Глава 1. Нормирование в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Оценка эффективности применения правил нормирования
Выпускная квалификационная работа - МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
образовательная программа «Государственное и муниципальное управление»
Москва 2016 | Руководитель ВКР к.э.н., доцент В.А. Сергеева Рецензент к.э.н., доцент Е.Ю. Ветрова |
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Нормирование в сфере закупок товаров, работ и услуг. 7
1.1.Понятие нормирования в сфере закупок. 7
1.2. Нормативные затраты. 13
1.3. Определение требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ и услуг. 17
Глава 2. Применения механизма нормирования. 24
2.1. Этапы внедрения правил нормирования в России. 24
2.2. Международный опыт применения правил нормирования. 28
2.3. Анализ взаимодействия общественности и государства при определении требований к товарам, работам, услугам. 32
Глава 3. Анализ эффективности нормирования в сфере закупок. 39
3.1. Анализ эффективности федеральных ведомственных актов, утверждающих требования к товарам, работам, услугам. 39
3.2. Анализ сокращения бюджетных расходов при применении нормирования. 43
3.3. Проблемы и перспективы, связанные с нормированием в сфере закупок. 49
Заключение. 54
Библиографический список. 57
Приложения. 62
Введение
Отказ от административно-плановых методов управления экономикой, переход к рыночным отношениям вызвал потребность в новых экономических и правовых механизмах регулирования закупочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В современной экономике смешанного типа система государственных закупок является обязательным, неотъемлемым элементом управления и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики. Современный этап развития контрактных отношений в России связан с поиском новых методов управления, способных обеспечить рациональное и эффективное расходование бюджетных средств.
Одним из инструментов, введенным в законодательство для повышения эффективности финансового менеджмента в государственном секторе в области закупок, является нормирование. На данный момент положениями статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено два вида нормирования – нормирование затрат и нормирование товаров.
Названный инструмент исключает приобретение предметов роскоши, а также товаров, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами, и определяют количество, качество, потребительские свойства и иные характеристики товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды.
В рамках данной работы определим гипотезу, что применение правил нормирования приводит к эффективному использованию бюджетных средств и повышает эффективность финансового менеджмента в государственном секторе.
Исходя из вышеизложенного, цель настоящей работы - выработать методы и провести оценку эффективности применения правил нормирования в сфере закупок.
Для достижения заявленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Дать определение нормированию в закупочной деятельности.
2. Рассмотреть механизм применения нормативных затрат.
3. Дать характеристику нормированию свойств товаров.
4. Рассмотреть этапы внедрения правил нормирования в отечественной практике.
5. Изучить международный опыт в данной сфере.
6. Проанализировать механизм взаимодействия общества и власти при нормировании свойств товаров.
7. Определить методы оценки эффективности правил нормирования в закупочной деятельности.
8. Выявить проблемы, связанные с нормированием.
9. Разработать предложения по повышению эффективности применения правил нормирования.
Для эффективного проведения исследования необходимо четко обозначить объект и предмет.
Объектом в данном случае выступает нормативно-правовые акты, устанавливающие правила нормирования, предметом нормирование требований к товарам, работам и услугам, закупаемых государственными заказчиками.
Методологическую основуисследования составляют такие инструменты, как анализ нормативно-правовых актов, международной и российской литературы, системный анализ данных, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой метод, метод аналогий и метод обобщений.
Использование вышеназванных методов не исключает, в отдельных случаях, возможности простого изложения фактов в качестве необходимой аргументации, имеющей доказательственное значение и выявляющей особенности исследуемой проблемы.
Теоретическую основумагистерского диссертационного исследования составляют труды В.И. Антонов, О.В.Киселева, П.Г. Крадинова, В.А. Сергеева, С. Г. Хабаева, П. К.С. Щербаковой и других.
Правовую основу исследования составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Постановления Правительства Российской Федерации:
- от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
- от 19.05.2015 № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
- от 13.10.2014 г. № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов».
- от 20.10.2014 г. № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения»
- от 02.09.2015 г. № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»
- от 02.09.2015 № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами.
В первой главе рассмотрены основные теоретические и нормативные аспекты нормирования государственных закупок, определена типология инструментов нормирования.
Во второй главе представлен анализ российского и зарубежного опыта применения инструментов нормирования в сфере государственных закупок.
В третьей главе проведен анализ эффективности нормирования в сфере закупок и проблем, связанных с указанным инструментом, а также разработаны рекомендации по их устранению и дальнейшему функционированию указанной системы.
Глава 1. Нормирование в сфере закупок товаров, работ и услуг.