Методы принятия управленческих решений
Программа государственного экзамена
38.03.02 «Менеджмент»
Профиль «Производственный менеджмент (по отраслям)»
Кемерово, 2014
Программа составлены на основании учебного плана направления 38.03.02. «Менеджмент», Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф.Горбачева» (КузГТУ) и Правил государственной итоговой аттестации по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент (по отраслям)»
Правила составил доцент кафедры
производственного менеджмента Т.Г.Королева
наименование Ф.И.О
Программа обсуждена на заседании кафедры производственного менеджмента
наименование
21 октября 2014 г., протокол № 4
Зав. кафедрой производственного менеджментаТ.Г.Королева
Ф.И.О.
Согласовано учебно-методической комиссией специальности
протокол № 3, от 28.10.2014 г.
Председатель УМК направления 38.03.02
«Менеджмент» Т.Г.королева
Ф.И.О.
Общие положение
В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по направлению 38.03.02 Менеджмент (профиль «Производственный менеджмент (по отраслям)» в состав итогового междисциплинарного экзамена включены вопросы по следующим дисциплинам: теория менеджмента, стратегический менеджмент, экономика отрасли, планирование на предприятии, методы принятия управленческих решений.
Перечень вопросов к итоговому междисциплинарному экзамену разрабатывается выпускающей кафедрой и утверждается на заседании кафедры не позднее, чем за 2 месяца до начала государственной итоговой аттестации. Экзаменационные вопросы составляются в полном соответствии с программами дисциплин учебных планов. На основе разработанных вопросов формируются экзаменационные билеты, включающие 3 вопроса.
Перечень вопросов доводится до студентов не позднее, чем за 1 месяц до начала государственной итоговой аттестации.
Структура программы
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.Сущность и содержание менеджмента.Менеджмент, как наука, искусство, вид деятельности. Менеджмент как целенаправленное воздействие. Менеджмент как процесс реализации функций, подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Менеджмент – информационный процесс и работа с людьми. Типология менеджмента общая теория управления как основа менеджмента. Роль менеджмента в организации. Субъекты и объекты менеджмента. Цели и задачи менеджмента организации.
2.Эволюция управленческой мысли. Предпосылки возникновения менеджмента как особой области знаний. Российские и зарубежные школы управления: научного менеджеризма, классическая административная, человеческих отношений, социальных систем. Основные этапы и концепции менеджмента, разработанные в России. Сущность и содержание системного подхода, организация как открытая система. Ситуационный подход в менеджменте. Теория Z. Теория стратегии. Организационная культура как рычаг менеджмента. Теория инновации и лидерства. Маркетинг как концепция управления и развития демократизации управления.
3.Закономерности и принципы менеджмента.Закономерности управления различными системами. Понятие «закономерности менеджмента» и «законы менеджмента». Основные закономерности менеджмента. Механизмы и формы использования экономических законов в менеджменте. Основные институты рыночной экономики. Отношения собственности. Механизмы функционирования рыночной экономики. Государство в рыночной экономике. Три классические фактора производства: труд, земля (природные ресурсы), капитал. Факторы предпринимательской способности, технического прогресса и информации. Закон спроса. Потребности и платежеспособный спрос. Природа принципов менеджмента и их значение в теории и практике. Состав и содержание основных принципов менеджмента в современной организации. Развитие принципов менеджмента организации.
3.Организация как объект управления.Организация как целостная и открытая социально-экономическая система. Кругооборот расходов и доходов как отражение взаимосвязей между макроэкономическими агентами и субъектами хозяйствования. Макроэкономические индикаторы и индексы, влияние их динамики на работу организации. Основные сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. Эволюция научных подходов к исследованию воспроизводственного предприятия. Создание, функционирование и развитие организации как объекта менеджмента. Жизненные циклы организации. Экономический рост и развитие качества экономического роста. Концепция устойчивого экономического развития. Проблемы диспропорции экономического роста российских предприятий. Переход России на инновационный путь развития: разработка концептуальных моделей и практика реализации национальных проектов. Влияние макроэкономической нестабильности на развитие фирмы. Принципы построения организации. Внешняя и внутренняя среда организации. Основные факторы внешней и внутренней среды и их взаимодействие.
4.Цели и функции менеджмента.Миссия, цели, задачи и ценности организации. Цель как интегрирующий фактор в менеджменте. Соотношение целей и средств в процессе менеджмента. Методологические основы определения целей менеджмента (моделирование). Стратегический менеджмент как концепция управления. Метод структуризации целей (дерево целей). Управление по целям и результатам. Природа и основные признаки функций менеджмента. Субъективные и объективные факторы определения состава функций менеджмента организации. Функции менеджмента и функции субъектов менеджмента. Общие и конкретные функции. Интегрирующая роль общих функций.
5.Организационная структура управления.Понятие организационной структуры управления. Основные элементы организационной структуры управления. Генезис структур управления. Основные виды организационных структур. Жесткие, гибкие и адаптивные организационные структуры управления, иерархические и органические организационные структуры управления. Формальные и неформальные организационные структуры управления. Принципы формирования организационных структур управления. Анализ, факторы формирования и проектирование организационных структур управления, пути их совершенствования. Критерии рациональности организационных структур управления.
6.Мотивация как функция менеджмента.Потребности и интересы как основа мотивации. Основные теории мотивации и их развитие. Понятие и роль мотивации в менеджменте, классификация мотивов. Особенности применения теории мотивации в практике российского менеджмента. Формы мотивации в российской организации.
7.Контроль как функция менеджмента. Сущность и виды контроля, роль контроля в менеджменте. Характеристики эффективного контроля. Контроль как форма обратной связи. Процесс контроля. Методы контроля. Поведенческие аспекты контроля.
8.Менеджмент как процесс. Свойства и характеристики процесса менеджмента. Содержание процесса менеджмента и его этапы. Взаимосвязь и взаимодействие этапов менеджмента: цель, ситуация, проблема, решение. Взаимосвязь структуры и процесса менеджмента. Принципы организации, осуществление процесса менеджмента и пути его совершенствования. Управленческие решения и их процессобразующая роль. Требования к управленческому решению. Методология разработки, принятия и реализации управленческих решений. Природа и понятие коммуникации и их значение в управленческом процессе. Информация и ее роль в процессе менеджмента. Качественные характеристики информации. Классификация информации, используемой в процессе менеджмента.
9.Понятие и классификация методов менеджмента.Значение методов менеджмента в процессе управления. Взаимосвязь методов менеджмента с его целями и функциями. Классификация методов на общенаучные и специфические. Методы управленческого воздействия и их классификация (экономические, организационно-административные, социально-психологические).
10.Разделение и кооперация управленческого труда.Человеческий потенциал менеджмента. Понятие, сущность и роль. Характер, содержание и особенности труда различных категорий управленческого персонала. Требования, предъявляемые к управлению персоналом. Подготовка и повышение квалификации управленческого персонала. Оценка управленческого персонала. Стимулирование труда управленческого персонала и его отдельных категорий.
11.Организационное поведение.Становление поведенческой концепции менеджмента. Понятие поведения участников в системе управления организацией. Субъекты организационного поведения: личность, формальные и неформальные группы, организация как субъект хозяйственных процессов и общества. Особенности поведения субъекта в национальных и международных экономических отношениях. Руководитель (менеджер) – профессиональный управляющий и центральная фигура в системе менеджмента организации. Лидерство и стиль в менеджменте. Власть и партнерство в менеджменте. Групповые процессы в работе менеджеров. Понятие «природа групп», «ролевое взаимодействие в рабочей группе», функциональные и неформальные роли членов рабочей группы. Условия и факторы эффективности групповой работы. Понятие и природа конфликтов в организации. Типы конфликтов, причины их возникновения и методы разрешения.
12.Коммуникации в организации. Процесс коммуникаций. Барьеры и проблемы совершенствования коммуникаций в организации. Технологиясамоопределения (самоорганизация в организационном поведении).Нормы, содержание и критерии организационного поведения.Позиционирование как форма организационного поведения.Особенности позиционирования продукта, процесса, личности, проекта иорганизации. Результативность в организационном поведении.
13.Организационная культура и эффективность менеджмента.
Роль организационной культуры в повышении эффективности деятельности организации. Содержание организационной культуры, ее основные характеристики, функции и элементы. Виды организационных культур. Управление формированием, поддержание и изменением организационной культуры. Понятие «эффективность менеджмента», связь эффективности менеджмента с эффективностью деятельности организации. Динамика затрат на управление и их структуры с развитием внутренней и внешней среды организации. Общие и частные показатели эффективности менеджмента.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1.Основные задачи стратегического менеджмента. Изменение внешней среды и внутренних факторов развития организации в современной экономике. Характер изменений в экономике России. Глобализация экономики и ее влияние на устойчивость внешней среды функционирования субъектов хозяйствования. Основные стратегические проблемы современной организации. Стратегия повышения конкурентоспособности организации. Основные условия достижения конкурентоспособности: ориентация на клиента и технологии изучения лучших методов ведения бизнеса и менеджмента. Особенности разработки и реализации стратегии в условиях кризиса.
2.Роль стратегических методов управления в обеспечении конкурентоспособности организации. Развитие концепций менеджментаи становление стратегического менеджмента. Основные школыстратегического менеджмента. Понятие стратегии организации. Ключевыекомпетенции и порядок их формирования. Определение группы влиянияна выбор и разработку стратегии. Взаимосвязь миссии, стратегическихцелей и стратегии организации. Принципы и основные положениястратегии. Уровни и ключевые характеристики стратегии.
3.Этапы разработки стратегии. Особенности разработки линейных и функциональных стратегий. Типовые этапы разработки стратегии. Миссия организации как стратегическая установка. Определение целей развития, их оценка и направленность деятельности на достижение поставленных целей. Стратегический анализ, включающий анализ делового окружения и внутренних факторов развития организации. Ресурсный анализ. Выделение ключевых факторов успеха реализации стратегии. Увязка ключевых факторов с деятельностью подразделений, определением целей отдельных групп работников и подразделений организации. SWOT-анализ и его роль в оценке экономического положения организации, выборе стратегии и путей ее реализации.
4.Стратегический анализ как метод обоснования стратегии. Методы обоснования стратегии организации. Особенности анализаи оценки внутренних факторов роста и их учета при разработке стратегии.Особенности влияния внешней среды на формирование стратегииорганизации (метод PEST и др.) Оценка финансовых взаимоотношенийорганизации для разработки стратегии. Отраслевой анализ (модель 5-силПортера), портфельный анализ (метод BCG). Методы прогнозирования,используемые в разработке эволюционных и инновационных стратегий.
5.Классификация стратегий. Критерии классификации стратегии. Особенности разработки и реализации эталонных (по стадиям жизненного цикла), функциональных, отраслевых, диверсифицированных, фокусированных, наступательных, оборонных и ликвидационных стратегий. Особенности стратегий развития конкуренции, действий по продвижению товаров на рынок.
6.Реализация стратегии организации. Маркетинговые стратегии и их особенности по стадиям жизненного цикла продукта, организация работ по исполнению. Производственные стратегии, этапы их разработки и особенности реализации. Финансовые стратегии, этапы их разработки и особенности реализации. Контроль за реализацией стратегии и порядок её корректировки. Согласование кратко- и долгосрочных финансовых стратегий. Изменение организационных структур под влиянием изменения стратегии организации. Особенности внешнеэкономических стратегий. Оценка результативности и эффективности стратегии.
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.Понятие, значение и функции управленческого решения. Понятия управленческая проблема и управленческое решение. Сферы принятия управленческих решений. Экономическая, социальная, правовая и технологическая основа принятия управленческих решений. Современные концепции и принципы выработки решений. Характеристика функций управленческого решения (направляющая, координирующая, мотивирующая). Роль мотивации и организационной культуры при разработке и принятии управленческих решений.
2.Типология управленческих решений. Понятия «ситуация» и «проблема». Ситуационные концепции управления процессом принятия решения. Типология управленческих решений и их классификация. Классификационные признаки управленческих решений: цель, условия принятия, время, информация, последствия, ответственность. Виды управленческих решений. Стратегические и тактические решения. Их особенности и взаимосвязь. Условия и факторы качества управленческих решений. Лицо, принимающее решение (ЛПР), роль руководителя организации и его влияние на процессы принятия управленческих решений в организации. Сущность и виды отчетности руководителя при принятии решений. Информационные условия разработки и исполнения управленческих решений.
3.Основные этапы процесса разработки и принятия управленческого решения. Целевая ориентация управленческих решений.Постановка цели и формулировка ограничений для принятия решений.Выбор критерия принятия управленческого решения. Разработка иразвитие альтернатив.Алгоритм процесса разработки и принятия решения при различныхтипах менеджмента: ситуационном, традиционном, системном, социально-этическом, стабилизационном.
4.Условия неопределенности и риска при принятии управленческих решений. Понятие неопределенности и риска. Виды неопределенности.Методы анализа внешней среды, целевая ориентация управленческихрешений. Внешний аудит и консалтинг. Эффективность привлечениявнешних по отношению к организации консультантов. Правила выбораконсультантов. Организационные методы уменьшения неопределенности.Выбор решения по критерию максимакса. Выбор решения покритерию Сэвиджа (минимаксный критерий). Выбор решения по критерию Гурвица. Критерий пессимизма-оптимизма. Мероприятия по снижению риска.
5.Методы и модели, используемые при разработке принятия управленческих решений. Классификация методов разработки и принятия управленческих решений, их краткая характеристика. Формальные инеформальные методы принятия решений.Экономико-математические методы, методы моделирования, методывыработки решений в диалоговом режиме, количественные и качественныеэкспертные методы, алгоритмический, статистический, эвристическийметоды, методы сценариев и метод «дерево решения», топологическиеметоды. Методы диагностики. Методы и методология организациипроцесса разработки управленческого решения. Характеристика этаповпроцесса моделирования. Модели теории игр. Имитационноемоделирование.
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
1.Промышленный потенциал современной России. Структура народно-хозяйственного комплекса. Характеристика производства и потребления продукции (по основным видам). Экономическая классификация отраслей. Отраслевая структура: понятие, показатели, факторы, ее определяющие. Межотраслевые комплексы, их роль в развитии экономики страны
2.Товарные рынки. Рынок и отрасль. Типы рыночных структур. Критерии классификации рынков. Рынок олигополии. Типы олигополистического поведения. Количественные показатели структуры товарного рынка. Качественные показатели структуры товарного рынка (барьеры входа на рынок). Понятие и показатели рыночной власти
3.Трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы отрасли: состав, особенности структуры. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов. Производительность труда и ее показатели. Формы и системы заработной платы.
4.Основные фонды. Основные фонды: сущность, состав, особенности структуры в различных отраслях. Система обобщающих и частных показателей использования основных производственных фондов. Пути улучшения использования основных фондов в промышленности.
5.Оборотные средства. Производственная мощность отрасли, показатели ее использованияПонятие, состав и особенности структуры оборотных средств в отдельных отраслях.
6.Издержки производства. Издержки отрасли. Классификация затрат на производство. Калькуляция себестоимости продукции отрасли. Резервы и факторы снижения себестоимости продукции.
7.Эффективность производства. Экономическое содержание показателей прибыли и рентабельности, пути их повышения. Цена продукции отрасли: сущность, виды, ценообразующие факторы. Особенности установления цен в зависимости от типа рынка.
ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.Теория планирования. План производственно-хозяйственном деятельности, его структура и порядок разработки. Содержание и порядок разработки плана технического и организационного развития.
2.Текущее планирование. Задачи, содержание плана производства и реализации продукции. Содержание плана использования производственных мощностей и ОФ. Планирование численности ППП по категориям. Планирование повышения производительности труда по основным технико-экономическим факторам. Планирование фонда заработной платы. Задачи, содержание и порядок разработки плана МТО. Задачи, содержание и порядок разработки плана себестоимости, прибыли и рентабельности. Планирование прибыли и рентабельности. Методы планирования себестоимости.
3.Бюджетирование. Доходные и расходные статьи финансового плана и их содержание.Бюджетирование – основная форма финансового планирования.Виды бюджетов и последовательность их разработки.
Рекомендуемая литература:
1.Исаев Р.А. Основы менеджмента: учебник. "Дашков и К", 2011. – 264 с. [Электронный ресурс] //
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=958
2.Коротков Э.М. Менеджмент: учебник для вузов. "Юрайт", 2011. – 640 с. [Электронный ресурс] //
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1668
3. Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации". – М.: ИНФРА-М, 2009. http://www.biblioclub.ru/book/45051/.
4. Фомичев, А. Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для вузов. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 468 с. //
http://www.biblioclub.ru/book/116312/
5.Баринов, В. А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие /В. А. Баринов, В. Л. Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 285 с.
6.Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент: учеб. Пособиедля студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджменторганизации". – М.: ИНФРА-М, 2011. – 236 с.
7.Балдин, К. В. Управленческие решения [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов по специальности «Менеджмент организации» / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Ут-кин. – 7-е изд. – М. : Дашков и К°, 2012. – 495 с. – URL : http://biblioclub.ru/book/115788/
8. Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров, студентов колледжей, преподавателей, а также практических работников, принимаю-щих решения / В. С. Юкаева, Е. В. Зубарева, В. В. Чувикова. – М. : Дашков и К°, 2012. – 324 с. – URL : http://biblioclub.ru/ book/112334/.
9.Зайцев, М. Г. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы : учеб. пособие [для студентов, слушателей МВА] / М. Г. Зайцев, С. Е. Варюхин ; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Ин-т бизнеса и делового администрирования. – 2-е изд., испр. – М. : Дело, 2008. – 664 с.
10.Лукичева, Л. И. Управленческие решения : учебник для студентов вузов / Л. И. Лукичева, Д. Н. Егорычев ; под ред. Ю. П. Анискина. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2007. – 383 с.
11.Мендель, А. В. Модели принятия решений [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» / А. В. Мендель. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 465 с. – URL : http://biblioclub.ru/ book/115173/.
12.Разработка управленческого решения : учеб.-метод. ком-плекс / авт.-сост. Ю. Н. Барышников; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации – М. : РАГС, 2010. – 60 с.
13. Поздняков, В. Я. Экономика отрасли: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / В. Я. Поздняков, С. В. Казаков. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 309 с.
14.Савкина Р. В. Планирование на предприятии. Учебник. [Электронный ресурс] http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116498
15.Боркевич В. И. Прогнозирование и планирование экономики: учеб.пособие. – Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.