Цели и задачи регулирования природопользования
Существует пять принципов регулирования природопользования:
- принцип платности;
- принцип научной обоснованности охраны окружающей среды;
- принцип экономической ответственности;
- принцип комплексности;
- принцип хозяйственного расчета;
- принцип соблюдения баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями.
Целью госрегулирования природопользования является обеспечение рационального использования природных ресурсов посредством применения методов экономического регулирования природопользования.
В соответствии с поставленной целью регулирование природопользования призвано выполнять следующие задачи:
- обеспечение рационального использования природных ресурсов;
- комплексность в использовании природных ресурсов
В настоящее время организация системы государственного регулирования природопользования включает: 1) формирование экологической политики; 2) выработку стратегии природопользования; 3) выбор методов государственного регулирования природо-пользованием; 4) создание информационно-информативно-правового обес-печения управления природопользованием; 5) формирование инфраструктуры для обеспечения регулиро вания в сфере природопользования.
К действенной форме государственного регулирования приро-допользования относится экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой, хозяйственной и иной деятельности эко-логическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения воз-можных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окру-жающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Большое значение в государственном регулировании природо-пользования имеет экологическая сертификация. Она представляет собой деятельность специальных органов по подтверждению со-ответствия сертифицированного объекта (продукция, технологи ческие процессы, отходы производства и потребления, природ ные ресурсы, экологические услуги) предъявленным к нему эко логическим требованиям. Видами экологической сертификации являются: •обязательная (с 1996 г. в нее включается только сертифика ция экологической безопасности производств предприятий и орга низаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные технологии); •с 1996 г. предусмотрено одновременное введение доброволь ной экосертификации. К функциям государственного регулирования природопользо вания относят также экологическое аудирование. Это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-пред-принимателей по обеспечению рационального природопользова ния и охраны окружающей природной среды от вредных воздей ствий, включая состояние очистного и технологического оборудо вания, их соответствие требованиям законодательства РФ, прово димые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем. Экологический контроль — это совокупность организационно- правовых мер, обеспечивающих принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических тре-бований. Задачами экологического контроля являются: 1. Наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности. 2. Проверка выполнения планов и мероприятий по охране при-роды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоров-лению окружающей природной среды, соблюдение требований при-родоохранительного законодательства и нормативов качества ОПс.
Действенным механизмом государственного регулирования природопользования должно быть финансовое обеспечение. Фи-нансирование является одним из способов регулирования. Фи-нансирование — это обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами.