Представление отдельных видов иллюстративного материала
В выпускной квалификационной работе используется иллюстративный материал в виде графических изображений. Графические изображения представляют собой условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков, схем. Графический способ облегчает рассмотрение данных, делает их наглядными и выразительными. На графическом изображении сразу видны пределы изменения показателя, сравнительная скорость изменения разных показателей, частота их изменения.
Кроме геометрического образа, графическое изображение содержит ряд вспомогательных элементов: общий заголовок изображения, словесные пояснения условных знаков, оси координат и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателя.
Рассмотрим некоторые виды графических изображений.
Диаграмма - один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных. Диаграммы бывают разных видов: линейные, радиальные, точечные, плоскостные, объемные, фигурные. Вид диаграммы зависит от вида представляемых данных и задачи ее построения.
Среди диаграммпо частоте использования выделяются столбиковые диаграммы, представляющие показатели в виде столбика, высота которого соответствует значению показателя. Пример оформления диаграммы представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Денежные заработки (средние) работников-мужчин, работающих в течение всего года в режиме полного рабочего времени, 1990г.[1]
Часто на столбиковой диаграмме при сравнении показателей по группам, совокупностям показываются относительные величины, одно из значений которых принимается за 100 %.
График – это изображение, передающее (обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба) основную идею явления или процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.
Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Следует избегать дробных значений масштабных делений по осям координат.
На осях координат должны быть указаны условные обозначения отложенной величины и ее размерность в принятых сокращениях. На графике следует использовать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, помещают на график только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в легенде графика. Так же поступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений по осям координат.
Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то числовые деления на осях координат следует начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная функциональная зависимость.
Пример оформления графика представлен на рисунке 3.
При построении графических изображений следует руководствоваться следующими правилами:
1. Все иллюстрации в выпускной квалификационной работе должны быть пронумерованы и снабжены названиями.
2. Слово «Рисунок» пишется полностью, затем арабской цифрой указывается порядковый номер рисунка, после чего приводится название рисунка.
3. Название помещается под рисунком по центру.
4. Ссылки на иллюстрации не следует оформлять как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется их название. Если речь идет о вопросе, связанном с иллюстрацией, в тексте помещают ссылку, либо в виде заключенного в круглые скобки выражения, например (см. рис. 1.3), либо в виде специального оборота, например: как показано на рисунке 1.3.
5. Нумерация рисунков является сквозной для всего текста выпускной квалификационной работы. При большом количестве рисунков допускается их нумерация в пределах глав. Например, если рисунок расположен во второй главе и имеет порядковый номер пять, то нумерация рисунка будет следующей: «Рисунок 2.5 – Наименование рисунка».
6. Если рисунок заимствован из какого-либо источника, то необходима ссылка на этот источник. Данная ссылка помещается сразу после названия рисунка и имеет общую со ссылками на таблицы нумерацию.
Объемные иллюстративные материалы могут быть вынесены в приложения.
Оформление ссылок.На все приводимые литературные источники должны быть ссылки в работе с указанием номеров страниц.
Ссылки на источники литературы проставляются автоматически (Вставка – Ссылка – Сноска - Внизу страницы – Вставить).
Например:
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным факторы является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их “вычленить” невозможно[2].
В случае использования цитат или цифровых данных, заимствованных из литературы, обязательно должна приводиться ссылка на источник внизу соответствующей страницы или в конце цитаты ставится номер источника (в квадратных скобках) согласно списку использованной литературы.
Схематично структура выпускной квалификационной работы представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура выпускной квалификационной работы
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Введение. Во введении приводится краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по проблеме исследования; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям.
В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав выпускной квалификационной работы и сформулировать основные её результаты.
Введение должно состоять из следующих частей.
А) Актуальность[3].Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к ВКР. Для студента-выпускника выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, и других явлений, которые актуализируют выбор темы. Освещение актуальностиработы должно быть немногословным. Достаточно в пределах 2-3 страниц машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы.
Б) Объект и предмет исследования. Объектизучения - это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта. Предметизучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться. База исследования – это предприятие, на котором проводится исследование. Иными словами, если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему его выпускной квалификационной работы. Для предмета исследования формулируются цель и задачи.
В) Цель и задачи исследования. Цель исследования - конечный итог работы, мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки выпускной квалификационной работы студентом-выпускником. Исходя из развития цели работы определяются задачи исследования.
Задачи исследования представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы по достижению основной цели. Обычно задачи формулируются в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.). Формулировки задач необходимо производить тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав выпускной квалификационной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.
Г) Методы исследования. Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Иными словами, метод — это совокупность приемов, а прием — это часть метода.
Например, при исследовании, возможно, использовать следующие методы:
• изучение и анализ научной литературы;
• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
• моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование;
• аналитическая группировка данных, графическое изображение;
• горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчётности,
• методы абсолютных, относительных и средних величин;
• методы корреляционно-регрессионного, факторного анализа и др.
Д) Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная выпускная квалификационная работа теоретической или практической.