис, охвативший все без исключения страны мира, оказался более глубоким, чем все предшествовавшие. На расширенном заседании Правительства Глава государства Н.Назарбаев подчеркнул, что «мировой кризис сегодня по масштабам является самым большим за последние 70 лет». По оценкам экспертов, данный кризис масштабнее даже, чем Великая депрессия тридцатых годов, так как охватил не только банки, но и реальный сектор экономики.
Последствия первой и второй волн финансового кризиса заставили правительства большинства стран предпринять соответствующие меры, направленные на стабилизацию финансового и других секторов экономики. Так, на преодоление последствий финансового кризиса по итогам 2008 г. ведущие экономики мира затратили более 9,4 трлн. долл. США, что составляет 15 % мирового ВВП. В целом разброс расходов по странам составил от 1 % (Австралия, Дания) до 225 % к ВВП (Ирландия). При этом основными направлениями государственной поддержки явились финансовая и банковская системы, стимулирование внутреннего спроса, развитие инфраструктуры и энергетики, а также регулирование рынка труда и системы социальной защиты населения, поддержка жилищного строительства и рынка недвижимости, поддержка сельского хозяйства, экспортоориентированных отраслей, малого бизнеса.
В первую очередь была предпринята мера по стабилизации объемов ликвидности, поскольку мировой кризис отразился, прежде всего, на финансовом секторе. В этой связи, с целью обеспечения более стабильного развития банков и защиты интересов частных клиентов и акционеров данных институтов, были приняты меры по снижению процентных ставок, увеличению объемов приобретаемых корпоративных облигаций, приобретению пакетов акций финансовых институтов, а в отдельных случаях — вплоть до полной их национализации.
В Великобритании, США, Германии и Японии основным инструментом стали государственные гарантии под финансовые средства, выделяемые правительствами контрагентам. Наряду с этим, в странах ЕС, США, России в качестве действенной меры противостояния кризису применяется рекапитализация, другими словами, прямое финансирование банков. В Германии, например, рекапитали- зация банков предусматривала следующие меры: соблюдение требований к вознаграждениям менеджеров, к стратегии ведения бизнеса, прекращение выплат дивидендов акционерам.
Большое внимание, в частности, в европейских странах уделяется вопросам гарантий по страхованию депозитов физических лиц. Еще одним косвенным инструментом стало разрешение на слияние и поглощение банковских и других финансовых структур, тогда как ранее эта мера строго контролировалась государствами.
В сфере реальной экономики можно выделить также общую тенденцию государственной поддержки отдельных предприятий и отраслей, способных обеспечить конкурентоспособность экономики в период кризиса и, особенно, в процессе выхода из него.
Так, в реальном секторе экономики США основными мерами стали: применение налоговых льгот; точечная поддержка предприятий путем предоставления государственных гарантий по кредитам; корректировка таможенно-тарифной политики; поддержка малого бизнеса; совершенствование системы государственных закупок; создание условий сохранения занятости или, по крайней мере, недопущения быстрого роста безработицы. Наряду с этим американская программа помощи проблемным активам (TARP) предусматривает ограничение вознаграждений и выплат, отступных высшему управленческому персоналу, возвращение ранее выплаченных бонусов, если таковые будут признаны ошибочными, сокращение налоговых льгот.
Одним из наиболее перспективных направлений для решения углубляющихся проблем регулирования мировой финансовой системы является разработка механизмов, которые позволят даже в условиях глобализации сохранить суверенность национальных экономик и создать новые мировые финансовые центры. В первую очередь это связано с реформированием мировых валютной, финансовой и торговой систем.
Реформа международной валютной системы предположительно будет происходить в направлении создания региональных валютных зон. При этом выбор резервных валют должен быть основан на оценке обеспеченности основными физическими ресурсами. К числу последних относят запасы и возможные объемы добычи углеводородов, биологические и продовольственные ресурсы, человеческие (демографические) ресурсы и технологические активы, в том числе инфраструктурные.
В настоящее время формирование системы резервных валют происходит в различных регионах мира, в частности, в Китае, странах Персидского залива и Латинской Америки.
Идею преодоления кризиса четко и ясно сформулировал в своей статье «Ключи от кризиса» Н.Назарбаев, который считает, что создание новой мировой валюты позволит в последующем избежать кризиса. По мнению Н.Назарбаева, сегодняшняя мировая валютно-финансовая система безнадежно отстает от современного мира и его потребителей, она тормозит развитие всего мира, так как мировая валюта имеет определенные дефекты .
Во-первых, отмечает Н.Назарбаев, она не была законной, как такового мирового закона, подписанного главами государств, не было. Поэтому валюта Нового мира должна существовать на базе Всемирного закона о мировой валюте.
Во-вторых, деятельность эмитента мировой валюты не была демократичной, так как никто не участвует в принятии решений и деятельности эмитента мировой валюты.
В-третьих, рынок мировой валюты не является конкурентным, поскольку не существует мировых институтов, контролирующих правила конкурентной деятельности.
Мотором и двигателем развития Нового мира Н.Назарбаев считает «мировое саморастущее богатство, основанное на новой бездефектной мировой валюте».
В настоящее время Казахстан вместе с партнерами по ЕврАзЭС и ШОС создает условия для создания регионального эмиссионного Центра валюты нового качества, которая могла бы взять на себя функцию Евразийской наднациональной расчетной единицы (ЕНРЕ). Данная единица, как и другие системы региональных и континентальных валютно-расчетных единиц, которые разрабатываются в Азии (Asian currency Unit), в районе Персидского залива (динар или халиджи), в Африке (афро), позволит снять нагрузку со старой «дефектной» валюты.
В последующем региональные и континентальные валюты могут служить предпосылкой для создания новой мировой межконтинентальной валюты. Эта новая мировая валюта будет бездефектной. Она будет контролироваться всемирным законом о мировой валюте, будет абсолютно цивилизованной. Как далее отмечает Н.Назарбаев, на цивилизованном рынке ничьи частные интересы не ущемляются, что в настоящее время не соблюдается. Эмитенты новой мировой валюты должны нести ответственность перед субъектами-пользователями. По мнению Н.Назарбаева, именно безответственность эмитентов тоже способствовала приведению к глобальному экономическому кризису.
Последствия мирового кризиса показывают, что глобализация и интеграция имеют как положительные, так и отрицательные черты. Одно из негативных последствий — большая зависимость национальной экономики в целом и ее отдельных субъектов от мировых рынков. Кризисные явления на мировых рынках сказались и на казахстанской экономике. Поскольку кризис охватил все мировые экономики, то и выходить из него в одиночку, справляться самостоятельно с глобальными проблемами современности будет очень сложно и невероятно трудно. А для этого есть, как отмечает Н.Назарбаев, интеграция, как глобальная, так и региональная, приверженцем которой является Казахстан. Глобализация стала одним из приоритетных направлений сегодняшних антикризисных мер.
«Мы вошли в глобальный мировой кризис всем миром и повернуть этот глобальный ключ от кризиса мы сможем также только всем миром», — отмечает Н.А.Назарбаев. И эту идею Президент Казахстана озвучил на 2-м международном форуме, прошедшем в Астане 11-12 марта. Принявшие в этом форуме участие лауреаты Нобелевской премии Р.Манделл и Э.Фелпс поддержали идею Н.Назарбаева как возможный путь решения проблем мирового экономического кризиса.
В ноябре 2008 г. Правительство Казахстана утвердило План действий по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009-2010 гг., разработанный по поручению Президента РК. Президентом Н.Назарбаевым подчеркивалась необходимость объединения усилий государства, бизнеса, частного капитала для решения проблем, вызванных мировым финансовым кризисом.
Казахстан, как и другие страны СНГ, ощутил негативное влияние экономического кризиса. Его влияние в нашей стране сказалось, прежде всего, на замедлении темпов роста экономики и ее структуре. Это можно объяснить тем, как считает Г.Рахматуллина, главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, что наша страна интегрирована в мировое сообщество и ведет международное сотрудничество с иностранными финансовыми институтами. Поэтому, являясь частью мировой экономики, Казахстан ощутил на себе кризисные явления. Уже с первых дней финансового кризиса начались проблемы с ликвидностью, что оказывало влияние на темпы промышленного роста, который снизился, как отмечает Г.Рахматуллина, по итогам 2007 г. до 4,5 %. В частности, наблюдается тенденция увеличения доли сферы услуг в ВВП страны за счет сокращения доли производства товаров.
Правительство предприняло срочные меры для обеспечения стабильности экономического роста страны. Согласно данным, опубликованным на сайте НДП «НурОтан», на поддержку экономики в целом в 2007-2008 гг. было выделено свыше 540 миллиардов тенге, или более трех с половиной процентов от прогнозируемого на 2008 г. объема ВВП страны. На стабилизацию рынка жилищного строительства было выделено свыше 175 миллиардов тенге, которые, в первую очередь, должны быть направлены на поддержку лиц, участвующих в долевом строительстве жилья. Благодаря принятым мерам практически восемь тысяч дольщиков уже получили квартиры. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны для поддержания развития сельского хозяйства в 2008 г. выделено 135 миллиардов тенге. Для поддержания малого и среднего бизнеса выделено более 165 миллиардов тенге. Кроме того, для поддержания социально уязвимых слоев населения при уточнении республиканского бюджета 2008 г. со второго полугодия увеличен размер базовой пенсии на 14 процентов, обеспечен рост государственных социальных пособий по инвалидности в среднем более чем на 30 процентов.
Все эти меры, принятые в Казахстане, в той или иной степени позволили сдерживать негативные влияния мирового кризиса.
Однако вторая волна кризиса уже вышла за рамки финансового сектора, и кризис уже начал отражаться на реальном секторе. В результате — значительное замедление темпов роста экономики и, как следствие, снижение спроса на товары и услуги. В качестве таких основных последствий кризиса для страны можно отметить следующие: отток капитала из страны, сокращение притока инвестиций в экономику, некоторый рост безработицы, снижение темпов развития малого и среднего бизнеса.
При этом наибольшую угрозу экономике Казахстана представляет продолжительное падение мировых цен на нефть, что может привести к падению промышленного производства, росту безработицы, усилению инфляции и снижению потребления.
Все это потребовало разработки дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики. Поэтому Правительством был разработан План совместных действий Правительства РК, Национального банка РК и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 гг., так называемая Антикризисная программа.
В Антикризисной программе, разработанной Правительством РК, по словам Г.Рахматуллиной, четко определены приоритетные отрасли казахстанской экономики, которые нуждаются в поддержке государства, что является ее преимуществом. К ним были отнесены: финансовый сектор, рынок недвижимости, малый и средний бизнес, агропромышленный комплекс, индустриально-инновационная и инфраструктурная отрасли.
Роль государства в экономике Казахстана проявляется в его участии непосредственно в выводе банков, предприятий, фирм из кризисного состояния. Казахстан, сообщает «Русская газета» находится в первой десятке стран мира по объему выделенных средств на борьбу с кризисом. При этом все эти денежные потоки находятся под жестким государственным контролем.
В этой связи складываются мнения и возникают опасения, что после такого усиления роли государства страна не сможет вернуться к рыночной экономике. Однако в настоящее время во всех мировых экономиках усиливается роль государства, так как в кризисный период бизнесу и банкам просто необходима поддержка государства, поскольку самостоятельно они не в состоянии преодолеть возникшие проблемы. Поэтому даже в странах с чисто рыночной экономикой, таких как США, ЕС, Япония, в новых условиях государство становится ключевым игроком не просто экономики, но и часто собственником предприятий финансового и банковского сектора. Сложившиеся условия требуют от государства принятия быстрых продуманных мер.
Сегодня все инвесторы и международные эксперты внимательно следят за проводимой в Казахстане государственной политикой, и от правильности, а главное своевременности принимаемых мер зависит скорейший выход из кризисной ситуации.
Поэтому в кризисный период оздоровление экономики без вмешательства государства просто невозможно.
Так, в соответствии с составленным бюджетом на 2009-2011 гг. для обеспечения устойчивости финансового сектора будет вливаться 4 млрд.долларов, для стабилизации рынка недвижимости — 3 млрд. долларов, на поддержание малого и среднего бизнеса будет направлен 1 млрд. долларов, для развития агропромышленного комплекса — 1 млрд. долларов, на реализацию прорывных инновационных и индустриальных проектов — 1 млрд. долларов.
В целях поддержания банковской системы необходимо решить следующие задачи:
· обеспечение устойчивости платежной системы;
· поддержание необходимых объемов и условий кредитования реального сектора экономики;
· создание условий для сохранения уровня инвестиционной активности.
Для осуществления поставленных задач уже проведена капитализация четырех системообразующих банков путем приобретения их акций. Это — Народный банк Казахстана, «Казкоммерц- банк», «Альянс банк» и «БТА банк».
Данная мера позволит банкам сформировать необходимый уровень резервов и расширить возможности по предоставлению кредитов.
Вместе с тем, следует отметить, что государство не намерено приобретать контрольные пакеты акций в капитале банков и по мере ослабления кризиса снижать свою долю в их капитале. Также для поддержания банковской системы был создан фонд стрессовых активов, задачей которого является улучшение кредитных портфелей отечественных банков путем выкупа сомнительных активов.
Еще одна мера, достойная внимания, — это принятое Правительством решение об увеличении размера гарантирования вкладов населения до 5 миллионов тенге. Следовательно, населению, имеющему вклады в банках до 5 млн.тенге и менее, гарантирован их возврат по требованию. Данная мера позволит охватить до 99 % всех вкладчиков.
Кроме того, государство предоставит банкам дополнительные источники ликвидности для обеспечения своевременного обслуживания их обязательств. При этом необходимо отметить, что средства, которые вкладываются в банковскую систему, — это не подарок банкам. Все они, до одного тенге, являются возвратными средствами. Это бюджетные деньги, которые должны быть возвращены государству с прибылью, как только ситуация стабилизируется.
Что касается проблем на рынке недвижимости, то в соответствии с Антикризисной программой будет реализована специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. Но эта программа будет действовать только в отношении незавершенных объектов жилищного строительства в городах Астане и Алматы с момента официального утверждения Правительством плана стабилизационных действий и до 31 декабря 2009 г.
Для финансирования этой программы будет выделено на возвратной основе пять млрд. долларов. Выделенные деньги будут направлены в банки для выдачи кредитов только той категории граждан, которые уже имеют кредиты и могли иметь возможность их погасить, но уже по новой ставке, не превышающей 12,5 %. Наряду с этим будут ужесточены требования к потенциальным застройщикам и кредитующим организациям на «долевом» рынке и увеличена защищенность участников долевого строительства.
В целях поддержания малого и среднего бизнеса будет продолжена политика по снижению административного вмешательства и финансовой поддержке казахстанского малого и среднего бизнеса. Для этого выделен 1 млрд. долларов, причем 70 % средств будет направлено на рефинансирование текущих проектов и 30 % — на реализацию новых. Лимит средств, выделяемых фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» на финансирование одного проекта, будет увеличен с 3 млн. до 5 млн. долл. США. При этом фонд «Самрук-Казына» должен разработать программу микрокредитования в сельской местности, в том числе кредитования сельских предпринимателей.
Наряду с этим малый и средний бизнес будет поддерживаться через механизм закупок у них товаров, работ и услуг. В рамках действия новых поправок к Закону «О государственных закупках» субъектам малого и среднего бизнеса будет предоставлен доступ к заказам государственных органов, холдингов и национальных компаний. Для стимулирования внутреннего спроса и поддержки отечественных предприятий государственные закупки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщиков.
Расходы на развитие агропромышленного комплекса из республиканского бюджета в 20092011 гг. запланированы в размере 3 млрд. долларов, т.е. на каждый год по одному млрд. долларов. Инвестиции будут направлены на модернизацию существующих и развитие новых экспортоориентированных секторов, прежде всего зернового и мясоперерабатывающего.
Наряду с указанными проектами, правительство продолжит реализацию инновационных проектов в различных отраслях экономики.
Для обеспечения устойчивого развития экономики Казахстану необходимо реализовать программу региональной занятости и переподготовки кадров, для которой правительство выделяет около 140 млрд. тенге. В ее рамках будет создано, как минимум, 350 тысяч новых рабочих мест.
Заблаговременно принятый Правительством комплекс антикризисных мер обеспечил запас прочности экономики перед возможными потрясениями. По мнению А.Калабаевой, старшего научного сотрудника КИСИ при Президенте РК, благодаря своевременным масштабным капиталовложениям удалось сохранить стабильность финансового сектора страны, снизить риски внешних заимствований, обеспечить экономическую активность субъектов малого и среднего бизнеса, крупных предприятий, активизировать строительство и рынок недвижимости, стимулировать АПК, начать реализацию стратегии занятости.
В результате предпринятых антикризисных шагов были увеличены посевные площади по сравнению с предыдущим годом и удалось избежать резкого роста безработицы, уровень которой вырос лишь на 0,3 процента и составил 7,2 процента.
Кроме того, в программе отмечено, что правительство предпримет все необходимые меры, чтобы сохранить реальные доходы населения и обеспечить реализацию поручений Главы государства по увеличению социальных выплат, пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы в 20092011 гг., что означает: какой бы ни была цена на нефть, все социальные обязательства будут исполнены. В частности, в 2009 и 2010 гг. размеры пенсий, заработной платы и стипендий будут увеличены на 25 %. Размер базовой пенсионной выплаты к 2011 г. будет увеличен до 50 % от размера прожиточного минимума. Ежегодно на 9 % будут увеличиваться размеры государственных социальных пособий.
Таким образом, по словам А.Калабаевой, есть все основания предполагать, что в ближайшие шесть — восемь месяцев экономика Казахстана сможет преодолеть все негативные тенденции и начать новый виток экономического развития.
Более того, кризисные явления можно и нужно использовать для модернизации и диверсификации экономики страны. Поэтому сейчас особую актуальность приобретает Программа форсированного индустриально-инновационного развития экономики страны. В ее основе лежит рациональное размещение производственных и инфраструктурных мощностей. Это позволит повысить эффективность государственной инвестиционной политики, провести балансировку целей и имеющихся ресурсов, выработать принципы инфраструктурного развития и прогнозирования показателей социально-экономического развития страны. Поэтому Президент РК дал поручение Правительству начать реализацию этого плана уже с января 2010 г. При этом усиление роли государства в экономике будет сопровождаться сохранением базовых принципов свободного рынка.
Однако существует и совсем противоположное мнение относительно данной программы. По мнению эксперта М.Махмутовой, директора Центра анализа общественных проблем, Антикризисная программа не является программой и тем более антикризисной.
По словам эксперта, главной проблемой финансового сектора являются огромные внешние займы банков и их предстоящая выплата. В Программе же не говорится о том, как данная проблема будет решаться, хотя следовало бы указать, каков уровень долгов, сколько предстоит выплатить в 20092010 гг., а самое главное — как и за счет каких средств они будут выплачиваться. Средства, которые выделяет правительство, должны быть направлены на финансирование реального сектора, а не на выплату внешних займов. Также не сказано, как будет регулироваться денежный поток.
По мнению эксперта, Правительство неправильно поступает, стимулируя ипотечное кредитование, поскольку нынешний кризис как раз и начался именно вследствие ипотечного кредитования, что приведет к раздутию нового пузыря на рынке недвижимости. Более того, возникает социальная проблема, которая проявляется в том, что тысячи дольщиков так и не получили свое жилье, поскольку на некоторых объектах так и не было продолжено строительство. По мнению М.Махмутовой, следовало бы дать точное количество дольщиков, а потом разъяснить, как решаются их проблемы, что стало с теми компаниями, которые обманули своих дольщиков. Это действительно было бы первым шагом в решении проблем рынка недвижимости.
М.Махмутова также коснулась развития малого и среднего бизнеса, отмечая, что на эти цели правительство выделяет 1 млрд .долларов. И лимит средств, выделяемых на один проект, составляет от $3 млн. до $5 млн. Следовательно, этих средств должно хватить лишь на 200 проектов. Этого недостаточно даже для Алматы, не говоря уже о масштабах всей республики. Соответственно отмечается, что 5 млн. долларов — это слишком большая сумма для малого бизнеса. В данном случае, по мнению эксперта, следует поддерживать проекты в пределах 1 млн.тенге — это позволит расширить количество бенефициариев, а значит, и занятость населения.
Автор также не согласен и с тем, что большие суммы инвестируются в прорывные проекты, поскольку, по ее мнению, в нынешнее нестабильное время нужно «закрывать, замораживать, вытаскивать активы, где это возможно, и возвращать деньги в бюджет». «Тот самый $1 млрд., запланированный на прорывные проекты, и следовало бы направить на социальные расходы. По крайней мере, люди сразу почувствуют это на себе», — пишет М.Махмутова.
Однако, по оценкам российских экспертов, подготовленная Казахстаном антикризисная программа — лучшая в СНГ. Как утверждают специалисты, программу отличают полнота, комплексность, а также правильная расстановка приоритетов. Для реализации данной программы выделяются средства из республиканского бюджета на 2009-20011гг. и из фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», который объединил практически все государственные активы Казахстана.
Более того, Казахстан раньше всех начал борьбу с кризисом. Антикризисная программа Казахстана, в которой главный упор сделан на стабилизацию финансового сектора, отличается доступ- ностью и высокой степенью проработанности», — пишет известный российский экономист И. Николаев.
Сильные стороны антикризисной программы, реализуемой в Казахстане, отмечает Н.И.Кузьмин, с одной стороны, состоят в том, что правительство не предпринимает и, надеюсь, не будет предпринимать каких-то излишне резких шагов по изменению казахстанской действительности. С другой стороны, эта программа была составлена при прямом участии западных, российских и казахстанских экспертов. Поэтому она содержит в себе правильные формулировки, которые всем нравятся
Нефтяной фактор
Ключевым фактором, который обусловил проявление негативных экономических процессов, стало резкое ухудшение конъюнктуры на экспортных рынках, прежде всего топливно-сырьевом. Принимая во внимание сохранение зависимости экономики Казахстана от поступлений от экспорта углеводородного сырья, падение спроса на сырую нефть и нефтепродукты на внешних рынках, почти 3,5-краткное снижение стоимости нефти серьезно ухудшило торговый баланс республики, а также привело к уменьшению экспортных и налоговых поступлений, в том числе в государственный бюджет.
На пользу Казахстана играло то, что в течение нескольких лет формирование стоимости нефти базировалось не на фундаментальных подходах, а на спекулятивных операциях, ориентированных на постоянных рост котировок. В результате, нефть была в значительной степени переоценена, что позволило ее экспортерам получить крайне высокую норму прибыли. Подогревая инфляционные процессы, он одновременно и поддерживал спрос, лишившийся кредитной поддержки со второй половины 2007 года. Однако резкое падение стоимости нефти, о возможности которого Аналитическая группа журнала KazEnergy прогнозировала, фактически дезориентировало долгосрочные планы развития национальной экономики.
По всей видимости, относительно низкие цены на нефть сохранятся в течение следующих нескольких месяцев, и в случае дальнейшего снижения экономической активности вероятно дальнейшее падение стоимости углеводородов. Данная тенденция будет продолжать негативно сказываться на экономике Казахстана, особенно при затягивании кризисных явлений в глобальном масштабе. По сути, выход Казахстана из кризиса во многом зависит от начала возобновления динамики роста стоимости нефти на мировых рынках. Внешняя конъюнктура, прежде всего падение спроса и стоимости конечной продукции, также стала фактором для сокращения производства в горно-металлургическом секторе экономики страны.
Казахстан сейчас столкнулся с вызовом, решение которого он довольно долго оттягивал, а именно – необходимостью развития реального сек- тора экономики, не зависящего от колебаний цен на сырье и создающего высокую добавленную стоимость. Падение стоимости нефти и продукции горно-металлургического сектора должно стать тем импульсом, который запустит процесс жизнеспособной диверсификации, несмотря на кризис. Иначе казахстанскую экономику ждут трудные времена.