Производительность и эффективность
Производительность труда в простейшей форме может быть определена как количество единиц произведенной продукции на единицу затрат.
Простейшая формула измерения прибыльности имеет следующий вид:
.
Однако при измерении производительности в человеко-часах не учитываются затраты других видов ресурсов, например материальных, и капитала. В действительности понятие производительности труда гораздо более глубоко и многогранно, чем это кажется на первый взгляд.
Конец страницы 121
¯ Начало страницы 122 ¯
Все специалисты сходятся на том, что в самом общем виде
На более конкретном уровне мнения относительно того, как измерять затраты и продукцию, очень существенно расходятся. Показатель часовой выработки в упрощенной форме отражает объем работы, выполненной в единицу времени. Соответственно меры, направленные на повышение производительности труда, зачастую оказываются направленными лишь на ускорение темпов работы и не затрагивают при этом структуру капитала или какие-то другие факторы.
Показатель общей производительности трудастроится с учетом всех видов ресурсов, потребляемых в процессе производства: капитала, труда и материалов. Для того чтобы сравнивать все эти виды ресурсов, их затраты нужно выразить в денежной форме или в каких-либо других общих единицах стоимости. Труд, безусловно, является важным компонентом производительности в самом широком смысле, но главное значение показателя общей производительности состоит в том, что он отражает как внутреннее использование ресурсов, так и оценку продукции, устанавливаемую на рынке. Таким образом, охватывается и внутренняя, и внешняя производительность, т. е. использование наличных ресурсов и создание тех или иных потребительских благ.
Внешняя производительность = делать нужные вещи Внутренняя производительность = хорошо делать вещи | Плохо делать нужные вещи | Хорошо делать нужные вещи |
Плохо делать ненужные вещи | Хорошо делать ненужные вещи |
Рис. 12.Общая производительность
Для повышения общей производительности необходимо направить усилия на достижение цели, зафиксированной в правом верхнем углу схемы: мы не просто должны эффективно организовать производство, снижая издержки, но и производить необходимые товары и услуги. Именно рынок определяет, насколько необходим тот или иной товар, а также устанавливает его стои-
Конец страницы 122
¯ Начало страницы 123 ¯
мость в форме цены единицы продукции. Производство основывается на экономических критериях. Производительность и прибыльность тесно связаны. Прибыльность той или иной компании зависит не только от того, насколько эффективно она производит товары или услуги, но в значительной степени от того, какие товары или услуги она производит.
На рынке устанавливают цены, которые соответствуют оценке товаров или услуг покупателями. Эти цены являются прямым выражением внешней производительности, которая, следовательно, определяется потребностями и спросом, а не трудом, который затрачивается той или иной организацией.
Общая производительность компании может быть определена как частное от деления стоимости благ, произведенных компанией, на общие затраты ресурсов, которые были необходимы для производства этих благ. Это позволяет сопоставить внутреннее использование ресурсов с рыночной оценкой продукции.
Понятие эффективности часто используется в качестве синонима общей производительности. Но, обращаясь к этим понятиям, важно иметь в виду все, что в них вкладывается.
Производительность капиталапозволяет определить отношение числа единиц продукции к рыночной стоимости фондов, затраченных на производство данной продукции.
Понятие производительности труда по добавленной стоимостичасто используется при определении стратегии, когда требуется сравнить деятельность различных подразделений. Этот показатель получается как частное от деления величины добавленной стоимости на количество отработанных часов или иногда на число работающих. Добавленная стоимость определяется как разность между произведенной стоимостью и затратами на приобретение материалов. Эта разность равна сумме вложений капитала, труда и прибыли за вычетом потерь, если таковые имеются:
Производительность в функциональных подразделениях компании оценивается на основе таких критериев организации производства, как счета-фактуры, чис-
Конец страницы 123
¯ Начало страницы 124 ¯
ло затраченных часов или количество реализованных единиц продукции, отнесенные к числу человеко-часов или к численности занятых. Следует отметить, что данное понятие имеет разные значения, каждое из которых отличается по определению.
Проводя стратегический анализ, часто приходится прибегать к показателям сравнительной производительности. Выраженные в той или иной форме, они используются для сопоставления издержек данной компании и ее конкурентов.
В ходе исследований были выявлены следующие парадоксальные зависимости:
1) чем выше выработка на одного работающего, тем выше доходность;
2) с увеличением капиталовооруженности увеличивается и добавленная стоимость на одного работающего, т. е. производительность труда;
3) рост капиталовооруженности приводит к снижению прибыльности.
Например, капитальные вложения в автоматизированное производство зачастую преследуют цель повысить производительность труда. Из пункта 3, однако, ясно, почему подобная стратегия на деле приводит не только к повышению производительности труда, но и к снижению прибыльности.
При стратегическом анализе производительность имеет огромное значение как фактор, определяющий позицию той или иной предпринимательской единицы с точки зрения величины издержек. Обычно бывает полезно разбить величину добавленной стоимости на составные части и сопоставить покупные цены со структурой капитала, с тем чтобы обнаружить причины различий в производительности.
Целесообразно, чтобы для всех отделов и подразделений компании была разработана единая процедура определения производительности и эффективности. Если эта работа будет проделана тщательно и Вам удастся выработать соответствующие критерии, Вы сможете проводить сопоставления во времени и, может быть, даже сопоставления со своими конкурентами.
Определение добавленной стоимости и прибыли;
+ стоимость продаж (доход от продаж);
— затраты на производство (текущие затраты сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, транспортные издержки и т. п.);
Конец страницы 124
¯ Начало страницы 125 ¯
= добавленная стоимость (может быть соотнесена с числом занятых и (или) затратами капитала в компании);
— затраты на персонал (заработная плата + отчисления на социальное страхование);
= валовая прибыль (покрытие фиксированных расходов компании и доходов акционеров).
Жизненный цикл продукции
Жизненный цикл продукции — одна из наиболее распространенных моделей, применяемых для анализа последовательных стадий в развитии деловой активности производства какого-либо вида продукта или изделия. Обычно он представляется в виде кривой продаж, рассматриваемой на временном отрезке, охватывающем период от запуска изделия в производство до его «ухода» с рынка. Жизненный цикл продукции обычно подразделяется на пять этапов:
1) внедрение;
2) начальный рост;
3) последующий рост;
4) зрелость;
5) спад.
Обычно считается, что исходным пунктом жизненного цикла продукции является новаторство. На этапе запуска изделия в производство менеджмент напряженно и целенаправленно работает, чтобы рассказать потенциальным потребителям о преимуществах своей продукции, но может дойти лишь до небольшого числа потенциальных потребителей. Постепенно другие также начинают проявлять интерес, и темпы роста продаж все время возрастают. Производство находится в фазе начального роста.
На этапе последующего роста объем продаж продолжает возрастать, но уже не так быстро. Затем производство достигает этапа зрелости — своеобразного плато, где темпы роста снижаются до нуля, а объемы продаж диктуются лишь необходимостью обновления. И наконец, новая продукция начинает вытеснять старую с рынка, привлекая к себе потребителей и заставляя их отказываться от старой, в результате чего ее продажи начинают сокращаться. Падение идет до тех пор, пока продукцию не снимут с производства.
Конец страницы 125
¯ Начало страницы 126 ¯
Объем продаж
Время
Рис. 13. Пять этапов жизненного цикла продукции, начиная от ее внедрения и кончая снятием с производства. Когда продукция достигает этапа зрелости, рост объема продаж прекращается; кривая выравнивается, лишь когда необходимость обновления продукции начинает влиять на объем продаж. Наконец появляются новые продукты, которые начинают конкурировать с существующими, в результате чего объем продаж сокращается
Модель жизненного цикла продукции может быть использована в самых различных случаях. Она играет важную роль в стратегическом анализе многих компаний, но в последнее время ей на смену приходят более сложные модели.
Рентабельность
Понятие рентабельности обычно используется в качестве синонима нормы прибыли, т. е. уровня доходов на капитал, вложенный в дело. Норма прибыли рассчитывается по следующей формуле:
Однако в компаниях, ориентированных исключительно на нематериальное производство, показатель окупаемости инвестиций в качестве критерия прибыльности неприменим. Норма прибыли на инвестированный капи-
Конец страницы 126
¯ Начало страницы 127 ¯
тал, скажем, в консультационную фирму в очень незначительной степени характеризует состояние ее дел, потому что в основном ее капитал состоит из конторской мебели, компьютеров и, может быть, служебных автомобилей. Оценивая же прибыльность компаний, производящих услуги, следует обращаться к иным показателям, таким как уровень прибыли (отношение прибыли к обороту), или к каким-либо другим соответствующим критериям.
Формула нормы прибыли, однако, вполне приемлема для компаний, которые зависят от инвестиций капитала в основные и (или) оборотные средства, без которых они не могут вести свое дело. Комплексный предпринимательский подход к бизнесу обычно предполагает умение оперировать с любыми компонентами указанной формулы:
1) доходы определяются путем простого умножения цены на объем реализации, независимо от того, что Вы продаете — товары или услуги. Устанавливаемая Вами цена зависит от полезности товара. Ваши навыки в области маркетинга определяют количество товаров или услуг, которое Вы в состоянии продать;
2) существуют два вида затрат. Первый — это постоянные затраты, или издержки производства, которые остаются неизменными независимо от того, много или мало единиц продукции Вы производите или продаете. Второй вид затрат — переменные затраты, или удельные издержки производства (на единицу продукции), которые определяются лишь при производстве или продаже продукции;
3) капитал включает основные, оборотные и заемные средства. Показатель объема капитала существенно влияет на показатель окупаемости, поскольку он присутствует и в числителе, и в знаменателе соответствующей формулы, при этом в числителе он выступает в виде процента и амортизационных отчислений. Поэтому эффект от сокращения капиталов может быть весьма и весьма значительным.
Хотя теоретические расчеты влияния рационализации использования капитала на прибыльность не представляют трудности, достаточного опыта в области рационализации использования капитала пока нет. Только в последние годы менеджеры начали рассматривать использование капитала как активное средство улучшения показателей прибыльности.
Конец страницы 127
¯ Начало страницы 128 ¯
Ключевой вопрос состоит в том, чтобы найти теоретическое обоснование для оценки прибыльности нефинансового капитала, воплощенного, например, в профессиональных навыках работников и в ноу-хау. Прибыльность компаний, функционирующих в сфере услуг, зависит от рациональности использования как финансового, так и нефинансового капитала,
В книге «Den osynliga balansräknigen» («Невидимый баланс»), опубликованной в Швеции издательством «Affärsvärldens förlag», дается ряд новых ключевых показателей бухгалтерского учета, контроля и оценки деятельности «интеллектуальных» компаний. Некоторые консультационные фирмы уже начали использовать эти новые показатели в своих годовых отчетах.
Качество
Значение понятия качества в последнее время существенно возросло. В условиях, когда предложение стало превышать спрос, качество стало важнейшим фактором конкурентоспособности. В условиях рыночной экспансии, когда спрос высок, можно продать практически любой, даже самый низкопробный товар. Но с середины 70-х годов ситуация в корне изменилась — качество товаров и услуг вышло на первый план.
Как один из факторов, предопределяющих успех бизнеса, качество получило признание относительно недавно.
Первоначально качество измерялось числом дефектов или ошибок, приходящихся на единицу продукции. Позднее в обиход вошло понятие функционального качества, которое отражало оценку продуктов с точки зрения их способности выполнять те функции, которых ждут от них потребители. Когда же мы сегодня ведем речь о качестве, мы имеем в виду общую потребительскую оценку свойств товара. Она включает все факторы, которые влияют на выбор данного поставщика потребителем, и, следовательно, предполагает расширительную трактовку понятия качества. Модель PIMS позволяет выявить значение каждой переменной для общего успеха дела. Было обнаружено, что потребительская оценка качества входит в состав четырех переменных, которым придается наибольшая значимость в определении прибыльности, рассчитываемой как окупаемость инве-
Конец страницы 128
¯ Начало страницы 129 ¯
Рис. 14.Качество приобретает все большую значимость, по мере того, как ситуация преобладания спроса над предложением на рынке сменяется противоположной
стированного капитала. На рис. 14 показана динамика прибыльности в зависимости от изменений потребительской оценки качества.
В рамках PIMS качество измеряется с помощью как переменных, характеризующих товары, так и переменных, характеризующих услуги. Каждой переменной присваивается балльная оценка, которая отражает ее значение для потребительского восприятия качества товара или услуги. Проводится сравнение с тремя крупнейшими конкурентами компании, каждый из которых получает соответствующую оценку. На основе этого сравнения определяется показатель относительного качества продукции, который отражает то, как качество продукции данной компании воспринимается по сравнению с качеством продукции ее главных конкурентов.
Поставщики в своих оценках качества всегда переоценивают значимость переменных, характеризующих продукт как таковой. Потребители же со своей стороны, в отличие от работников организации-поставщика, делают основной акцент на переменных, связанных с обслуживанием.
Это означает, что любая организация предрасположена к неправильной оценке значимости переменной, характеризующей восприятие качества потребителями,
Конец страницы 129
¯ Начало страницы 130 ¯
и имеет склонность переоценивать значение продукта и недооценивать значение услуг.
Понятие качества используется столь часто, что оно приобрело расширительное толкование. Очевидно, что высокое качество не всегда подразумевает простую конструкцию и высокие эксплуатационные характеристики. Потребитель рассматривает качество приобретаемых им благ в увязке с ценой, поэтому она имеет большое значение для сегментации рынка, для разделения его на подгруппы потребителей со схожими оценками. Соотношения качества и цены, приемлемые для туристов, путешествующих в «экономическом» классе, и для тех, кто ездит «бизнес-классом», существенно отличаются.
Семейный человек с низким уровнем доходов, выбирая автомобиль, ориентируется на ценностную шкалу, отличную от той, которой руководствуется высокооплачиваемый холостяк. Однако интерес к качеству, безусловно, фокусирует внимание компаний на роли потребительской оценки качества.
Кружки качествавозникли в начале 80-х годов как новый идол, в который поверили японские компании в надежде победить своих американских и европейских конкурентов. Они обычно состоят из 10—12 человек, которые работают как единая команда и преследуют в своей деятельности общие цели. Кружки качества призваны изучать структуру потребностей своих клиентов и постепенно повышать качество товаров. Члены кружка качества собираются каждую неделю, посвящая несколько часов выявлению имеющихся проблем и систематическим поискам их решения, с тем чтобы совершенствовать деятельность компании.
Феномен кружков качества следует рассматривать в историческом контексте. На этапе послевоенного восстановления экономики (в конце 40-х и в 50-х годах) Япония производила товары, являющиеся копиями соответствующих западных образцов и отличавшиеся плохим качеством. Это оскорбляло национальную гордость японцев и подталкивало их к принятию всевозможных мер, направленных на повышение качества. Еще несколько десятилетий тому назад японские товары считались дешевыми и скверными, а сегодня стали синонимом высочайшего качества. Это одно из чудес новейшей истории промышленного производства. Наряду с мифами о японском менеджменте, качество товаров служит главным объяснением выдающихся успехов Японии.
Конец страницы 130
¯ Начало страницы 131 ¯
Рационализация
Под рационализацией понимаются меры, направленные на то, чтобы выпускать данный объем продукции с меньшим расходом ресурсов, или на то, чтобы увеличить выпуск продукции при неизменных ресурсах. Под ресурсами мы понимаем капитал и затраты.
Одно время стратегия развития тесно связывалась со снижением затрат, достигаемым путем экономии на масштабах производства. В основе стремления к увеличению доли компании на рынке была необходимость расширения объемов производства, позволяющего сократить удельные затраты.
Рационализация затрат должна быть предметом постоянной заботы. Иногда, чтобы не допустить связанного с динамикой затрат снижения прибыльности, приходится прилагать особые, дополнительные, усилия.
Экономика — это управление ограниченными ресурсами, которое предполагает постоянную необходимость рационализации, т. е. ориентацию на сокращение ресурсов.
Различия между экономикой и бизнесом заключаются в том, что экономика касается лишь проблем использования ресурсов, в то время как бизнес включает также создание потребительских благ и развитие организации. Маятниковый эффект показывает, как легко впасть в ту или иную крайность, недооценив, например, значение рационализации для обеспечения долгосрочной прибыльности. О необходимости рационализации нередко забывают в периоды бурного развития.
Понятие оперативной эффективности в современном бизнесе связано с управлением ресурсами. Оно используется как синоним постоянной рационализации, выражая, например, эффективность структуры инвестиций или какого-либо иного объекта, которым Вы управляете. Проблема состоит в том, что в попытках повысить оперативную эффективность можно легко потерять ориентацию на стратегические цели компании и потребности. Требования оперативной эффективности часто противоречат задачам обеспечения привлекательности товаров и услуг для потребителей. Это крайне сложная и противоречивая ситуация, затрагивающая самую сущность предпринимательства. Ведь предпринимательство — это искусство оптимального сочетания ориентации на удов-
Конец страницы 131
¯ Начало страницы 132 ¯
летворение потребностей с рациональным использованием ресурсов, которое способствовало бы развитию бизнеса в долгосрочной перспективе.
Иногда проводят различия между стратегическим, тактическим и функциональным (или оперативным) уровнями управления. Рассмотрение тактического уровня обычно опускают, поскольку из него не следуют практические выводы и рекомендации, и оно не представляет особых трудностей. Однако здесь было бы целесообразно отметить следующие особенности этих уровней.
Оперативная эффективность характеризует умение верно делать дело, т. е. делать его с минимальными затратами ресурсов (например, перевезти человека из Манхэттена в аэропорт им. Кеннеди — независимо от того, хочет он туда ехать или нет). Функциональная же стратегия предполагает умение делать верные дела в увязке с функциями, вытекающими из общих целей и стратегии. В соответствии с этим применительно к каждой функции (функциональному подразделению) необходимо соотнести ее специфические цели со стратегией организации в целом и разрабатывать такую линию поведения, которая была бы направлена на решение главной задачи.
Несколько упрощая, можно сказать, что оперативный контроль — это контроль за деятельностью организации в рамках заданной системы координат, в то время как объектом стратегического контроля является сама система координат.