Формы монополистических объединений
Основными целями создания монополистических объединений являются:
· формирование мощных экономических структур, способных конкурировать на мировом рынке;
· освоение новых рынков;
· устранение конкурентов на мировом рынке.
Картель (нем. Kartell; от ит. cartello - карточка)- форма монополистического объединения без потери производственной и коммерческой самостоятельности предприятий. Среди известнейших образований типа картеля в истории мировой экономики можно выделить Phoebus cartel – соглашение о разделе рынка ламп накаливания между американской фирмой General Electric, германской Osram и нидерландской Phillips, действовавшее с 1924 по 1939 гг.С 1935 по 1939 гг. действовал Международный медный картель (International Copper Cartel; ICC)), в который входили 5 компаний – крупнейшие производители меди в мире. В настоящее время образования термин «картель» чаще всего используется для обозначения крупных преступных организаций – т.н. «наркокартелей»: например, картель Кали, Медельинский картель (оба – Колумбия); картель Хуареса, Гвадалахарский картель (оба – Мексика).
Синдикат (англ. syndicate) представляет собой объединение предприятий, предусматривающее потерю его членами коммерческой самостоятельности. Реализация продукции осуществляется единым сбытовым центром синдиката. Устанавливаются единые сбытовые цены и одинаковые условия реализации товаров, заготовки и получения сырья и т.п.
Синдикаты являлись популярной формой организации бизнеса в дореволюционной России. Среди крупнейших объединений подобного типа можно выделить «Продамет», «Продаруд», «Продвагон», «Продуголь».
Трест (англ. trust) – объединение предприятий с полной утратой самостоятельности входящими в него предприятиями.
Консорциум (от лат. cоnsortium - соучастие, сотоварищество)- временное соглашение между несколькими компаниями для совместного размещения кредитов или осуществления совместного промышленного проекта с целью извлечения монопольных прибылей. Среди известных современных образований типа консорциума можно выделить BAPCo consortium, членами которого являются 8 крупнейших фирм, действующих в области создания программного обеспечения для компьютеров, в т.ч. Microsoft, Intel, Dell, Hewlett-Packard; консорциум Ericsson Hewlett Packard Telecom (EHPT), образованный шведской фирмой Ericsson и американской Hewlett-Packard.
Крупнейшим современным консорциумом является Blu-ray Disc Association (BDA) – международное объединение компаний, разрабатывающий новый формат оптических дисков Blu-ray емкостью 50 Гб. Консорциум основан в 2002 г. Его членами являются 18 фирм: Apple Inc.; Dell, Inc.; Hewlett-Packard; Sun Microsystems; Twentieth Century Fox; Walt Disney Motion Pictures Group; Warner Bros. Entertainment (все – США); Hitachi Ltd.; Mitsubishi Electric; Panasonic Corporation; Pioneer Corporation; Sharp Corporation; Sony Corporation; TDK Corporation (все - Япония); LG Electronics; Samsung Electronics (обе - Южная Корея); Philips (Нидерланды); Thomson SA (Франция).
Пул - объединение нескольких компаний, в котором прибыль поступает в общую кассу, а затем распределяется между участниками согласно определенной пропорции.
Корнер (англ. corner) – временное объединение нескольких компаний с целью накопления и отсрочки реализации каких-либо товаров, с целью создания дефицита и повышения цен на данные товары.
Ринг (англ. ring) - временное объединение нескольких компаний о скупке товара с целью монополизации его реализации на рынке;
Финансово-промышленная группа (ФПГ) – совокупность предприятий, полностью или частично объединившее свои материальные и нематериальные активы на основании договора о создании финансово-промышленной группы. Выделяется два типа ФПГ: взаимоблокирующие (нет формального центра; формируются вокруг крупного банка); холдингово - пирамидальные группировки (с обязательным владением контрольных пакетов акций других фирм, формируются вокруг холдинга). В рамках ФПГ выделяются: руководящий центр (обычно холдинг или банк); подразделения, занимающиеся финансовой деятельностью (банки, страховые, трастовые, лизинговые и инвестиционные компании, дилерские сети, брокерские конторы); подразделения, производящие и реализующие продукцию.
В 1995 г. был в РФ был принят закон «О финансово-промышленных группах», включающий 7 глав (22 статьи): I. Общие положения (4); II. Государственная регистрация финансово-промышленных групп (5); III. Управление в финансово-промышленной группе, ведение дел финансово-промышленной группы (2); IV. Деятельность финансово-промышленной группы (4); V. Контроль и отчетность в финансово-промышленной группе (2); VI. Ликвидация финансово-промышленной группы (3); VII. Заключительные положения (2).
Концерн (нем. Konzern) - объединение предприятий путем установления финансового контроля над ними с помощью покупки контрольного пакета акций. Термин обычно используется для обозначения немецких компаний подобного типа. В русском языке чаще всего используется термин «финансово-промышленная группа»; в японском – «дзайбацу». Для обозначения предприятия конгломеративного типа в немецком языке используется термин Mischkonzern.
Стратегический альянс (англ. strategic alliance) – взаимовыгодный долгосрочный формальный союз, сформированным между двумя или больше предприятиями, с целью реализации набора согласованных целей. Стратегические альянсы приносят предприятиям следующие преимущества: увеличение капитала; уменьшение риска при инновациях; передача технологий; экономия на масштабе. Основные этапы формирования стратегического альянса: разработка стратегии (strategy development); оценка партнера (partner assessment); согласование контракта (contract negotiation); операции в рамках альянса (alliance operation).
В Японии существуют 2 специфических формы монополистических объединений: «дзайбацу» и «кейрецу».
Дзайбацу (англ. zaibatsu) представляет собой объединение предприятий конгломеративного типа, как правило, находящееся в собственности одной семьи. В число «большой четверки» японских дзайбацу, сформировавшихся во второй половине XIX в., компании «Мицубиши», «Мицуи», «Сумитомо» и «Ясуда». После Русско-японской войны 1904-05 гг. возникло еще несколько дзайбацу, по значению уступавших первым четырем – «Окура», «Фурукава», «Накайима», «Асано», «Фуджита», «Кавасаки», «Нисан», «Мори», «Ничицу», «Номура», «Рикен» и «Шибусава».
Во время оккупации Японии союзниками после II мировой войны дзайбацу были расформированы; имущество, принадлежащее семьям, владевшими ими, было конфисковано. Компания «Мацушита» также была признана дзайбацу и подлежала роспуску, однако была спасена своими работниками, собравшими 15 тыс. подписей в защиту фирмы.
Несмотря на запрет деятельности, фактические связи между предприятиями, входившими в дзайбацу сохранились и, спустя некоторое время, большинство из них были преобразованы в кейрецу (англ. keiretsu) – объединения холдингового типа, сформированные вокруг крупного банка, выступающего в роли материнской компании. При этом один крупный банк может возглавлять два кейрецу.
В настоящее время, к наиболее известным кейрецу относятся: «Мицубиши», «Санва» (банк, стоящий во главе обеих объединений – «Бэнк оф Токио-Мицубиши»), «Мицуи», «Сумитомо» (во главе обеих последних объединений стоит банк «Сумитомо Мицуи бэнкинг корпорейшн»), «Фуйо», «Дай-Ичи Каньо» (во главе обеих объединений стоит «Мицуо бэнк»).
Модели объединений предприятий, схожих по организационной структуре с кейрецу, существуют и в других странах – например, это «Вирджин груп» (Великобритания), «Тата груп» (Индия), «Сиско системс» (США) и др.
Южнокорейский вариант дзайбацу именуется «чеболь» (англ. chaebol). К числу наиболее известных чеболей относятся всемирно известные компании «Дэву», «Самсунг», «Хюндай», «Эл. Джи».
В последние десятилетия в сфере авиационного транспорта широкое распространение получили «авиационные альянсы» (англ. airline alliance) – объединения авиационных компаний, призванных обеспечить безопасность международных перевозок, а также создание совместных диспетчерских и информационных сетей. К самым известным современным авиационным альянсам относятся:
В 2004 г. в России был создан авиационный альянс AiRUnion.В состав группы входят компании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Омскавиа», «Самара» и «Сибавиатранс». В настоящее время в рамках альянса координируется маршрутная сеть; сами компании являются юридически самостоятельными, однако предполагается создание единой компании.
Ценовая дискриминация
Английский экономист Дж. Робинсон (Joan Violet Robinson; 1903-1983) дает следующее определение ценовой дискриминации (англ. price discrimination): «Продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям известна как ценовая дискриминация»[43].
Если спрос потребителя неэластичен, монополист может поднять цену товара - спрос уменьшиться на небольшую величину. Соответственно, в случае эластичного спроса на товар цену следует уменьшить.
Существует опасность, что потребители, получившие товар по сниженной цене, станут перепродавать по цене несколько большей, но не такой высокой как для других потребителей. Поэтому монополист вынужден ограничивать реализацию товара в одни руки. Например, обычным покупателям определенный товар продают по цене в 500. рублей, а пенсионерам – по 400 руб. Предприимчивые престарелые граждане вполне могут, выходя из магазина, перепродавать товар по 450 рублей. Обычно таких проблем не возникает на рынке услуг, которые нельзя перепродать.
Выделяют 3 вида ценовой дискриминации:
· каждая единица товара реализуется по цене спроса на нее, а так как цена спроса различна у разных покупателей, то и возникает дискриминационный эффект (дискриминация первой степени, совершенная дискриминация);
· цена продукции одинакова для всех потребителей, но отличается в зависимости от количества приобретаемых товаров (дискриминация второй) степени: выступает в форме скидок на приобретение товаров;
· разным покупателям продукция реализуется по разным ценам (дискриминация третьей степени).
Дж. Робинсон приводит следующие примеры ценовой дискриминации:
1. Предоставление частных услуг: доктор ставит гонорар за свой труд в зависимости от состояния здоровья пациента;
2. Рынки, на которых ведет торговлю монополия, отделены друг от друга (географически или посредством таможенных барьеров): и в этом случае выгодно устанавливать разные цены на один и тот же товар;
3. Демпинг: производство товаров на экспорт по низким ценам;
4. Непреднамеренная дискриминация: товары продаются по специальным заказам и поэтому покупатель не может узнать по какой цене покупают товар другие.
5. Дискриминация при покупке труда: «наблюдается, когда договор о найме заключается в отдельности каждым работником»[44].
Ценовая дискриминация может возникнуть только в случае, если продавец в состоянии сегментировать рынок, т.е. тем или иным путем установить насколько эластичен спрос различных покупателей. Необходимо, например, выяснить уровень дохода покупателя, а также каким временем он обладает для совершения сделки купли-продажи (чем меньше это время, тем менее эластичен спрос), насколько важен этот товар для него.
Легальные барьеры
Монополия ограничивает выход на рынок другим фирмам при помощи так называемых «легальных барьеров», или «входных барьеров» (англ. barriers to entry). К их числу относятся:
· Исключительные права, полученные от правительства. Некоторые барьеры для входа на рынок являются результатами правительственных мер, которые предоставляют фирмам статус единственного продавца;
· Патенты, лицензии и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственные технологии. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает. Идея патентов и авторских прав состоит в том, чтобы поощрять фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты и процессы путем гарантирования изобретателям исключительных прав на то, чтобы реализовать на рынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только на ограниченный период. Создаваемая таким образом монополия является временной. Например, авторское право на издание произведений А.С.Пушкина принадлежало его семье в течение двадцати пяти лет, затем Александр II в виде исключения продлил эту монополию еще на 25 лет, в результате в 1887 году, когда книгоиздатели получили возможность выпускать книги Пушкина без разрешения семьи, было издано его книг больше, чем за предыдущие 50 лет.;
· Собственность на все предложение какого-либо производственного ресурса. Монополия может также поддерживаться в результате владения всеми источниками предложения конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара;
· Фирмы, у которых есть технологические секреты, обладают монополией, если другие фирмы не могут воспроизвести их приемы обработки и производства продуктов;
· Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы рынок обслуживался двумя или более продавцами. Это может способствовать установлению монопольной власти и стать барьером для входа на рынок других фирм (монополия, защищая свой рынок сбыта, может устанавливать относительно низкие цены, соответствующие своим низким издержкам, недоступным для «новичков» на рынке).
· Высокие расходы на транспортировку данного вида продукции, что приводит к появлению локальных монополий.