Рыночный спрос и предложение
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уфимский государственный нефтяной
технический университет»
Кафедра экономической теории
СБОРНИК ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
для студентов технических специальностей
Уфа 2006
Содержит тесты и задачи по основным разделам курса экономической теории. Решение тестов и задач дает возможность для более глубокого усвоения материала по данной дисциплине. Может быть использован для контроля качества знаний студентов по данному курсу.
Сборник тестов и задач предназначен для преподавателей и студентов всех специальностей всех форм обучения.
Составители: Хисамутдинов И.А., доц., канд. экон. наук
Фатхлисламова Г.Ф., преподаватель
Рецензент: Пономарева Т.К., доц., канд. экон. наук
© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2006
Содержание
РАЗДЕЛ I. ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА………………………………………..... | |
Тесты……………………………………………………………………... | |
Задачи…………………………………………………………………….. | |
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА……………………………………. | |
Тема 1. Рыночный спрос и предложение………………………………. | |
Тесты……………………………………………………………............... | |
Задачи…………………………………………………………………….. | |
Тема 2. Эластичность спроса и предложения…………………………. | |
Тесты……………………………………………………………............... | |
Задачи…………………………………………………………………….. | |
Тема 3. Теория потребительского поведения……………….................. | |
Тесты……………………………………………………………............... | |
Задачи…………………………………………………………………….. | |
Тема 4. Издержки производства и конкурентное предложение…........ | |
Тесты……………………………………………………………………... | |
Задачи…………………………………………………………………….. | |
Тема 5. Рынок факторов производства……………………………........ | |
Тесты……………………………………………………………............... | |
Задачи…………………………………………………………………….. | |
РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА…………………………............... | |
Тема 1. Цели и инструменты макроэкономики………………………... | |
Тесты……………………………………………………………............... | |
Задачи…………………………………………………………………….. | |
Тема 2. Макроэкономическое равновесие……………………………... | |
Тесты……………………………………………………………............... | |
Задачи…………………………………………………………………….. | |
Список литературы……………………………………………………… |
РАЗДЕЛ I. ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИИ ОБЩЕСТВА
ТЕСТЫ
Найдите единственно верный ответ:
1. Что было предметом исследования меркантилизма:
а) торговля;
б) образование;
в) богатство;
г) сельскохозяйственное производство.
2. Как называется направление экономической теории, выделявшее ее в самостоятельную науку:
а) институционализм;
б) монетаризм;
в) классика;
г) меркантилизм;
д) марксизм;
е) либерализм.
3. Термин "экономикс" получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда:
а) Д.Рикардо;
б) Дж.М.Кейнса;
в) А.Маршалла;
г) А.Монкретьена.
4. Кто из перечисленных ниже выдающихся экономистов относился к неоклассической школе экономической теории:
а) Ф.Кенэ;
б) Д.Рикардо;
в) А.Маршалл;
г) Дж.М.Кейнс;
д) М.Фридмен;
е) П.Самуэльсон.
5. Теория неоклассического синтеза относится:
а) к классическому периоду;
б) марксистскому периоду;
в) современному периоду;
г) все ответы неверны.
6. Первая экономическая макромодель была разработана:
а) А.Смитом;
б) А. Тюрго;
в) Дж.М.Кейнсом;
г) Ф.Кенэ;
д) А.Маршаллом;
е) Д.Рикардо.
7. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;
б) экономическое поведение отдельных фирм;
в) отношения между отдельными представителями разных классов;
г) исследование микрокомпьютеров в экономических исследованиях.
8. Какой из приведенных списков факторов производства точнее:
а) земля, труд, капитал, рабочая сила, управление;
б) земля, труд, средства производства, технология, предпринимательство, управление;
в) земля, труд, капитал, технология, информация, предпринимательство;
г) ресурсы, технология, предпринимательство.
9. Средства производства - это:
а) факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг;
б) созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей;
в) часть естественной природы, используемая обществом.
10. Эффективное функционирование экономической системы на графике производственных возможностей отражает:
а) точка, лежащая вне кривой производственных возможностей;
б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей;
в) любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей;
г) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества.
11. Для студента альтернативную ценность обучения в университете отражает:
а) размер стипендии;
б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;
в) затраты государства на образование среднестатистического специалиста;
г) затраты родителей на содержание студента.
12. Характеристиками экономического блага выступают:
а) способность удовлетворять потребность;
б) редкость;
в) ценность;
г) все ответы верны.
13. Выпуклость кривой производственных возможностей показывает:
а) возрастает альтернативных издержек;
б) увеличение вмененных затрат;
в) уменьшение доходности;
г) все ответы неверны;
д) все ответы верны.
14. Какая из перечисленных целей не является задачей экономической системы:
а) определить, как надо производить товары и услуги;
б) обеспечить достаточный экономический рост;
в) определить распределение результатов производства между людьми;
г) определить распределение собственности на ресурсы.
15. Экономическая система решает следующие вопросы:
а) Что? Как? Для кого? Каков темп роста?
б) Что? Как? Для кого?
в) Когда? Почему? Кто?
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
Верны ли следующие утверждения:
1. Основоположником классической политэкономии в Англии был Адам Смит.
Да, нет.
2. Модель "экономического человека", описывающая поведение индивида в экономике, впервые была предложена представителями школы "маржинализма".
Да, нет.
3. Классическая политическая политэкономия впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения.
Да, нет.
4. Современную экономическую теорию можно определить как науку о распределении ограниченных ресурсов.
Да, нет.
5. Экономическая теория не является наукой об управлении предприятием.
Да, нет.
6. Проблема редкости разрешима на пути ограничения потребности.
Да, нет.
7. Ограниченное благо обязательно является редким.
Да, нет.
8. Если одно событие предшествует другому, это означает, что первое является причиной второго.
Да, нет.
9. Проблема редкости ограничивает возможность удовлетворения потребностей людей.
Да, нет.
10. Рациональный экономический выбор требует учета не альтернативных, а совокупных затрат.
Да, нет.
11. Уровень эффективности экономики характеризуется социальными гарантиями, которые имеют члены данного общества.
Да, нет.
12. Возможно ли, с точки зрения экономической теории, в стране с бедным потенциалом экономических ресурсов более полное насыщение потребностей.
Да, нет.
13. Согласны ли Вы с утверждением, что потребности ограничены, поскольку существуют физические пределы их удовлетворения.
Да, нет.
14. Экономическая эффективность это: производство данного объема благ с минимальными издержками.
Да, нет.
15. Безусловное поддержание экономического роста - это производство максимального объема благ с минимальными издержками.
Да, нет.
ЗАДАЧИ
1. Предположим, что общество производит только 2 товара и его кривая производственных возможностей следующая:
Производственные варианты | Продовольствие, млн. т | Трактора, тыс. шт. |
А | ||
В | ||
С | ||
D | ||
Е | ||
F |
Достигнет ли общество экономического роста, если население останется неизменным и в 1991 г. производилось 4000 тракторов и 3 млн. т продовольствия. Предположим, что общество производит 6000 тракторов и 3 млн. т продовольствия в 1993 г. Можно ли оценивать развитие общества за 1991 – 1993 гг. как экономический рост?
2. Предположим, что при полном использовании ресурсов производится 2 товара: C и D. Варианты производственной комбинации приведены в таблице.
Производственные варианты | Товар C | Товар D | Альтернативные издержки производства товара D |
А | |||
В | |||
С | |||
D | |||
Е |
Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Отыщите на графике точки М (50 ед. товара C и 24 ед. товара D), N (20 ед. товара C и 8 ед. товара D). О чем свидетельствуют эти точки?
3. Предположим, что при полном использовании ресурсов производится 2 товара: А и В. Варианты производственной комбинации приведены в таблице.
Производственные варианты | Товар А | Товар В | Альтернативные издержки производства товара В |
А | |||
В | |||
С | |||
D | |||
Е |
Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Что произойдет с КПВ, если:
а) в отрасли, производящей товар А, НТП позволит увеличить количество товара А до 120 ед.;
б) в отрасли, производящей товар В, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество товара В до 50 ед.;
в) эти процессы произойдут в обеих отраслях?
Покажите изменения производственных возможностей графически.
4. Предположим, что при полном использовании ресурсов производится 2 товара: C и D. Варианты производственной комбинации приведены в таблице.
Производственные варианты | Товар C | Товар D | Альтернативные издержки производства товара D |
А | |||
В | |||
С | |||
D | |||
Е |
Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Что произойдет с КПВ, если:
а) в отрасли, производящей товар С, НТП позволит увеличить количество товара С до 100 ед.;
б) в отрасли, производящей товар D, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество товара D до 30 ед.;
в) эти процессы произойдут в обеих отраслях?
Покажите изменения производственных возможностей графически.
5. Определить альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Y при всех производственных возможностях. Рассмотрите все возможные факторы смещения кривой производственных возможностей. Почему кривая производственных возможностей имеет выпуклый вид?
Вид товара | Производственные возможности | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
X | ||||||
Y |
6. Определить альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Y.
Вид товара | Производственные возможности | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
X | ||||||
Y |
Как повлияют на линию производственных возможностей следующие события:
1) снижение заболеваемости населения;
2) рост численности населения;
3) открытия новых месторождений ресурсов;
4) технический прогресс.
7. На графике изображена кривая производственных возможностей экономики.
а) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:
1) 60 кинокамер и 200 часов; 4) 300 часов и 40 кинокамер;
2) 60 часов и 80 кинокамер; 5) 58 часов и 250 кинокамер;
3) 300 часов и 35 кинокамер.
|
б) Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот рост?
в) На сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 20 кинокамер?
8. Объясните верны или неверны утверждения, характеризующие ситуации на рисунке:
а) переход из точки «d» в точку «b» не означает появления убытков в экономике страны А за счет изменения альтернативных издержек;
б) по мере расширения производства машин в стране А, издержки производства хлебобулочных изделий растут;
в) расширение производства хлебобулочных изделий в стране А возможно только при условии роста альтернативных издержек;
г) производство машин и хлебобулочных изделий в стране Б осуществляется при сохранении фиксированного уровня используемых производственных ресурсов;
д) перемещение из точки «а» в точку «b» означает, что альтернативные издержки в экономике страны Б меняются;
е) Экономика обеих стран может легко достигнуть точки «а».
9. Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А (15; 3), В (8; 13), С (13; 6), D (5; 16), E (14; 4), F (7; 14)?
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
Рыночный спрос и предложение
ТЕСТЫ
Найдите единственно верный ответ:
1. "Закон спроса" характеризует:
а) прямую зависимость величины спроса от уровня цены;
б) обратную зависимость величины спроса от уровня цены;
в) прямую зависимость цены от величины спроса;
г) обратную зависимость цены от величины спроса.
2. ∆Qd = f (1/∆P) есть математическое выражение:
а) закона спроса;
б) закона предложения;
в) закона убывающей эффективности производства;
г) закона растущих издержек производства.
3. Перемещение вниз по кривой спроса может вызвано:
а) изменением вкусов потребителей;
б) ростом числа потребителей данного товара;
в) понижением цен на дополняющий товар;
г) снижением цен на данный товар.
4. Изменение спроса и изменение объема спроса различаются тем, что:
а) изменение спроса состоит из суммы изменений объемов спроса;
б) изменение спроса происходит при изменении факторов, его определяющих, кроме цены данного товара;
в) изменение объема спроса происходит в результате изменения неценовых факторов;
г) изменение объема спроса - это сдвиг кривой спроса.
5. Фактор, определяющий величину (объем) спроса на товар:
а) цена на данный товар;
б) мода;
в) погода;
г) изменение величины доходов потребителей.
6. В каком из нижеследующих случаев речь идет об "изменении величины (обьема) спроса":
а) ограничение скорости на дорогах привело к изменению спроса (объема спроса) на нефть;
б) когда страны ОПЕК подняли цены на нефть в 70-е годы, спрос (объем спроса) на нефть снизился;
в) ожидаемая инфляция увеличила спрос (объем спроса) на нефть;
г) когда разразилась ирано-иракская война, среди нефтеперерабатывающих компаний началась паника, что увеличило спрос (объем спроса) на нефть и резко повысило цены.
7. Что может вызвать падение спроса на товары:
а) падение доходов потребителей;
б) увеличение цен на товары-субституты;
в) падение предложения товаров;
г) ожидание роста цен на товары.
8. В каком из следующих примеров происходит "изменение спроса":
а) доходы населения возрастут, в результате увеличивается объем продаж ювелирных изделий;
б) цена на "Toyota" увеличивается, и следствием этого оказывается увеличение объема продаж модели "Chevrolet".
в) парикмахер повышает цену за стрижку волос, и поэтому число его клиентов сокращается;
г) все перечисленное выше есть "изменение объема спроса".
9. При взаимодополняемости двух товаров рост цены на первый товар вызовет:
а) рост спроса на второй товар;
б) падение спроса на второй товар;
в) падение предложения второго товара;
г) рост предложения второго товара.
10. Если два товара взаимозаменяемы, например чай и кофе, то рост цены на кофе приведет:
а) к падению спроса на чай;
б) росту спроса на чай;
в) увеличению объема спроса на чай;
г) снижение величины спроса на чай.
11. Цена спроса - это:
а) минимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за данный товар;
б) максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за данное количество товара;
в) максимальная цена, по которой продавцы реализуют свой товар на рынке;
г) минимальная цена, по которой продавец реализует свой товар.
12. Закон предложения при прочих равных условиях устанавливает:
а) обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товара;
б) прямую связь между количеством и ценой предлагаемого товара;
в) ту цену, по которой продавец согласен предложить товар на рынке;
г) нет верного ответа.
13. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется:
а) в росте предложения;
б) в падении предложения;
в) в росте величины предложения;
г) в падении прибыли предпринимателя.
14. Вызывают ли сдвиг кривой предложения следующие ситуации:
а) снижение цены на пшеницу вызвало уменьшение объема ее продаж;
б) в связи с хорошим урожаем арбузов число их продавцов на рынке увеличилось вдвое;
в) снижение цен на минеральные удобрения увеличивают предложение риса;
г) рост налога на продажу спиртных напитков сократил их предложение.
15. Кривая предложения данного товара сдвинется вправо, если:
а) производители этого товара в ближайшем будущем ожидают падения цен на него;
б) производители приняли решение переключиться на выпуск другого товара;
в) снизится себестоимость данного товара;
г) цена на данный товар падает.
16. Издержки на производство данного товара увеличились - это переместит:
а) кривую спроса вправо вверх;
б) кривую предложения вправо вниз;
в) кривую спроса влево вниз;
г) кривую предложения влево вверх.
17. Цена предложения - это:
а) максимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара;
б) минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товаров;
в) минимальная цена, по которой продавцы продают на рынке свои товары;
г) средняя арифметическая из максимальной и минимальной цены сделки.
18. Рынок товара находится в равновесном состоянии, если:
а) объем спроса на товар равен объему предложения этого товара;
б) на рынке не существует ни избытка, ни дефицита;
в) при данной цене намерения покупателей купить данное количество товара совпадает с намерениями продавцов продать то же количество товара;
г) все предыдущие ответы верны;
19. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены:
а) на товарном рынке;
б) на рынке ресурсов;
в) на валютном рынке;
г) на любом рынке.
20. Если возрос спрос на данный товар, а предложение его осталось неизменным, то это приведет:
а) к повышению равновесной цены и уменьшению объема продаж;
б) к повышению равновесной цены и увеличению объема продаж;
в) к уменьшению равновесной цены и снижению объема продаж;
г) к уменьшению равновесной цены и увеличению объема продаж;
21. Одновременное уменьшение спроса и предложения приводит:
а) к снижению цены равновесия;
б) росту цен равновесия;
в) уменьшению равновесного количества товара;
г) уменьшению и цены, и равновесного количества товара.
22. Если предложение и спрос на товар возрастают в равной степени:
а) равновесная цена не изменится, а равновесное количество увеличится;
б) равновесная цена увеличится, а равновесное количество не изменится;
в) равновесная цена уменьшится, а равновесное количество увеличится;
г) равновесная цена падает, а равновесное количество растет.
23. Рыночная цена товара выше равновесной. Это означает:
а) существует перепроизводство товара;
б) возникает дефицит;
в) растет цена товара;
г) нужно увеличивать производство товара.
24. Правительство, поддавшись требованиям производителей, административно установило "потолок" цен. Назовите следствие:
а) возникает дефицит;
б) возникает перепроизводство;
в) установится новое равновесие;
г) повысится благосостояние.
25. Что является причиной падения цены на товар:
а) рост налогов на предпринимательство;
б) рост потребительских доходов;
в) падение цен на производственные ресурсы;
г) падение цены на взаимодополняющий товар.
ЗАДАЧИ
1. Как влияют перечисленные в таблице изменения на спрос и предложение? Охарактеризуйте их влияние с помощью кривых спроса и предложения (поставьте "галочки" в колонках, название которых характеризует эффект изменения).
Изменение (при прочих равных условиях) | Сдвиг кривой спроса | Движение вдоль кривой спроса | Сдвиг кривой предложения | Движение вдоль кривой предложения |
1. Изменение цен конкурирующих товаров | ||||
2. Внедрение новой технологии | ||||
3. Изменение моды на товар | ||||
4. Изменение потребительских доходов | ||||
5. Изменение цен на сырье | ||||
6. Изменение цены на товар | ||||
7. Удачная реклама товара |
2. Что произойдет с кривыми спроса и предложения и как изменятся равновесный объем продаж и равновесная цена, если (период краткосрочный, товар нормальный):
а) уменьшится число фирм в отрасли и цена на взаимодополняемый товар повысится;
б) в производство внедряется новая технология, а число потребителей товара увеличивается;
в) повысились цены на используемые ресурсы, а цена на товар – заметно возросла;
г) государство повысило налоги на прибыль, а потребители ожидают роста цен;
д) изменится структура населения.
3. Проиллюстрировать графически, как повлияют нижеперечисленные события на положение линий спроса и предложения (период краткосрочный, товар нормальный):
а) выход на рынок данного (анализируемого) товара новых фирм;
б) снижение цен на товары-субституты данного товара;
в) рост ставки налога на прибыль в производстве данного товара;
г) рост цен на комплементарные по отношению к данному товару;
д) рост косвенных налогов на данный товар.
4. Что произойдет с кривыми спроса и предложения и как изменятся равновесный объем продаж и равновесная цена, если (период краткосрочный, товар нормальный):
а) ожидается рост цен в будущем;
б) государство снизило ставку подоходного налога и одновременно предоставило субсидии производителям;
в) товар стал модным, а издержки производства данного товара повысились;
г) увеличилось число потребителей на рынке и сократилось число продавцов на рынке;
д) рост производительности труда при производстве данного товара.
5. Что произойдет с кривыми спроса и предложения и как изменятся равновесный объем продаж и равновесная цена, если (период краткосрочный, товар нормальный):
а) ожидается падение цен в будущем;
б) государство повысило ставку подоходного налога и одновременно отменило субсидии производителям;
в) товар вышел из моды, а издержки производства данного товара снизились;
г) снизилось число потребителей на рынке и увеличилось число продавцов на рынке;
д) введено постпродажное обслуживание товара.
6. Дайте графическую интерпретацию влияния на спрос и предложение товара А следующих событий (период краткосрочный, товар А – нормальный).
а) рост цен на комплементарные товары;
б) изменение доходов населения;
в) изменение цен на товары-субституты;
г) рост цены на сырье, используемое при производстве товара;
д) внедрение новой технологии при производстве товара А;
е) реклама товара.
7. Дайте графическую интерпретацию влияния на спрос и предложение товара А следующих событий (период краткосрочный, товар А – нормальный).
а) падение цен на товар-субститут;
б) падение цен на дополняющий товар;
в) падение цен на сырье, которое используется для производства данного товара;
г) снижение потребительских доходов;
д) снижение налога на добавленную стоимость;
е) широкая реклама данного товара;
ж) снижение цены на данный товар.
8. На рисунке изображены кривые предложения S0 , S1 , S2 .
Ответьте на следующие вопросы:
а) чем вызвано движение из точки «а» в точку «b»? Почему? Что могло быть причиной этого движения?
б) чем вызвано движение из точки «а» в точку «с»? Почему? Что могло быть причиной этого движения?
в) чем вызвано движение из точки «с» в точку «d»? Почему? Что могло быть причиной этого движения?
г) чем вызвано движение из точки «b» в точку «с»? Почему? Что могло быть причиной этого движения?
9. По данным таблицы определить:
а) Какова равновесная цена на рынке электродрелей?
б) Каков равновесный объем рынка электродрелей?
в) Если цена электродрели составит 300 руб., какова величина дефицита на этом рынке?
г) Если цена электродрели повысится до 600 руб., какова величина избытка на этом рынке?
Объем (тыс.шт.) | Цена (руб.) | ||||||
Спроса | |||||||
Предложения |
10. Пусть имеется три товара: А, В, С. Товар В - субститут товара А, товар С - комплементарий товара А. Предположим, что цена товара А увеличилась. Покажите этот эффект изменения цены товара А на примере кривых спроса товаров А, В, С.
11. Товары X и Y являются субститутами. Что произойдет, если при прочих равных условиях увеличить цену товара Х? Продемонстрируйте графически на примере кривых спроса.
12. Как изменится равновесие в результате одновременного роста доходов потребителей и увеличение издержек на единицу продукции? Продемонстрируйте графически.
Рy Sy
Dy
0 Qy